Общая характеристика культуры советского периода.



Семинарское занятие №8.

Митронькина Карина, 19ФБ1.

1 вопрос. Культура России конца XIX — начала XX века имела основу в художественных традициях, эстетических и моральных иде­алах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личнос­ти в человеке, его достоинстве и ценности. В России оформился особый историко-художественный период, который его современники на­звали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры.

У исследователей нет единого мнения о хронологических рамках «серебряного века». Тем не менее, его началом право­мерно считают знаменитую речь Ф.М. Достоевского на откры­тии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, свя­занные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

Неповторимость «серебряного века» проявляется, прежде всего, в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианско­го сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ниче­го», — скажет о себе и своих современниках А.А. Блок.

Духовная жизнь России этого периода отличалась небыва­лой насыщенностью, продолжением прекрасных художе­ственных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась прин­ципиальная установка на «новизну». В то же время в политике прави­тельства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребностей государства. Около 10% го­сударственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой сто­роны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации об­разования, усиление цензуры и влияния церкви на общество. В этих условиях размежевание творческих сил способство­вало расколу художественного мира на два полярных созна­ния, основанных на альтернативном восприятии эпохи «ка­нунов и надежд». Экстенсивный в своих глобальных иска­ниях, «серебряный век» был интенсивным в творческом со­держании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный по­иск новых форм содействовал появлению символизма, акме­изма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом, господствующим мировоззрением и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

«Серебряный век» — явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыденном смысле слова, а свидетель­ство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.

Система образования. В 80—90-е годы возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образо­вания были государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища, причем в университет можно было поступить, только из гимназии. Государственных гимна­зий функционировало очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала обра­зование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали со­здаваться коммерческие училища.

Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет и росту чис­ленности их тиражей. Крупнейшие издательства И.Д. Сытина, А.С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении.

Наука. Конец XIX — начало XX вв. — период выдаю­щихся открытий в русской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. Выдающийся эмб­риолог, микробиолог и патолог И.И. Мечников явился осно­воположником новой отрасли знания — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе. Он создал разработал современные представления о процессах пищеварения и кровообращения, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская

премия.

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев. Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органи­ческие в зеленом листе растения под воздействием сол­нечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.

Литература. В художественной литературе сосуществова­ли две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская.

Традиции критического реализма гуманизм, народность и гражданственность — развивали И.С. Тургенев, Н.А. Не­красов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М. Горький, Л.Н. Толстой и др.

Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных реше­ний, представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов.

Архитектура. Поиски нового стиля продолжаются и в ар­хитектуре, где в начале XX века оформились три направле­ния: модерн, нерусский стиль, неоклассицизм.

В стиле модерн архитекторы подчиняли внешний вид зда­ния его внутреннему содержанию. Делались попытки выявить и показать свойства новых строительных материалов — бето­на, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля было связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихот­ливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Крупнейшими представителями стиля модерн стали Ф.О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Моск­ве (ныне дом-музей А.М. Горького), В.Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь».

Живопись. В русском изобразительном искусстве сосуще­ствовали противоположные направления: с одной стороны, реалистическое, продолжавшее традиции академической жи­вописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардного направления, обращенного к духовным исканиям.

Скульптура. На рубеже XIX — XX вв. оформляются раз­личные направления и в скульптуре. Реалистические тенден­ции получили развитие в творчестве А.М. Опекушина (памят­ник А.С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антакольского, создавшего галерею скульптурных пор­третов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I). Автором монументальных скульптурных произве­дений был М.О. Микешин (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма вначале XX в. скульпторы А.С. Голубкина («Железный», «Иду­щий») и С. Т. Коненков («Ника», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и световые контрасты.

Музыка. Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонто­ва (впоследствии — С.И. Зимина). Деятельность русского му­зыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна, способствовала популяризации нацио­нальной музыки. Пропагандой русских и зарубежных компо­зиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения Г.Я. Ломакиным.

Русские меценаты не просто отдавали средства на культу­ру — это было сотворчество. Так, при участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью. На его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов, художников-декораторов, была впервые поставлена эта опера.

Вопрос.

Общая характеристика культуры советского периода.

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой "серебряного века" и Русского зарубежья - составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.

Особенности культуры в первые годы Советской власти. К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие:

- утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности;

- активное использование культуры в уничтожении социального неравенства.

Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с тем культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е годы культурная революция превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы.

В.И. Ленин в работе "Странички из дневника" так определил ее основные задачи:

1. О ликвидация культурной отсталости и прежде всего неграмотности населения страны;

2. Об открытие простора для развития творческих сил трудящихся;

3. О формирование социалистической интеллигенции;

4. Об обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

Духовная и художественная культура периода тоталитаризма. В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е годы культурная жизнь в Советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с "капиталистическим окружением" и "построения социализма в отдельно взятой стране" на основе внутренних сил. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции.

Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение.

Проработки "несознательных" интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х годов они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Наступил новый этап в развитии художественной культуры. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод социалистического реализма. В его утверждении в области литературы большую роль сыграл Горький, который был давним противником символизма, футуризма и прочих направлений авангарда. Приехавший по приглашению Сталина в 1929 году, он сделал доклад на первом съезде советских писателей, который и считается официальным признанием социалистического реализма в качестве ведущего метода советского искусства. В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников - рьяных противников всяких новшеств в живописи - в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) , члены которой, руководствуясь принципами "партийности", "правдивости" и "народности", разъезжались по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты. Особенно много они работали в армии, поэтому главными меценатами их выставок выступали Ворошилов и Буденный. вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!