Философская антропология М. Шелера и А. Гелена



ВВЕДЕНИЕ

Философская антропология - наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия. Это вся совокупность философских идей, концепций, учений, трактующих тему человека, ставящих человека в центр своего внимания.

Философская антропология стремится найти ответы на вопросы:

· "Чем человек отличается от других живых существ?"

· "В чем сущность человека?"

· "В чем смысл человеческого бытия?" и др.

В рамках философской антропологии осмысливаются такие специфические человеческие экзистенциалы, как любовь, страдание, страх, смерть, смех и др.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ЧЕЛОВЕКА

Интерес к проблеме человека в мировой философии наблюдался всегда. Не было эпохи, когда мыслители не задавались вопросом "Что есть человек?", однако большую часть истории философской мысли изучение человека не рассматривалось как первоочередная задача. Напротив, некоторые считали, что увлечение данной темой мешает глубокому истолкованию других, более значимых тем.

Например, в Новое время, когда обнаружилось, что Земля вовсе не является центром Вселенной, а человек вовсе не есть ее средоточие, возникло желание освободить познание от чисто человеческих предрассудков, вынести человека "за скобки" познаваемого мира.

На разных этапах различно решалась проблема природы и сущности человека.

В эпоху Античности человек рассматривался, как часть Вселенной, микрокосмос. Среди самых известных теорий человека можно назвать учение Платона о бессмертии души, взгляд Аристотеля на человека, как на социальное животное, и концепцию софистов о том, что человек - мера всех вещей. Философов этой эпохи не интересовали индивидуальные и личные качества, человек мыслился как обезличенное существо, отражающее некий универсальный образ человека.

 

Эпоха Средневековья приносит идею творения и индивидуальной души. Человек одновременно и греховное (природное) и духовное, верующее существо. Бог создал человека, наделив его телом и душой. Единство этих двух составляющих придает человеку особый статус в мире - он выступает своеобразным посредником между царством духа и царством природы. Поэтому человек, с одной стороны, близок к Богу, с другой - сродни животным.

Эпоха Возрождения выдвигает на первый план в человеке творческое активное начало. Человек - величайшее чудо, существо, которому бог даровал свободу. Человек выступает уже не в роли мастера, копирующего образцы Великого Художника-Бога (смысл творчества в Средневековье), а он как таковой понимается как художник-творец самого себя.

Новое время на первый план в человеке ставит разум. Основателем новоевропейского рационализма вообще и антропологического рационализма в частности по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования. Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевший большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в философии Нового времени. Знаменем такой концепции может служить название работы Ж. Ламетри – «Человек – машина». Согласно ему, существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.

Разумность была той чертой, которая отделяла человека от животного, а потому все, что не удовлетворяло критерию разумности, исключалось за пределы человеческого и лишалось многих прав: животные, дети, представители первобытных культур (которые неслучайно получили название примитивных, так как не вписывались в представления европейской культуры о прогрессе), люди, с нарушениями в развитии или душевном здоровье и др.

Особенность перечисленных периодов - существование единого и общепризнанного подхода к решению вопроса, что собой представляет человек. Конец 19 века - начало 20 века знаменует собой антропологический переворот, произошедший в философии. В этот период появляется большое число философских школ и концепций, которые, во-первых, делают человека центром своих философских поисков, а во-вторых, по-разному решают проблему человека.

Рассмотрим основные направления.

Марксизм

Согласно концепции К. Маркса, человек - продукт социальных отношений. Исторические традиции, обычаи, культурные стереотипы - все это активно воздействует на любого индивида. Глубинные, "родовые" характеристики человека - это итог мировой истории, результат социальных воздействий. "Человек как таковой" — только абстракция, фиксирующая эту бесконечность качеств, вложенных в каждого индивида социумом. Равным образом, Я — индивид как таковой — тоже абстракция; Я есть микрокосм, в котором "...история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших ему или современных индивидов, а определяется ею". Таким образом, добро и зло в человеческой природе, любовь или эгоизм Маркс объясняет не самой этой природой, а социальными обстоятельствами, или, как он выражается, "предпосылками", наделяющими индивидов теми или иными качествами.

Философская антропология М. Шелера и А. Гелена

Философская антропология должна синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией, объясняющей природу и сущность человека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, как биологически ущербном, непригодном для животной жизни существе. Человек, как биологический вид принципиально отличен от животных, т.к. не наделен от природы инстинктами, необходимыми для самостоятельного существования. Этот «недостаток» в свою очередь, делает его независимым от природы, открытым для любых иных возможностей, что привело к развитию интеллекта, творчества и появлению культуры.

Развитие идей о биологическом начале в человеке привело к формированию особой дисциплины - этологии, дисциплины, изучающей генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей. Основателем ее был К. Лоренц, который, например, считал, что мораль - искусственный механизм для контроля за человеческой агрессией. У животных существуют инстинктивные формы, которые позволяют блокировать агрессию к другим своим сородичам - борьба за самку носит ритуальный характер и редко заканчивается гибелью кого-то, у животных есть особые позы смирения, которые позволяют показать проигрыш и остановить агрессию соперника. Иначе обстоит дело у человека.

Цивилизация, снабдив человека разнообразными орудиями для убийства и мучения собратьев по виду, не смогла или не успела дать ему соответствующую способность гасить и перенаправлять агрессию. Человек вооружен лучше, чем волк, а по умению контролировать эмоции сопоставим с другими приматами, последствия этого мы и пожинаем. Лоренц, однако, высказывал убежденность, что справиться с разрывом между способностями к нанесению вреда и к самоконтролю нам поможет культура.

Согласно этологии нет ничего в человеческом поведении, чего мы бы не могли найти в животном мире. Наверное каждому из нас знакомо чувство прокрастинации, когда вместо того, чтобы заниматься важным и нужным делом, например написанием курсовой работы, мы перемываем посуду, наводим порядок, смотрим сериалы и занимаемся другими "срочными" делами. Оказывается, это поведение имеет вполне определенные биологические механизмы: https://youtu.be/kgaIbDvP_KI


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!