Массаж и гимнастика артикуляционного аппарата.



Гимнастика частей артикуляционного аппарата – это специальный цикл упражнений, направленных на развитие периферических органов речи ( губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба и т.д.), принимающие участие в голосообразовании и произношении звуков речи.

Гимнастика артикуляционного аппарата создает нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений в речевом аппарате, необходимый для развития звучания речевого голоса, ясной и четкой дикции.

  Задача гимнастики: снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать нужные и необходимые мышечные движения, умение свободно владеть и управлять частями артикуляционного аппарата.

       Занятия ежедневно проводят в хорошо проветренном помещении, лучше всего в одно и то же время, избегая грубых артикуляционных движений.

  Занимающийся должен помнить, что самое главное – это выработка свободных и эластичных движений без мышечного напряжения.

     Гимнастику артикуляционного аппарата следует проводить перед зеркалом, т.е. контролируя ее зрительно.

   Во время гимнастики пользоваться полным дыханием, артикуляционные упражнения выполнять ритмично и с произношением звука.

       Нарушение ритма в этом случае может привести к расстройству некоторых звуков, а возможно и всего речевого аппарата.

    Перед гимнастикой следует провести массаж лица. Основные приемы массажа: поглаживание лица руками и «пальцевой душ» ( поколачивание лица подушечками пальцев).

Гимнастика и массаж артикуляционного аппарата усиливают также кровообращение в области периферической части речевого аппарата.

 С приведенные ниже упражнений следует начинать любое занятие по сценической речи. 

Упражнение 1.

Задача: снятие мышечного зажима артикуляционной и мимической мускулатуры(лица, лба, области щек, переносицы и т.д.) и подготовка всех частей речевого аппарата к гимнастике с произношением звуков.

Кончиками пальцев поглаживания или легкие постукивания от середины лба к ушам, затем вокруг глаз и к середине лба. Такие же движения совершаются от подбородка к ушам. Затем к носу и обратно. Каждое движение совершается 2 – 3 раза. Весь комплекс повторяется 6 – 8 раз.

Упражнение 2.

Задача: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу.

Произнести несколько раз: К-Г, К-Г, Г-К, Г-К, затем медленно беззвучно А-Э-О – почти не раскрывая рта, а раскрывая полость зева. Повторить 4 – 6 раз.

Упражнение 3.

   Задача: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения мышцы шеи и затылка. Произнести медленно беззвучно А-Э-О , стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторить 4 – 6 раз при разных положениях головы: вверх, вниз, вправо, влево.

Упражнение 4.

  Задача: активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, освободить от мышечного напряжения мышцы шеи, верхней части грудной клетки и ротоглоточной полости.

1. Слегка сверху вниз погладьте горло и верхнюю часть груди: так же, сверху вниз, похлопайте шею и грудь кончиками пальцев. Затем произнесите медленно беззвучно А-Э-О.

2. Произведите имитацию полоскания горла, а затем производите «полоскание» рта и горла. Делайте это поочередно 4 - 6 раз .

Упражнение 5.

Задача: снять мышечное напряжение нижней челюсти и дна ротоглоточной полости.

Рот раскрыт, расстояние между зубами – 2 пальца, сложенных вместе. Произнести звукосочетание АМ… АМ… АМ… (звук А – тихим легким шепотом, звук М – голосом). Проделать 4 – 6 раз.

Упражнение 6.

Задача: сеять напряжение верхней и нижней губ, способствовать координированной их работе со звуком.

1. Произнесите ГН…ГН…ГН…, энергично подтягивая вверх верхнюю губу.

2. Произнесите КС…КС…КС…, энергично опуская нижнюю губу.

3. Произнесите поочередно, то поднимая вверх верхнюю губу (ГН…ГН…ГН…), то опуская вниз нижнюю губу (КС…КС…КС…).

Для тренировки верхней губы следует применять звукосочетания: ГЛ, ВЖ, ЖЛ, ДЛ, ГН, ВН, ТН, ДН.

