ДИДЖЕИНГ, ЕГО ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ



История диджеинга

 

Когда-то в мире не было ни вертушек, ни пультов, ни аудиосистем, клубы были закрытыми заведениями для солидных посетителей, которые любили курить сигары и формировать политические блоки. Сливки общества ходили на балы, где выступали оркестры. Все изменилось, когда появилась возможность записывать музыку, и она стала доступна всем на нашей безумной планете.

104 года назад в рождественский вечер канадский инженер «ReginaldFessenden» транслировал не кодированные радиосигналы, а музыку и слова на небольшое количество кораблей, находившихся в Атлантике. В тот вечер он и стал первым диджеем в мире, потому что проиграл музыкальный трек в эфире.

В 40-х годах прошлого века радио оказывает влияние на клубы, виниловые диски постепенно вытесняют живых музыкантов. К тому времени в барах США уже давно используются музыкальные автоматы, проигрывающие пластинки. Но техника не способна понять желание танцующей публики, поэтому для того, чтобы вести вечер в ночном клубе, требовался человек, который прокручивал бы диски. Тогда впервые был применен термин «диск-жокей» американским комментатором по имени WalterWinchell.

После история перемещается во Францию, когда во время оккупации Парижа нацисты запретили джаз. У музыкантов не было никакой возможности собираться вместе, поэтому поклонники этого стиля собирались в подвалах баров и слушали любимые записи. Так появились первые андеграундные вечеринки.

В 1944 году после освобождения Парижа EddieBarclay открывает бар, в котором вся музыка играет в записи. Через три года появляется дискотека (от фр. discotheque — клуб, в котором люди танцуют под композиции) в ночном клубе «Whiskey-A-Go-Go». После этого дискотеки открываются в Европе и США.

Далее появляется череда новых открытий: направлений, стилей, имен, оборудования, — что и является составной частью современного диджеинга.

· 1955. BobCasey представил первую сдвоенную систему проигрывателей с возможностью переключения между деками. 1964. AlexRosner, инженер, сконструировал первую в мире стереосистему для дискотек.

· 1966. DJ TerryNoel впервые сводит треки.

· 1968. Компания «Thorens» представила на рынке проигрыватель TD125, ставший на многие годы любимым аппаратом диджеев.

· 1969. FrancisGrasso, прародитель современныхдиджеев, стал подгонять темп и сводить треки, подбирая композиции, максимально заставляющие людей танцевать. Усовершенствовал технику работы с пластинками.

· 1970. Клуб «TheLoft» стал прообразом современных ночных танцевальных клубов.

· 1975. Рождение хип-хопа.

· 1976. GrandWizardTeodore впервые представил аудитории скретч, волшебный «вжигги-вжиг».

· 1985. Начинается эра хаус-музыки — основы развития новых стилей и направлений.

 

Особенности диджеинга

 

Ди-джей (англ. DJ от discjockey — диск-жокей) — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением или без изменения материала техническими средствами.

Первый раз слово диск-жокей (англ. discjockey) прозвучало в 1935 году от американского комментатора УолтераУинчелла. Он использовал этот термин по отношению к радиоведущему Мартину Блоку, первому диджею, который стал впоследствии звездой. Позже это словосочетание сократили до привычной аббревиатуры DJ, от которой появилось производное словосочетание диджеинг (англ. DJing), то есть работа диджея.

Сегодня во всех клубных заведениях танцующие прославляют свою молодость, энергию, сексуальность. Некоторые делают это, принимая обостряющие восприятие наркотики, но большинство забывается просто благодаря музыке и окружению. Ключом ко всему является диджей. Проигрывая свои записи определенным образом, он оказывает мощнейшее воздействие на душевное состояние людей.

Сведение композиций диджей осуществляет с помощью микшерного пульта — специальной установки, состоящей из двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и регулятора выходящего сигнала. При воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения (необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами). Также на современных диджейских пультах имеются семплеры (для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов — семплов) и драм-машина (для создания пульсирующих ритмичных фраз — лупов). При создании композиции диджеи могут использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты.

Бесперерывная тематическая композиция называется миксом (Mix - в переводе с английского коктейль, только в данном случае это коктейль, составленный из музыкальных произведений, одного или разных стилей танцевальной музыки, диджеями (Dj), чья основная задача, будь это работа в клубе или студии, как раз в этом и состоит, чтобы красиво свести (смешать) разные музыкальные треки в единое целое.)

А микс, в основе которого аранжировка одного музыкального произведения, называется ремиксом (также бывают студийные, когда в студии звукозаписи делаются новые варианты сведения уже выпущенных записей). Разновидность ремикса, когда используется вокальная партия одной песни и инструментальные партии другой/других, называется мэша-пом.

«Живой концерт» ди-джея, программа выступления, состоящая из ряда миксов/ремиксов, называется сетом (также верно слово сэт). Бывают сеты, в которых вместе или поочерёдно участвуют несколько (двое или более) ди-джеев. Конкурсные состязания ди-джеев (6 мин. выступление) называются «батлами».

