Шум, шов, шар, штаб, башня, душ, шаблон, шелк, жар, жаба, желуди, жбан, нажива, жук, жонглер, тяжба, буржуи, ожог.
Жутко жуку жить на суку.
Поспешишь- людей насмешишь.
Раньше кончишь, раньше поспеешь.
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Яшма в замше замшела.
Самшит, самшит, как ты крепко сшит!
Марш ваш –
Наш марш.
Я –
Чуваш
Послушай,
Уважь.
Марш
вашинский,
Так
по-чувашски…
В.Маяковский
Звуки Ч-Щ
(Звук Ч – переднеязычный, смычно-щелевая африката, звук Щ – переднеязычный, небный щелевой)
Звуки Ч и Щ – сложные звуки. Звук Ч = ТЬ+Ш, звук Щ = ШЬШЬШЬ.
1. Произнесите: Ч, Щ, Ч, Щ, Ч, Щ.
2. Произнесите слоги: ЧИ, ЧЕ, ЧЁ, ЧЮ, ЧЯ, ЧИ.
ЩИ, ЩЕ,ЩЁ, ЩЮ, ЩА, ЩИ.
3. Произнесите упражнения: ЧИЩЩИ, ЧЕЩЩЕ, ЧЁЩЩЁ, ЧЮЩЩЮ, ЧАЩЩА, ЧИЩЩИ.
ЩИЧЧИ, ЩЕЧЧЕ, ЩЁЧЧЁ, ЩЮЧЧЮ, ЩАЧЧА, ЩИЧЧИ.
4. Материал для закрепления:
Щи, щавель, щит, щетка, щепка, лещ, вещь, борщок, морщины, мщение, чай, чудак, чулки, час, дача, спички, качели, плечо.
Течет речка, печет печка.
Не верь чужим речам, а верь своим очам.
Волки рыщут – пищу ищут.
Хоть на час, да вскачь.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
У слепых я учился и зрячих,
Я учился всегда и везде.
На чужих я учился удачах,
На своей я учился беде.
К. Кулиев
|
|
Плавниками трепеща,
И зубаста, да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
М.Горький
Звуки Л-Р
( Л – сонорный, переднеязычный, зубной смычно-проходный, Р – сонорный, небный, дрожащий)
При правильном произнесении звука Л рот открыт, а кончик языка упирается в альвеолы верхних резцов. При произнесении ЛЬ кончик языка и его часть упирается в верхние зубы. При правильном произнесении звука Р рот открыт, кончик языка, поднимаясь к верхним резцам, вибрирует, ударяясь и отскакивая. При произнесении звука РЬ кончик языка вибрирует у верхних резцов, ударяясь о них, весь язык напряжен.
1. Произнесите: Л, Р, Л, Р, ЛЬ, РЬ, ЛЬ, РЬ.
2. Произнесите слоги:
ЛИ, ЛЭ, ЛО, ЛУ, ЛА, ЛЫ, ЛИ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЯ, ЛИ.
РИ, РЭ, РО, РУ, РА, РЫ, РИ, РЕ, РЁ, РЮ, РЯ, РИ.
3. Произнесите упражнения:
ЛИЛЛИ, ЛЭЛЛЭ, ЛОЛЛО, ЛУЛЛУ, ЛАЛЛА, ЛЫЛЛЫ.
РИРРИ, РЭРРЭ, РОРРО, РУРРУ, РАРРА, РЫРРЫ.
4. Материал для закрепления звуков:
лак, лом, лук, лес, лифт, люк, лапа, лимон, лайка, лапша, рама, радость, рубрика, народ, сорока, порыв, узор, топор, вор, пирует.
Жил-жир, сел-сер, красть-класть, ложь-рожь, ложки-рожки, город-голод, жалить-жарить, лапка-репка, даль-дар, сор-соль.
|
|
У злой Натальи все люди – канальи.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Раз солгал – не пропал, а навек лгуном стал.
Все бобры для своих бобрят добры.
Против вражьей лжи ухо востро держи.
Легко хвалиться, легко и свалиться.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
Над горою Арарат
Две звезды в ночи горят.
Можно ли до них добраться?
Можно! – люди говорят.
Л.Ошанин
Заключение
Красиво должен звучать не только голос актера, но и его речь, благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения, небрежностью в выговаривании.
Нельзя переносить в сценическую речь привычные в жизни искаженные словесные комплексы, такие, например, как «чек», вместо «человек», «мо быть» вместо «может быть» и т.д. Это делает речь неразборчивой, звучащей не эстетично, не выразительно.
Данное исследование дало возможность автору понять и оценить важность поставленной проблемы, а главное не только в теории, но и на практике изучить способы устранения дефектов речи.
|
|
Приведенные в работе специальные упражнения для разработки и совершенствования артикуляционного аппарата, были апробированы самим автором и могут в действительности оказать помощь тем, кто заинтересован в изучении данной проблематики, а также тем, кому необходима помощь в устранении собственных недостатков речи.
Известный французский актер и педагог Коклен-старший называл четкую артикуляцию «вежливостью актера». Да и в жизни небрежная артикуляция воспринимается как неуважение к собеседнику. По словам К.С. Станиславского, «произношение на сцене – искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности».
В свою очередь техника необходима для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Известно, что на интуицию откликается только то, что натренировано. Значит, надо развивать природные голосо-речевые данные, обогащать палитру выразительных средств речи до такой степени, чтобы аппарат воплощения был рабски подчинен внутренним приказам творящего человека.
Список используемой литературы.
1. Гегелия Н.А.
Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
|
|
2. Леонарди Е.И.
Дикция и орфоэпия. – М.: изд.: «Просвещение», 1967.
3. Савкова З.В.
Техника звучащего голоса (метод. пособие). – М.: 1988.
4. Савкова З.В.
Как сделать голос сценическим. – М.: «Искусство», 1975.
5. Чарели Э.М.
«Культура речи» ( метод. пособие). – Сврд.: 1990.
6. Сценическая речь (учебник). Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю.Промптовой . – М.: 3-е изд. ГИТИС, 2002.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!