Великая Отечественная война в истории отечественной культуры.



С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу. Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа. Большой эмоциональный заряд нес плакат И.М. Тоидзе "Родина-Мать зовет!", стилистически связанный с плакатом Д.С. Моора времен Гражданской войны "Ты записался добровольцем?". Огромной популярностью пользовались также плакаты В.Б. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" и Кукрыниксов "Потеряла я колечко", изображавший Гитлера, "уронившего колечко" из 22 дивизий, разгромленных под Сталинградом. Плакаты были действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом.

С начала войны интенсивно шла эвакуация учреждений культуры. Уже к ноябрю 1941 года в восточные районы страны удалось эвакуировать около 60 театров Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Только в Узбекскую ССР были эвакуированы 53 вуза и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. В Кустанае разместились коллекции Исторического музея, Музея революции, наиболее ценная часть фондов Библиотеки им.В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков и Исторической библиотеки. В Пермь были вывезены сокровища Русского музея и Третьяковки, в Свердловск - Эрмитажа. Союз писателей и Литературный фонд переехали в Казань, а Союз художников СССР и Художественный фонд - в Свердловск.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений XX века - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении.

Появились и такие известные и любимые многими и сегодня произведения отечественной литературы как главы романа М. Шолохова "Они сражались за Родину", "Наука ненависти", повесть В. Василевской "Радуга". Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара". О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С. Шагинян и Ф.В. Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А. Фадеева "Молодая гвардия". Публицистика тех лет представлена статьями К. Симонова, И. Эренбурга. Скульптурным символом военных лет и памятью павшим войнам стала 13 - метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная после войны в Берлине в Трептов-парке.

"Оттепель" в советской культуре. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И.Эренбурга с названием "Оттепель" и до открытия процесса над А.Синявским и Ю.Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Само понятие "оттепель" в социокультурном плане имело два смысла:

- символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

- реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".

В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.

Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы:

Какова роль советской интеллигенции в обществе?

Каковы ее взаимоотношения с партией?

Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф.Кочетов - журналы "Октябрь", "Нева", "Литература и жизнь" и примыкавшие к ним журналы "Москва", "Наш современник" и "Молодая гвардия") и демократов (А.Твардовский - журналы "Новый мир", "Юность"). Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А. Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына.

Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов "Современника" и "Таганки". Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма.

3 вопрос. Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции а сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы "сверху". Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27-28% от общего числа вузов, в них обучались 8-12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента1. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция.

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

Многообразие направлений и жанров художественной культуры не перечеркнуло значения, и ценности многих художественных произведений советского времени. В творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Наибольший расцвет получили такие виды искусства, как кинематограф, театр и музыка.
Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблем в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.
Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.
Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила, популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыки угас. Поэтому музыкальное искусство тоже прошло сложный период в своём развитии. Музыка отечественных сочинителей последнего десятилетия прошлого века и нашего времени менее всего зависит от общественной ситуации, это искусство в России стало уделом творчески свободных людей. Композиторы академической ориентации сегодня продолжают активно сочинять музыку. Более того, её развитие, ранее скованное нормами «соцреализма», ныне очень динамично. В настоящее время активное развитие получают различные виды классической музыки: от «камерной музыки» до духовной. Музыканты-исполнители высокого класса, в предыдущие десятилетия ориентированные на Запад, возвращаются на Родину. С трудом развиваясь на новой рыночной основе, высокое искусство постепенно возвращает себе духовный авторитет в обществе. Развитие музыки в конце XX начале XXI века показало и её безграничные возможности развития.

4 вопрос. Суть каждого исторического времени, с одной стороны, ярче и точнее всего отражают литература и искусство, а с другой, они сами творят новый мир с его ценностями и смыслами, формируют социокультурный генотип человека. Двадцать лет, прожитые страной в условиях строительства капитализма, только подтвердили эту давнюю истину. Ведь подлинный художник призван не только отражать действительность, но и угадывать – часто интуитивно, помимо своей воли – глубинные тенденции ее развития, из которых вырастает будущее. А значит, и воздействовать на них – нередко гораздо глубже и сильнее, чем ученые и политики, не говоря уже о людях «прозаических» профессий.

Во-первых, это обусловлено самой природой культуры, которую нельзя свести к узкой сфере общественной жизни или совокупности институтов культурной деятельности и результатов художественно-культурного производства, тем более к сегменту рынка, хотя она существует и в такой интернет-прикладной форме. Все эти проявления культуры как человеческой природы и как способа осуществления человеческого в человеке в конкретных социальных и пространственно-временных параметрах и составляют реальное бытие культуры. Его качественные особенности, противоречия и тенденции развития обусловливают становление (или разрушение) человеческого начала во всех сферах жизнедеятельности людей.