Основным исходным материалом для создания миксов являются грамзаписи других музыкантов: в результате получаемое после творческой переработки ди-джеем музыкальное произведение приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией. В этом смысле близкой аналогией ди-джеинга в изобразительном искусстве можно считать коллаж и аппликацию. Помимо готовых грамзаписей, в арсенале ди-джея могут быть грампластинки, записанные им специально (например, состоящие из однотипных семплов).

В качестве звуковых носителей используются грампластинки, реже магнитные ленты. В настоящее время в диджейских пультах широко используются проигрыватели аудио и MP3 компакт-дисков. Ди-джеи, использующие компьютер (ноутбук) с различными виртуальными звуковыми системами (midi-устройства, редакторы, студии), называются также си-джеями (CJ)

MIDI-контроллер — устройство, преобразующее определённый физический процесс в набор цифровых команд форматаMIDI. Физическим процессом может являться всё, что угодно — от нажатия пальцем на клавишу до поворота ручки громкости. Полученный поток команд передаётся посредством протокола MIDI другим устройствам — компьютеру, аппаратным семплером, синтезатором или внешним секвенсором и расшифровывается там определённым образом.

Наиболее распространённым типом MIDI-контроллера MIDI клавиатура — электронный аналог клавиатуры фортепьяно. Также существует множество других типов контроллеров — панели с наборами ручек, датчики для электрогитары и специальные MIDI электронные ударные установки и другие инструменты

Семплер — электронный музыкальный инструмент, позволяющий записывать, редактировать и воспроизводить звуки. Его отличие от других электромузыкальных инструментов (ЭМИ), например, синтезаторов, состоит в том, что вместо осцилляторов (генераторов волн) используется записанный в память семпл (оцифрованный звук), который раскладывается по Midi -клавиатуре, меняя высоту тона по заданным условиям. В настоящее время существует множество таких устройств и их виртуальных аналогов. Часто семплер является опцией или основой электронных музыкальных инструментов. Выход в середине-конце 1980-х годов общедоступных цифровых семплеров стимулировал появление новых музыкальных направлений, таких как acid ,hardcore,drumnbass

Первый цифровой семплер был разработан в Лондоне в 1969 году компанией EMS, он назывался MUSYS. Его авторы — Питер Грогоно (программирование), Дэвид Кокерелл (аппаратная часть и интерфейс) и Петр Зиновьев (системный дизайн и алгоритмизация). Система запускалась на двух миникомпьютерах, которые имели всего по 12 Кб памяти, сохраняли информацию на жёстком диске объёмом в 32 Кб и на ленточном магнитофоне.

Для семплеров Akai была создана обширная библиотека звуков, а формат семплерного диска AKAI S1000 надолго стал самым популярным во всём мире, и только появление программных семплеров пошатнуло его позиции. S1000 использовали The Prodigy, Apollo 440, Chemical Brothers, Fatboy Slim, LTJ Bukem, Mr. Oizo, Crystal Method, Pet Shop Boys, Gary Numan, Future Sound of London, Jean-Michel Jarre, Vangelis, Mouse on Mars и много других известных музыкантов и продюсеров.

 

1.3 Скретч и тернтейблиз м

 

Скретч — звуковой эффект, получаемый ручным продёргиванием звуковой дорожки (взад-вперёд, либо назад или вперёд), записанной на виниловую пластинку или магнитную ленту, во время воспроизведения на проигрывателе или катушечном (бобинном) .магнитофоне. Является одной из базовых техник ди-джеинга (DJ-инга). Таким же образом этот эффект получается и в виртуальных системах ди-джеинга (CJ-инга).

Первоначально был только побочным эффектом при получении лупов вручную, однако очень быстро стал особенностью и отдельным приёмом.

Кроме того, так называется звуковой эффект при игре на гитаре, получаемый при скольжении по обмотке струн пальцев руки, прижимающей струны к ладам

Изобретателем скретча считается ди-джей Великий Колдун Теодоро

Именно по этому направлению проводятся чемпионаты для выявление лучшего скрейчера. Но скрейчеры не всегда любят, когда их называют ди-джеями. Они называют себя Turntablism

Тёрнтейблизм, также турнтаблизм (. Turntablism) — музыкальный жанр разновидность ди-джеинга и часть хип-хоп культуры, подразумевающий создание музыкальных произведений с помощью виниловых или электронных проигрывателей («вертушек»). Ди-джей, создающий такую музыку, называется «тёрнтейблист»

Тернтаблисты максимально используют технику скретча, бит-джагглинга, а также разные музыкальные эффекты, издаваемые с помощью манипуляций с оборудованием и ловкости рук. Они создают совершенно другие музыкальные и ритмические рисунки из существующих записей, на которых они это делают.

Термин придумал DJ Babu с целью отделения простых диджеев (которые только играют пластинки) от тех, кто использует диджейское оборудование как музыкальный инструмент. Основа данного стиля — не сведение композиций, а оригинальность их воспроизведения.

