В поэме действуют два героя – русский , «европеец», и черкешенка, «дева гор».



Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина»

                    

Еще при жизни А.С. Пушкина наиболее прозорливые современники предсказывали ему особое место в русской и мировой культуре.

Осознав себя поэтом действительности, Пушкин черпал содержание своего творчества из глубин жизни. Подвергнув действительность критике, он вместе с тем в ней же нашел идеалы, близкие народу, и осудил ее с высоты этих идеалов. Таким образом, прекрасное извлекалось Пушкиным из самой жизни.

«Поэзия Пушкина, - писал Белинский, - удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры; на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом…».

В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает событий, взаимоотношения людей, их поступки. В лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты. В лирике находят воплощение личные, субъективные переживания, настроения, чувства и мысли самого поэта.

В этом обзоре представлены некоторые наиболее значимые лирические произведения А.С.Пушкина:

Ода «Вольность» (1817)

С первых же строк Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок».

Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь.

Ода «Вольность» через два года после ее создания попала в руки царя. Александр 1  страшно возмутился и выразил намерение сослать поэта в Сибирь «вслед Радищеву» - автору первой оды против тиранов.

«К Чаадаеву» (1918)

Вольнолюбие с особой силой проявилось в этом стихотворении, которое написано в жанре дружеского послания. В стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. Девятнадцатилетний поэт говорит о борьбе с самодержавием, об освобождении родины из-под «гнета власти роковой» и призывает посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Неиссякаемая вера в светлое будущее России звучит в заключительной строфе:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Деревня» (1819)

Одним из самых смелых политических стихотворений А.С.Пушкина стала «Деревня». В оде «Вольность» поэт обличал тиранов, попирающих закон. В «Деревне» он гневно осудил крепостничество. Стремясь предельно остро поставить один из главных политических вопросов века – освобождение крестьян, - Пушкин избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими дарами сельской природе, «приюту спокойствия, трудов и вдохновенья противопоставляется «барство дикое» и «рабство тощее» как результат несправедливого общественного устройства России. Смелый, мужественный голос поэта клеймит крепостное право, которое насильственно присвоило себе и «труд, и собственность, и время земледельца». Выражая думы и чаяния народа, поэт мечтает о свободной родине:

    Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

  «Погасло дневное светило…» (1820)

Стихотворение написано на корабле на пути из Феодосии в Гурзуф. Этим стихотворением открывается новый, романтический период в творчестве поэта. В стихотворении доминирует элегическое раздумье о жизни, о судьбе человека, о его надеждах и мечтах. В центре элегии - личность самого поэта, вступающего в новую пору жизни.

Главный мотив стихотворения – возрождение души, жаждущей свободы и нравственного очищения.

Кавказский пленник» (1821)

В поэме действуют два героя – русский , «европеец», и черкешенка, «дева гор».

Оба обрисованы в соответствии с романтическим представлением о «европейце» - русском, вольнолюбивом и разочарованном, и о черкешенке, дочери простого народа, обладающей цельностью натуры. Пленник, искавший свободы, оказывается рабом. Черкешенка, полюбившая пленника, встречает мрачное разочарование и не угасшее еще чувство любви к другой.

Сюжет поэмы отражает конфликт между ложной цивилизацией и естественной жизнью горцев. «Дикая» вольность черкесов не соответствовала идеалу свободы в представлении пленника. Точно так же любовь черкешенки, готовой забыть ради любви и свободу, и родину, к чему она призывала и пленника, не нашла отклика в его душе. Однако сила ее чувства не оставили пленника равнодушным. История пленника и черкешенки подчеркнула нравственное превосходство «девы гор» над «европейцем».

«Цыганы» (1824)

По сравнению с «Кавказским пленником» конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Алеко «преследует закон», и поэтому он бежит от общества, от «неволи душных городов». В цыганском таборе Алеко обрел полную свободу: его никто не притесняет, он живет по законам «бедной вольности».


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!