Воспоминания современников об Алексии



Прот. Валерий Ильин :

Я видел в нем ревностного служителя Божия. Он мне рассказывал, как в 1920–30-е годы был лишен избирательных прав, как он не мог обувь купить, как был псаломщиком в Павловске. Он сидел в тюрьме, был в Свирских лагерях. Потом его судимость сняли. Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина – говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Он настойки делал – на хрене и на шишках. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку. Придешь к нему – ложку даст, заставляет икру есть... Очень он любил книги. Мы их друг другу дарили.

Награды

Церковные:

набедренник (7 января 1953)

камилавка

наперсный крест (24 мая 1955)

крест на клобук (25 февраля 1964, вместе с возведением в сан архиепископа)

вторая панагия (1 июня 1988, во внимание к церковным заслугам)

орден Русской Православной Церкви равноапостольного князя Владимира II степени (11 мая 1963 года, от Святейшего патриарха Алексия (Симанского)

орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского II степени (11 января 1980, в связи с 70-летием со дня рождения)

орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского I степени (июль 1985, в связи с 75-летием со дня рождения).

Светские:

медали СССР "За боевые заслуги," "За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

грамота командующего войсками Ленинградского военного округа Маршала Советского Союза Л. А. Говорова с благодарственной записью (при увольнении в запас, 1945)

орден СССР Отечественной войны 1-й степени и юбилейная медаль "40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1985)

Глава 3.БОГ СОХРАНИЛ РОССИЮ или удивительные совпадения

Гитлеровские войска напали на СССР 22 июня 1941 года, когда Православная Церковь отмечала День всех святых, в земле Российской просиявших (это переходящий праздник, он зависит от празднования Пасхи и в 1941 году попал на 22 июня). Возможно, вспомнив православную традицию, в день объявления войны Сталин обратился к народу, сказав не «товарищи», а «братья и сестры».

6 декабря 1941 года, в день памяти великого князя Александра Невского, фашистские войска отвернули от Москвы – это был первый переломный момент в войне.

12 июля 1942 года, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, образовался Сталинградский фронт, Сталинградская битва оказалась переломным моментом в ходе войны.

12 июля 1943 года, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, произошло крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой, окончательно похоронившее гитлеровскую операцию «Цитадель», и началось контрнаступление советских войск на Курской дуге.

4 ноября 1943 года, на празднование Казанской иконы Божией Матери, советскими войсками был взят Киев.

6 мая 1945 года, в день памяти Георгия Победоносца, правительство гросс-адмирала Карла Денница, преемника Гитлера, дало согласие на капитуляцию вермахта и объявило на весь мир о поражении Германии. В этот же самый день православная Россия праздновала Пасху.

9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный «С днём победы!».

Парад Победы на Красной площади был проведён 24 июня – в День Святой Троицы.

Чем можно объяснить, почему вышедшие на трамвайную остановку — и трамвай ведь шел прямо в центр города! — немцы застряли на этой остановке на два года, и так и не сумели взять Ленинград? Да, защитники города проявили чудеса мужества и героизма, но разве у солдат, кто оборонял Брест, Киев или Смоленск, не было мужества? А Москва? Все линии обороны были прорваны, танковые колонны немцев вырываются на Волоколамское шоссе, и только панфиловцы прикрывают столицу, но они останавливают немцев. И совсем непостижимо случившееся в Сталинграде. Легко пройдя тысячи километров, гитлеровцы не сумели пройти последних метров до Волги. 27 сентября, на Воздвиженье Креста Господня, группа Павлова отбила четырехэтажный дом, и в течение трех суток, пока не прибыло подкрепление, удерживала его, отбивая яростные атаки. Чудо, да… Существует предание, которое приводит в книге «Заступница Усердная» иеромонах Филадельф, о явлении митрополиту Гор Ливийских Илие самой Божией Матери. Богородица открыла ему тогда, что должно быть сделано в России: необходимо возобновить по всей стране богослужения, обнести вокруг Ленинграда чудотворную икону Казанской Божией Матери, совершить молебен перед этой иконой в Москве, икона должна побывать и в Сталинграде...

Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и Советского правительства и передал то, что было ему в видении. Это, возможно, предание... Но есть и факты.

Сталин прекратил гонения на Русскую Православную церковь. Начали открываться храмы, из лагерей начали возвращаться священники, было восстановлено полноценное Патриаршее управление. Крестный ход

совершили в Ленинграде, и в Москве отслужили большой молебен перед Казанской иконой Божией Матери. Танковые колонны и боевые самолеты получили имена русских святых, а ордена святых Александра Невского и Федора Ушакова появились на груди наших генералов и адмиралов...

И не поэтому ли Ленинград так и не был взят, немцев отбросили от Москвы, а под Сталинградом изменился ход войны. Немцы уже видели Волгу, но не могли пройти последние метры, словно невидимая стена вставала перед ними. И это было так же удивительно, как и церковь иконы Казанской Божией Матери, что продолжала стоять среди обращенного в руины города.

Над Прохоровкой во время сражения в 1943 году в небе на некоторое время появилось изображение образа Божьей Матери, такого как на иконе Курская “Знамение”. Если бы видели это 1-2 человека, то вряд ли придали этому значение, но очевидцами были десятки людей. После боёв видели прохоровцы и лестницу, которая спускалась с неба и по ней поднимались души погибших солдат. Видение это повторялось несколько раз и в разных местах сражения.

В одной из проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без особого покровительства Божия». «Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружён, настолько превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе как чудо».

Из воспоминаний очевидцев чудес Божиих

«На войне атеистов нет», – говорят фронтовики. В трудный час, на пороге близкой смерти миллионы русских сердец горели молитвой к Богу. И Господь отзывался на каждый искренний призыв.

Вот что рассказал о себе наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов). В молодости он был неверующим человеком. Когда началась Великая Отечественная война, его, офицера, призвали на фронт. На прощание мать дала ему иконку Божией Матери и завещала: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице – Она тебе поможет!» Материнское напутствие не изгладилось из памяти: согревало, вселяло надежду.

Однажды с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был ранен. С трёх сторон немцы, с четвёртой – вязкое болото. Тут-то и вспомнил он материнский наказ. Поотстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: «Богородица Дева, если Ты есть – помоги!» Помолился и возвращается к своим – а рядом с ними стоит старушка, обращается к ним: «Что, заплутали, сынки? Пойдёмте, я вам тропочку покажу!» И вывела всех по тропочке к своим. Отец Алипий отстал опять и говорит старушке: «Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!» А «старушка» ему отвечает: «А ты Мне ещё всю жизнь свою служить будешь!» – и пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за «старушка»!

И слова те оказались неложными: действительно, и служил он потом всю жизнь Божией Матери – долгие годы был наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Этот рассказ был записан в Дивееве со слов известной старицы – схимонахини Маргариты.

Протоиерей Василий Швец в «Чудесах от Казанской иконы Божией Матери» пишет:

«Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: "Я не оставлю Россию".

2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не оставлю Россию".

3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаситель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю её. Накажу, но сохраню..."».

Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожив около ста лет.

Заключение

Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех ресурсов страны. Миллионы воевали на фронте и трудились в тылу. В годы Великой Отечественной войны. Православная Церковь объединилась с Советской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Церковь не только оказывала материальную поддержку Красной Армии, но и морально поддерживала людей на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Исследуя тему, я поняла, что наша Церковь и народ – единое целое, что Церковь всегда являлась оплотом для государства и своего народа. В вере народ черпает духовные силы. 

Православие и в наши дни оказывает огромное влияние на моральный дух армии, на духовно-нравственный климат армейской жизни и способствует процессу обучения и воспитания воинов в духе патриотизма, верности воинскому долгу и присяге.

Литература

1.Заступница усердная. Иеромонах Филадельф. «Шестоднев». 2003г.

2. Ферберов А. Спаси и сохрани. – М., 2006.

3. Чудеса на дорогах войны. – М., 2005.

4. Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. – М., 2001.

5.http://www.portal-slovo.ru

6.http://www.mpda.ru/site_pub/172346.html

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!