Для тренировки нижней губы – КС, ГЗ, Ж, БЗ.

Упражнение7.

Задача: снять излишнее напряжение мышц языка и способствовать формированию внутриглоточной артикуляции. Произнести полным голосом: И-Э, фиксируя кончик языка у нижних зубов. Произнести О-У, оттягивая язык глубоко в ротоглоточную полость. Проделать упражнение поочередно: И-Э (язык на губах), О-У (язык глубоко во рту). Проделать 4 – 6 раз.

Упражнение 8.

Задача: снять напряжение мышц затылочной области и способствовать формированию внутриглоточной артикуляции.

Наклон головы назад – вдох, возвращаясь в исходное положение, на выдохе – произнести тихим, легким шепотом И-Э-А-О-У-Ы (поднимая вверх нижнюю губу). Повторить полным голосом. Проделать 4 – 6 раз.

Упражнение 9.

Задача: снятие мышечного зажима окологортанной мускулатуры.

Повороты головой справа налево с произнесением И-Э-А- О-У-Ы (сначала полным голосом, затем тихим, легким шепотом). Проделать 4 – 6 раз.

Упражнение 10.

Задача: укрепление нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Органу следует произвести легкий массаж (поглаживание). Губы массируют подушечками пальцев от середины к углам рта. Проделать 4-5 раз. Нижняя челюсть – легкое поглаживание челюсти от подбородка к теменной области. Язык – массируйте легким закусыванием кончика.

 Гимнастика для губ:

1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень опустить, мягкое небо приподнять. Верхняя губа слегка приподнята.

Затем выполняем упражнения, рассчитанные на борьбу с вялыми, малоподвижными губами.

2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы (на улыбку); десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам, обнажая нижние зубы, челюсть не напряжена.

4. Чередовать движения верхней и нижней губы:

а) верхнюю губу поднять ( открыть верхние зубы);

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы);

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы);

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих движений челюсть свободна, зубы не сжаты.

 5. Исходное положение: рот слегка раскрыт. Верхняя губа, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край верхней губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.

6. Исходное положение то же. Нижняя губа , закрывая нижние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край нижней губы загибался внутрь рта. Недолго задержавшись в таком положении, нижняя губа оттягивается вниз, обнажая нижние зубы, и возвращается в исходное положение.

7. Одновременное скользящее движение обеих губ. Исходное положение и характер движений такие же, как в 5-м и 6-м упражнениях.

Гимнастика для языка:

1. Исходное положение: рот широко открыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как бы в момент зевка. Высунуть язык как можно больше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

2. Исходное положение то же. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается к корням верхних передних зубов, то опускается в исходное положение.

3. Исходное положение то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой», так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Затем уложить его в исходное положение.

4. Исходное положение то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (заостренная форма). Затем вернуть его в исходное положение.

5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. Рот полуоткрыт. Присасывать язык к небу, затем отрывать его со щелканьем.

Основные методические приемы в работе над исправлением недостатков речи – это сознательное обучение и переход от простого к сложному. От упражнений на исправление звука переходят к тренировке звука в словах, а затем к чтению фраз и пословиц.  

Упражнение «Маляр» - определяет двигательные возможности языка по вертикали. Открыв рот, проводим кончиком языка, как малярной кистью, по твердому небу вглубь рта и обратно. Кончик языка не подворачиваем. Открыв рот, пробуем дотянуться до кончика носа, до края подбородка, до какого-либо предмета, помещенного перед ртом. Голову не запрокидываем, подбородок опущен.

«Улыбка-хоботок» определяет двигательные возможности губ. Улыбнуться, затем вытянуть губы вперед «хоботком» (трубочкой). Выполнять смену позиций многократно на ускорении темпа.

«Качели» выявляет двигательные возможности по вертикали (л, р, шипящие – ш, ж, щ,ч). Открыв рот, попеременно касаться кончиком языка то верхних, то нижних зубов с внутренней стороны. Выполнять упражнение на ускорении темпа.  