Во-вторых, нельзя не отметить пока еще далеко не преодоленные препоны на пути социокультурного анализа литературы и искусства: недостаточную научную разработанность его методологии, отсутствие репрезентативной системности проводимых исследований и слишком малый массив научной, особенно социологической информации для объемной квалификации состояния и тенденций развития культуры и искусства в условиях слома одной общественной системы и драматического создания другой.

В-третьих, надо признать, что в «бурном потоке» огромных социально-экономических, политических, внутренних и международных перемен подлинная картина происходящего в культуре, особенно художественной, покрыта мраком не только для рядового читателя, зрителя, но и для самого художника. А потому она отличается невероятной сложностью для исследования. В этих условиях культурологические обобщения и выводы лучше всего делать на экспертных оценках самих деятелей культуры и искусства, непосредственно включенных в современный художественный процесс.

«Возрождение подлинной культуры», условием которого является уничтожение преж­ней культуры как «орудия советского социализ­ма», что мы вливаемся в мировую цивилизацию и только так станем самими собой. Прошедшие «два десятилетия русской истории» – это время, «за которое наше общество вышло из коммунистической утопии» (Андрей Зубов).

Последние двадцать лет отечественные литература и искусство не дали ничего достойного тех великих потрясений и острейших, поистине судьбоносных проблем в жизни великого народа, которые случились на переломе двух веков и тысячелетий.… Именно поэтому так важно и интересно понять, почему так случилось, что литература и искусство «разбились вдребезги», столкнувшись с реальной действительностью данной эпохи? Тем более общественные предпосылки к новым культурным высотам были... Разве можно отрицать, например, оправданность и творческую продуктив­ность отмены цензуры, обретения художником творческой свободы, исчезновение «железного занавеса» между отечественной и мировой культурой. Только ра­дость даже у далекого от искусства человека может вызвать, например, тот факт, что в Москве с 1990-х гг. работает более 200 театров – от Большого до под­вальных, по стране их число еще больше. Формой поддержки и развития этого искусства стали популярные общероссийские (и международные) фестивали «Золотая маска», «Чеховский фестиваль», региональные – «Театр без границ».

Однако, несмотря на эти впечатляющие позитив­ные сдвиги, общий вывод со страниц прессы и в творческих кругах все чаще звучит пессимистически: происходит явное вырождение творческого потен­циала российской литературы и искусства; в художе­ственной культуре доминируют разрушительные тен­денции, губительные последствия которых мы пока еще недостаточно осознаем. Аргументы пессимистов трудно оспоримы: сбросив прежние идеологические и цензурные оковы, со­временный российский художник очутился в не­проходимых рыночных джунглях, где тяжело вы­жить, не то, что добраться до художествен­ного Олимпа.

Произошла смена художественно-творческого процесса (по природе своей спонтанного) массовым производством символической продукции – культурной индустрией. Раньше доминировало авторское предложение, ограничиваемое – или прорывающее их – идеологическими соображениями и административными рычагами давления, ныне творчество определяет спрос, направляемый, прежде всего, выгодой и интересом арт-продюсеров, приватизировавших различные сегменты системы производства символической продукции. А главный, определяющий интерес состоит, во-первых, в увеличении доли прибыли и, во-вторых, в консервации статус-кво, позволяющего и дальше извлекать эту прибыль. Художественно-творческая деятельность как способ самовыражения таланта сменилась его функциональным участием в индустрии культуры, художественное произведение стало товаром, изготавливаемым в процессе производства символической продукции для рынка. Благодаря двум главным факторам – рынку и электронике – изменился «способ производства», социальная технология создания, распространения и потребления продукта художественного творчества как системы производства символической продукции.

Изменился и социальный статус основных участников художественного процесса, прежде всего художника: его творческое самовыражение сменилось функциональным участием в производстве символической продукции. Процесс этот оскорбительно грубо, но точно сравним с заменой ремесленного производства на индустриальное. Доминирующим звеном в этой системе производства символической продукции стал рынок, определяющий и создание, и потребление этой продукции не только в организационно-экономических, но и в содержательно-личностных параметрах.

Рынок – это не только определенная форма организации экономической жизни, это – тип культуры, определяющий отношения между людьми, их духовно-нравственные качества и эстетические вкусы, сам творческий процесс в литературе и искусстве.

