Однако противоречие между цивилизацией и первобытным цыганским обществом, между просвещенным человеком и «дикими» цыганами остается исходным и в этой поэме.
Алеко два года наслаждался вольной цыганской жизнью. Он обрел душевное спокойствие, свободу, любовь. Но короткая пора безмятежного счастья кончилась: Земфира полюбила молодого цыгана. Как же повел себя этот передовой человек, осуждавший «неволю душных городов»?
Старый цыган говорит: «мы дики, нет у нас законов». Таково и представление Земфиры о любви. Но Алеко волю и любовь мыслит лишь для себя. Земфиру он считает своей собственностью и не собирается отказываться от своих прав.
В «Цыганах» Пушкин приходит к выводу, что и мир европейский, и мир патриархальный лишены гармонии: всюду противоречия, которые кончаются для людей трагически.
К морю» (1824)
В этом стихотворении Пушкин прощается с югом, с морем, с романтизмом. Море для него – символ свободы, символ безбрежной вольной стихии. Уезжая, люди прощаются с самым дорогим. Пушкин прощался в Одессе с морем. Вспомните картину: поэт и море. Пустынный берег. Бескрайнее вечно живое море, отполированные водой и ветром скалы…. И как мал по сравнению с этой стихией человек! Взор его устремлен вперед, голова обнажена. В мятущейся возвышенной душе - буря чувств: раздумья о прошлой и будущей жизни, необоримое стремление быть свободным. Здесь, под грохот моря, можно мечтать вслух, и никакие голубые жандармские мундиры не услышат твоих сокровенных дум.
Пророк» (1826)
|
|
Стихотворение представляет собой поэтическое переложение одного места из библии. Но смысл стихотворения иносказательный: в образе пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное, свободное слово в народ.
Давая характеристику пророка, Автор наделяет его теми важными качествами, которыми должен обладать поэт. По мнению Пушкина, только тот поэт, кто всегда душой и помыслами со своим народом, - только он может оправдать свое назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в душах людей высокие чувства.
«Во глубине сибирских руд…» (1827)
Это стихотворение адресовано сосланным в Сибирь декабристам, Пушкин переслал его с Муравьевой, уезжавшей в Сибирь к сосланному мужу. Пушкин обращается к декабристам как их товарищ, оставшийся на свободе, но разделяющий их «дум высокое стремленье». Он горячо сочувствует братьям по духу, по борьбе. Он утешает декабристов и укрепляет в них веру в конечную победу над самодержавием.
Арион» (1827)
Стихотворение написано по случаю годовщины со дня гибели повешенных царем пяти декабристов.
Так как в период николаевской реакции нельзя было открыто высказывать свои мысли и чувства, поэт прибегает к иносказанию. Он обращается за сюжетом к древнегреческой легенде о певце и музыканте Арионе, плывшем на корабле по морю. Корабельщики задумали его ограбить и убить. Но разбойники разрешили знаменитому певцу исполнить предсмертный гимн, Арион спел и сам кинулся в море. Однако он не погиб: очарованный чудным пением дельфин подхватил певца на спину и вынес на берег. В переносном смысле поэт изобразил свое участие в движении декабристов. «Нас было много на челне» - это указание на состав деятелей движения, к которым пэт причисляет и себя.У каждого из декабристов было свое дело:
|
|
…Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы.
«Кормщик умный» - это Пестель П.И. Пушкин всегда ценил его незаурядный ум.
О себе поэт говорит «А я – беспечной веры полн, пловцам я пел…».
Вторжение новой силы («вихорь шумный», «гроза») приводит к гибели и кормщика и пловцов. Пушкин намекает на поражение декабристов от 2грозы» самовластья.
Уцелел лишь один «таинственный певец». Отождествляя себя с этим певцом, Пушкин свое спасение объясняет чистой случайностью, намекая на то, что находился тогда в михайловской ссылке.
Идейный смысл стихотворения заключается в словах : «…я гимны прежние пою». В них выражена верность Пушкина взглядам и настроениям декабристов.
Анчар» (1828)
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!