Глава 2.Священники в годы войны.



Приложение1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

Общеобразовательная школа №2 п.Спирово

 

 

Исследовательская работа:

« Священники и чудеса Божьи

В годы

Великой Отечественной войны»

 

     Выполнила: ученица 5 а класса

Петрова Василиса

       Руководитель:

         учитель русского языка

 и литературы

высшей категории

Галимович С.В.

Спирово – 2019

Оглавление

Введение…………………………………………………3

Глава 1.Помощь Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны……………………………………………3-5

Глава 2.Священники в годы войны…………………………..5-6

2.1. Священники в рядах Красной Армии…………………6-10

Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплёв)..10-13

Глава 3.БОГ СОХРАНИЛ РОССИЮ………………………………..13-16

Заключение……………………………………………………….16

Литература…………………………………………………………16

Введение

В 2020 году празднуется 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа - подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, День Победы - остается неизменным. Все дальше уходит от нас этот день, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим дедам победа в одной из самых жестоких войн человечества и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. Важнейшую роль в победе Советского Союза над врагом сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух, патриотизм, жажда мести за нарушенную мирную жизнь, за родных и близких. На победу вдохновляла и вера. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили … в Бога. Долгие десятилетия сведения о роли Православной Церкви в годы войны замалчивались, об этом нельзя было говорить. Но прошло время, изменилась страна, изменилась и история. Раскрываются все новые и новые ее страницы. И среди них особое место занимают материалы о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Цель: показать значение подвига русского духовенства и верующих мирян в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • проследить, какова была роль русской православной церкви в годы войны;
  • рассказать об участии духовенства и верующих мирян в военных событиях;
  • показать, как вновь укреплялась в сознании людей православная вера, и как это повлияло на исход отдельных сражений и Великой Отечественной;
  • рассказать о чудесах, которые происходили во время сражений

Методы исследования: анализ, систематизация, описание.

Гипотеза: церковь не только внесла свой вклад в победу, но и сыграла решающую роль в военных событиях.

Глава 1.Помощь Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны

30 декабря 1942 года митрополит Сергий (Страгородский) обратился к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Православной Церкви с призывом: «Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского». По инициативе митрополита Сергия верующие и священнослужители стали собирать деньги на устройство танковой колонны «Дмитрий Донской». На танки было собрано, не считая золотых и серебряных вещей, больше 8 миллионов рублей. В конце войны возле Берлина русские воины увидели колонну могучих танков, на каждом из которых светлой краской было начертано: «Построен на средства Православной церкви». Создание танковой колонны было не единственным случаем изготовления военной техники на церковные деньги. По инициативе прихожан Казанской церкви г. Ельца, на собранные ими 50 тысяч рублей, был отправлен на фронт танк, названный в честь святого князя Александра Невского. С этого времени началось формирование воздушной эскадрильи, так же названной именем великого национального героя.  По всей стране собирались пожертвования на строительство самолётов (эскадрилья «Александр Невский»), на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Только за первые три военных года 200 храмов Московской епархии собрали 12 миллионов рублей на нужды фронта.

Эстафету от верующих приняли рабочие танкового завода Челябинска. В короткий срок было построено 40 танков "Т-34". Они и составили колонну с надписями на башнях боевых машин "Димитрий Донской". Ее передача частям Красной Армии состоялась у деревни Горелки, что в 5 километрах северо-западнее Тулы, по месту расположения комплектующих военных лагерей. Грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. Вручать танки, по поручению Патриарха, приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Это была первая в годы войны официальная встреча церковного иерарха с бойцами Красной Армии. На торжественном митинге, обращаясь к танкистам, митрополит призвал: «Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!»

Средства для победы над фашистскими захватчиками собирались даже на оккупированной территории, а это было настоящим героизмом. Псковский священник Федор Пузанов под боком у фашистских властей умудрился собрать около 500 тысяч рублей пожертвований и передать их на "большую землю".

Владыка Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский, призывал людей к пожертвованиям на нужды армии, совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение теплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны.

С каждым годом войны сумма церковных взносов заметно росла. В конце 1944 года каждая епархия прислала в Синод отчеты по специальной форме о своей патриотической деятельности. Выяснилось, что к этому времени общая сумма церковных взносов на нужды войны, по предварительным данным, составила более 200 миллионов рублей. По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 года было собрано более 300 миллионов рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Реально же общая сумма была, конечно, больше на несколько десятков миллионов, так как далеко не везде был организован четкий учет взносов.

 

Глава 2.Священники в годы войны.

Сегодня мало кто знает о священниках, которые воевали на фронтах, в тылу врагаво время Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Статистики никто не вел. Но священники не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более пятидесяти – «За доблестный труд во время войны», несколько десятков – медалью «Партизану Великой Отечественной войны». А скольких еще награды обходили стороной?

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие из них были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.

В городе Орле весь период немецкой оккупации успешно действовал подпольный госпиталь, одним из руководителей которого был врач В. И. Турбин, в 1930-е годы тайно принявший монашество. Благодаря его личному мужеству и самоотверженности медперсонала в этом госпитале удалось спасти несколько оказавшихся в плену бойцов Красной армии. После лечения их переправили через линию фронта. Представители православного духовенства оставались верными основным принципам и заповедям христианства. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности.

Совершенно особое место в истории церкви военного времени занимает участие и помощь партизанскому движению. Летом 1942 года через партизанские подпольные группы почти всему духовенству на оккупированных территориях было передано послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия «К верным чадам Русской Православной Церкви». Патриарший местоблюститель призывал людей оказывать всяческую поддержку подпольной борьбе с врагом: "Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизанам, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению из фашистского плена". Этот призыв получил широкий отклик среди духовенства и простых верующих. Приходские священники были тесно связаны со своими прихожанами через исповедь. Благодаря этому в сельских приходах, особенно отдаленных, помощь партизанским отрядам со стороны священников была достаточно частым явлением.

Формы помощи были различными: они снабжали партизан продуктами, медикаментами, предоставляли кров для отдыха партизан, лечили их раненых, доставали документы, писали фиктивные справки, укрывали молодежь, участвовали в разведках и воевали с оружием в руках.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!