Расщепление искусства на элитарное – для «избранных» и массовое – для «быдла», которое отражает распад социума практически адекватно разверзшейся социальной пропасти в обществе, а также стимулирует расслоение сознания по сословному признаку.

Главная беда состоит в том, что на рынке символической арт-продукции суррогатный масскульт порождает суррогатные массовые вкусы. Но массовая культура – это явление вне искусства как такового, хотя авторы «арт-продуктов» называются у нас писателями, художниками, композиторами и т. д. По мнению народного артиста России Аристарха Ливанова, таких отравленных художественно неполноценной арт-продукцией духовно неполноценных зрителей, читателей «становится все больше и больше… Наступает эпоха «Муси-пуси»!»

5 вопрос. В марте этого года в Иркутском национальном исследовательском техническом университете при сотрудничестве с Иркутской региональной общественной организацией «Рериховское культурное творческое объединение» и Иркутским отделением Международной Лиги Защиты Культуры прошла конференция под названием «Культура как национальная идея России». У человека со стороны появится улыбка: «Мол, авторы - мечтатели, живут в абстрактных понятиях их тема совсем не актуальна, когда проблем иных с всякими кризисами и так хватает». Но давайте разберёмся, что же такое Культура и на сколько она абстрактна…
Когда ребёнка с малых лет учат говорить «спасибо», здороваться, проявлять иные примеры уважения к людям, мы можем сказать, что этому ребёнку прививают элементы Культуры. И после, со временем, когда «спасибо» становится не автоматически сказанным словом, а искренним выражением благодарности, человек наполняется высоким светлым чувством и, более того, тот, к кому эта благодарность проявлена, начинает ответствовать взаимностью. Таким образом, выстраивается сердечный мост взаимопонимания. Мы можем сказать, что в этом есть Культура, Культура взаимоотношений.
Когда мать заботливо указывает на цветок в лесу, и ты вглядываясь наполняешься восторженным чувством от увиденной красоты. Тогда приходит понимание, что красотой наполнено всё вокруг. И любовь к природе становится неотъемлемой частью тебя. Да. И в этом тоже будет Культура.