Изобретателями стиля считаются КулГерк, Грэндмастер Флэш и ГрэндУизард Теодор, а благодаря GrandMixer DXT и его выступлению на церемонии вручения «Грэмми» в 1983 году развилось это направление. На церемонии он выступил в команде HerbieHancock с треком «Rockit», исполняя скретчи впервые на телевидении, это сильно популяризировало и дало четкое очертание диджея как музыканта.

Все началось в 1967 году, когда КулГерк переехал в Нью-Йорк из Ямайки, чтобы устраивать вечеринки. Для этого у него было все необходимое и материал, и необходимое оборудование. В начале 1970-х годов в Бронксе начали конкурировать вечеринки таких исполнителей, как сам КулГерк, Грэндмастер Флэш и Африка Бамбата. Эти легендарные диджеи развивали культуру так быстро, что в то время резко поднялась мода на брэйкданс, рэп и граффити.

Кул Герк мог сводить треки с разным ритмом и частотой. Именно он считается первым в истории диджеем, который начал делать трюки с перемещением иглы на нужные фрагменты треков. Это были фанковые пластинки, в которых он различал моменты быстрого и медленного ритма. Как только к барабанам первой пластинки присоединялись другие инструменты, он запускал вторую пластинку и создавал брейк-бит. Подобное явление было названо бит-джагглингом (англ. beatjuggling), которое развивали GrandMaster DXT и Стив Ди.

Грэндмастер Флэш позаимствовал идеи Хёрка и усовершенствовал их благодаря возврату начала брейка и высокой технике соединения треков. Благодаря его электротехническому образованию Флэш создал прослушку трека и мог сводить треки точно бит в бит. Научившись очень быстро перемещаться от одной вертушки к другой и находить за считанные секунды первый удар выбранного отрезка, проигрывая, повторяя и перекомбинируя фрагменты, Флеш стал способен полностью менять структуру трека по своему усмотрению.

AfrikaBambaataa стал родоначальником хип-хоп группы «ZuluNation» (рус.«Нация зулусов»). Эта группа считалась также организацией лиц, стремящихся к духовному развитию и правильному образу жизни. Большинство участников группы проживало в негритянских районах и имело криминальное прошлое, но Африка Бамбата смог направить их энергию в музыкальное русло.

Тёрнтейблизм стал своеобразным видом спорта, проверяющим уровень профессионализма диджеев. Самым престижным соревнованием является DMC (DJ MixingChampionship). До 1986 года это были соревнования по исполнению хаус-музыки, но после того как победитель 1986 года DJ Cheese показал свою программу с трюками, формат шоу изменился. Сейчас также проходят мировые чемпионаты «Международной ассоциации ди-джеев» (англ. «InternationalDjAssociation» сокр. англ. IDA).

Расцвет пришёлся на 1987—2000 годы. В этот период оформилось по сути всё то, чем оперирует сейчас современный тернтаблизм. После 2000 года пришел на смену старой школе новый стиль тернтаблизма. Появились мощные технически ди-джеи: I-Emerge, Rafik, Troubl, Tigerstyle, Netik и другие исполнители.

 

Общая классификация диджеев

 

На сегодняшний день ди-джеев принято разделять на три основные категории: радио-DJ, мобильные и клубные. Работа представителей каждой из этих категорий отличается своими особенностями.

Радио-DJ, как правило, приходится много говорить: принимать звонки слушателей, перемежать музыку новостями или рассказами об исполнителях – и все это, конечно, вдобавок к проигрыванию музыки в эфире. (Последнее, кстати, более характерно для авторских радиошоу). Те треки, которые ты слышишь на радио изо дня в день – на 90% результат работы программных директоров, которые составляют плейлисты на недели вперёд.)

Диджеи на радио, как правило, практически не вмешиваются в оригинальное звучание композиций и чаще всего ставят «альбомные», или «радио»-версии треков, длительность которых не превышает 4 минут.

Мобильные ди-джеи, или ди-джеи по найму – это ребята, которых ты видишь играющими на свадьбах, корпоративах или школьных дискотеках. Такие DJ располагают собственным набором аппаратуры, который они привозят с собой и устанавливают на вечеринках. Характер мероприятий, на которых приходится играть мобильным ди-джеям, вынуждает их иметь огромную коллекцию музыки самых разных направлений.

Манипулирование звуком в работе этих ди-джеев-универсалов присутствует, но в ограниченном количестве из-за разнообразия стилей, которые им приходится играть. Говорить в микрофон мобильным ди-джеям приходится немного: чаще всего они озвучивают поздравления от гостей и «посвящения» треков.

Наконец, как ясно из самого названия, клубные DJ играют на вечеринках в ночных клубах. Эта категория профессии имеет наибольший налет гламура и связанных с ней легенд. Специфика клубных вечеринок предполагает четкую стилевую направленность, и поэтому многие клубные DJ позиционируют себя в рамках одного-двух стилей танцевальной музыки. Это, в свою очередь, дает им большую свободу в манипулировании проигрываемым материалом, некоторые аспекты которого (такие как сведение) в клубах считаются обязательными.

Также все ди-джеи разделяются по жанру музыки которую они играют.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!