«Горка» - определяет подвижность спинки языка (с, з, ц). Упереться кончиком языка в основание нижнего зубного ряда, и, медленно открывая рот, выпячивать «горкой» спинку языка. Удерживая язык в таком положении, постучать спинкой по верхнему зубному ряду, опуская и поднимая ее. Нижняя челюсть остается неподвижной.

«Прилипала» помогает определить мышечную силу языка, особенно его боковых краев и кончика (шипящие, л, р). Это упражнение почти всегда выявляет органическую природу нарушений.

Открыв рот, подсосать язык к небу так, чтобы его боковые края прилегали к верхнему зубному ряду, а передняя часть к твердому небу. Положение языка должно быть симметричным по отношению к средней линии неба. Удерживая язык в таком положении, опускать и поднимать нижнюю челюсть. Если язык отлипает и провисает с какой-либо стороны, это свидетельствует о нарушении иннервации данного участка. Очень часто подобные нарушения приводят к дефектному – боковому – произнесению целого ряда звуков: р, ш, ж, щ, ч, с, з, ц. при выполнении упражнения можно помочь языку присосаться , прижав его большими пальцами обеих рук. Можно соединить движение языка с движением потягивания: встав на носки и разведя поднятые руки немного в стороны (ладошками к потолку), потянуться вверх. Напрячь все мышцы. После паузы отлепить язык от неба щелчком и одновременно расслабиться,»бросив» корпус вперед и вниз.

«Коврик». Подвернув кончик распластанного языка кверху и зацепив его верхними зубами с нижней стороны, всасывать, втягивать его в полость рта так, чтобы он коснулся мягкого неба. Помассировать мягкое небо кончиком языка. Зевнуть, «развернув» язык. Упражнение выполнять почти при закрытом рте.

«Чистим зубы». Открыть рот, кончиком языка тереть из стороны в сторону попеременно то за верхними, то за нижними зубами. При выполнении движения кончик языка должен напрягаться, как будто язык пытается очистить зубы от налипшей на них ириски или жевательной резинки.

«Барабанщик». Открыть рот, кончиком языка, как барабанной палочкой, ударять по бугоркам за верхними зубами: д!д!д! с разным ритмическим рисунком, постепенно ускоряя темп произношения. Можно добавить к звуку д звук т.

«Дырявый барабан» - вариант предыдущего упражнения. После произнесения цепочки звуков д!д!д! произносим звук, близкий по звучанию к звуку з, но за верхними зубами, не сдвигая язык с альвеол. «Барабан» прорывается, и вместо четких и резких ударов слышится звук дзж. При этом язык напряжен и плотно прижат боковыми краями к верхнему зубному ряду. Воздушная струя, выходя по центру языка, заставляет его немного вибрировать. Необходимо чередовать постукивание с жужжанием многократно.

«Вкусное варенье». Открыть рот и широко распластанным языком облизывать верхнюю губу снаружи вовнутрь, задвигая язык за верхние зубы.

Для правильного произнесения многих согласных звуков важна не только мышечная активность органов артикуляции, способность придавать им определенную форму и удерживать ее. Нужна и верная направленность воздушной струи.

    Упражнения для выработки верного направления воздушной струи.

«Трубочка». Положить язык на нижнюю губу и попробовать свернуть его в трубочку, приподняв боковые края. Вдыхая через нос, выдыхать сквозь «трубочку».

«Свисток». Просунуть расслабленный язык между зубами. Вдыхать через нос, выдыхать через рот, направляя струю га кончик языка и в горлышко пустого пузырька.

«Футбол». На плоскости стола из каких-либо двух предметов составит «ворота». Скатав из небольшого кусочка ваты «мяч», «забивать» его в «ворота» струей выдыхаемого воздуха. Воздушная струя должна быть плавной и сильной.

«Пушинка». Положить на кончик носа ватку. Открыть рот и, приподняв широкий язык на верхнюю губу, подуть на ватку так, чтобы она взлетела вертикально вверх. Нужно следить, чтобы голова оставалась в неподвижном и естественном состоянии покоя.