Когда поход в музей, в храм искусств, перестаёт быть мучительной болью в ногах. Когда наше сердце начинает вибрировать на нечто высокое и сказочно-реальное в картинах. Тогда благодарность наполнит нас к тем, кто создавал эти произведения и к тем, кто с детства водил нас в музеи и прививал любовь к прекрасному. И в этом Культура будет непременным участником.
Когда музыка задевает некие струны в нас, заставляя звучать восторженно на гармонию в ней, в этом будет наше понимание одной из граней Культуры.
Когда в трудный момент твоей жизни, кто-то бескорыстно протягивает тебе руку помощи, тогда ты ощущаешь ту прекрасную Культуру в человеке, которая подвигла его тебе помочь.
Когда бытовые проблемы уходят на второй план, от того, что мы осознали нечто более значимое и теперь можем вздохнуть полной грудью. Когда жизнь наша наполняется прекрасными звуками, образами, возможностями проявить своё сердечное участие в чём-либо прекрасном. Тогда мы можем сказать, что нечто утончённое и высокое вошло в нашу жизнь. И во внутренней тишине мы открываем для себя пространство сердца. Именно здесь рождается Культура.
Сердечное участие всегда искренно, всегда, по личному убеждению, происходит. Не по приказу, не по долгу службы, не за деньги - тем и ценно.
Подвиги героев, действующих бескорыстно «не во имя своё», всегда вдохновляли народное сознание и от малых лет каждого человека, когда тот ещё не обременён проблемами текущего часа. Они, действующие по зову сердца, становились примерами того, как надо жить. Они живые в истинном смысле. Наполнены жизнью, т.е. постоянным стремлением в область прекрасного будущего! Память о них хранит народ!
Именно инициативой народной, общественной открывается наиболее значимое и близкое сердцу этого народа.
Таким образом, мы можем отметить, что Культура является неотъемлемой частью народного сердца.
Если мы будем смотреть не с позиции нужд одного лишь брюха, то поймём, что Культура – это основание жизни. Культура – воздух, напитывающий нас силами к благородным действиям. Культура – огонь подвига, зовущий в прекрасное будущее. Культура – вода, дающая жизнь всем лучшим начинаниям. Мы поймём, что сама жизнь с её постоянным стремлением в область более совершенного напитана Культурой. А нам лишь стоит выкарабкаться из скорлупы собственных страхов и предрассудков и ощутить её всеобъемлющий пульс, звучащий вокруг и в себе самом.
Но как не просто это и с какими усилиями происходит хоть какое-то малое продвижение в этом направлении. И зачастую, помимо преодоления в себе мешающих элементов приходится преодолевать непонимание и противодействие из вне.
Накануне конференции случилось следующее событие, заставившее посвятить ему круглый стол. 7 марта сотрудники силовых структур и сотрудники министерства культуры совершили беспрецедентное покушение на свободную общественную культуру. Из общественного музея имени Н.К. Рериха в Москве были силой безосновательно изъяты около 200 картин Рерихов. Была остановлена работа музея. Сотрудники музея были в жёсткой форме отстранены от своих обязанностей и удерживались около суток как заложники. Взломанная дверь музея, угрозы сотрудникам музея, пренебрежительное отношение к картинам, шедеврам мировой значимости - всё это происходило при участии органов правопорядка, а главное при участии работников министерства культуры.
Картины были увезены в музей Востока, в тот музей, который претендует и на всё Наследие Рерихов в общественном музее и на здание этого музея.
И опять человек со стороны скажет: «Какая разница, где эти картины выставлены?».
Но надо будет ему сказать, что если мы уважаем творчество художника, мы будем стремиться понять глубже это творчество, понять то, на чём оно строилось. В данном случае творчество Рерихов строилось на философии космизма, философии Живой Этики. Но именно эта философия является ненужной в представлении музея Востока о Рерихах. Впечатление от картин во многом зависит от того как сделана экспозиция, какой темой объединены картины. В общественном музее Н.К. Рериха есть зал, посвящённый Живой Этике, что является принципиально верным – основополагающей идее отведён один из главных залов.
Так же мы будем стремиться уважать то будущее, которое завещал художник для своего творчества, ту форму, которая смогла бы максимально раскрыть потенциал Наследия. В нашем случае С.Н. Рерих ясно изъявил и задокументировал свою волю о том, что Наследие должно быть в общественном музее, который он создал сам, вне подчинения министерству культуры и музею Востока. Объясняя это тем, что в подчинении этим структурам деятельность музея не имела бы той широты и той активности.
Его слова подтвердились относительно общественной формы музея успешной работой этого музея более 20 лет, многочисленными российскими и зарубежными наградами за деятельность этого музея.
Его же слова подтвердились и относительно министерства культуры и музея Востока. То, что происходит последние несколько лет, беспрецедентные притеснения музея, и как апофеоз всего этого, события 7 марта, говорит, во-первых, о нескрываемой неприязни упомянутых выше двух структур, а точнее ряда чиновников в них, к общественному музею имени Н.К. Рериха; во-вторых, это говорит о непонимании ими сути Наследия Рерихов, имеющего мировое значение, на управление которым они претендуют. Характер их действий далёк от той атмосферы сотрудничества и миротворчества, которой наполнено Наследие.
Также человеку со стороны нужно будет знать, что увезённые картины в музей Востока не обязательно будут выставлены для зрителя. Ведь во владении государственных структур находится большая коллекция картин Рерихов. Часть из них находится там вопреки воли С.Н. Рериха. Эти картины там уже очень продолжительное время. И томятся они в запасниках посмотреть их простой человек не может.
То, как сотрудники общественного музея пытаются самоотверженно выполнить волю С.Н. Рериха, вызывает огромное уважение к ним. Действуют по совести! Противостоящие им, на общее обозрение показывают, кем являются на самом деле!
Возвращаясь к конференции, нужно сказать, что участники во время обсуждения на круглом столе сложной ситуации с общественным музеем Н.К. Рериха в Москве единогласно приняли решение ввести в текст резолюции пункт о поддержке Международного Центра Рерихов и его общественного музея.
В рамках конференции докладчики представили доклады по следующим направлениям: «Роль культуры в развитии человека и общества», «Культура - синтез искусства, науки и религии (философии)», «Пространство Культуры – будущее России», «Сибирь ХХI века в условиях культурного многообразия и взаимодействия». Всего было зачитано около 30 докладов.
Учёные, преподаватели вузов, школ, педагоги и воспитатели детских садов, студенты и школьники - каждый в своей сфере отметил необходимость Культуры, не как абстрактного понятия, но как активной действующей силы, способной менять нашу жизнь к лучшему!
Россия, наша Родина, пережившая многие испытания, взрастившая немало настоящих героев известных и неизвестных, достойна того, чтобы Культура в её истинном значении стала национальной идеей. Как дань памяти всем самоотверженным труженикам на общее благо! Как жизненная необходимость! Культура!


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!