Скороговорки занимают в работе над дикцией особое место. Цель работы – научиться легко, четко и чисто преодолевать дикционные трудности. К работе над скороговоркой можно приступить после того, как артикуляция каждого звука и звукосочетания проверена и закреплена в его верном произнесении. Если скороговорка все же осваивается с трудом, ее полезно тренировать сначала беззвучно и очень медленно, и только затем в более быстром темпе. Занятия скороговорками следует начинать с легких, постепенно прибавляя более трудные и сложные. Если в речи есть дефектные звуки, то нельзя начинать работать над скороговорками, имеющие эти звуки. Надо сначала избавиться от недостатков речи.  

Звуки С-З.

( переднеязычные зубные, щелевые, С-СЬ – глухие, З-ЗЬ – звонкие).

1. Произнесите: С-З, С-З, СЬ-ЗЬ, СЬ-ЗЬ.

2. Произнесите слоги: СИ, СЭ, СО, СУ, СА, СЫ, СИ, СЕ, СЮ, СЯ.

                                       ЗИ, ЗЭ, ЗО, ЗУ, ЗА, ЗЫ, ЗИ, ЗЕ, ЗЮ, ЗЯ

3. Произнесите упражнения: СИЗЗИ, СЭЗЗЭ, СОЗЗО, СУЗЗУ, САЗЗА, СЫЗЗЫ. (Аналогично со звуком З)

4. Материал для закрепления звуков С-З:

сад, сок, сын, сыр, соус, слух, бас, нос, лиса, коса, зуб, зол, заря, звон, замок, таз, коза, вокзал.

Произносите словосочетания: солист ансамбля, каскад искр, весна красна, красный галстук, спелая капуста.

Дав слово, держись, а не дав, крепись.

Не все золото, что блестит.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Назвался груздем – полезай в кузов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Не хочет косой косить косой, говорит коса коса.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи арбузов развалился кузов.

Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

Звезды над полями,

Гладь да камыши…

Так и льются сами

Звуки от души. А.Кольцов

Звук Ц.

(переднеязычный твердый, смычно-щелевая африката).

Звук Ц  сложный, состоит из звуков Т и С, произносимых одновременно. При произнесении Ц – кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя его часть прижимается к верхним альвеолам.

1. Произнесите: Т С Т С Ц Ц Ц .

2. Произнесите слоги: ЦИ ЦЭ ЦО ЦУ ЦА ЦЫ.

3. Произнесите упражнения: ЦЫЦЦЫ, ЦЭЦЦЭ, ЦОЦЦО, ЦУЦЦУ, ЦАЦЦА, ЦЫЦЦЫ.

4. Материал для закрепления звука Ц:

Цех, цель, цифра, цвет, отец, боец, операция, улица.

В пословице говорится, что дело мастера боится.

Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Невелика птица синица, да умница.

Перо в пустой чернильнице,

Скрипя заговорило:

- В чернильнице-кормилице

Кончаются чернила. С.Маршак

Звуки Ш-Ж.

(переднеязычные небные, щелевые, Ш – глухой, Ж – звонкий).

При правильном произнесении Ш и Ж губы вытянуты; зубы сближены; кончик языка лопатообразно поднят к верхним альвеолам, но не касается их.

1. Произнесите: Ш-Ж, Ш-Ж.

2. Произнесите слоги: ШЫ, ШЭ, ШО, ШУ, ША, ШЫ.

                                   ЖЫ, ЖЕ, ЖО, ЖУ, ЖА, ЖЫ.

3. Произнесите упражнение: ШИЖЖИ, ШЭЖЖЭ, ШОЖЖО, ШУЖЖУ, ШАЖЖА, ШЫЖЖЫ.

                                                  ЖИШШИ, ЖЭШШЭ, ЖОШШО, ЖУШШУ, ЖАШША, ЖЫШШЫ.

4. Материал для закрепления звуков:


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!