Ключевые политические проблемы XV в. в исторических произведениях.



Направление политической мысли, выступившее с предложением реорганизации некоторых форм деятельности церкви и потребовавшее отторжения от неё всех богатств и лишения её права владения населёнными землями, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны церкви в политическую деятельность государства, получило название нестяжательства. Напротив, приверженцы сохранения существующих порядков и всех форм церковной организации и её экономического статуса стали называть стяжателями. Оба они исходили из внутрицерковных кругов и предполагали добиться улучшения церковной организации и деятельности, но по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и статус монастыря. Определённые расхождения были между ними и по ряду других вопросов, но поскольку всё-таки их идеологи сформировались во внутрицерковной среде, то были между ними и общие черты.

Учение нестяжателей наиболее полно выражено в трудах Нила Сорского и Максима Грека. Стяжательская доктрина сформулирована настоятелем Волоколамского монастыря – Иосифом Волоцким. Основателем доктрины нестяжания принято считать старца Нила Сорского (1433 – 1508). Наилучшим устройством человеческого общежития ему представляется такое устройство, при котором частная собственность отсутствует вообще. В XV в. В Московском государстве наиболее распространённой формой монашества являлся большой общежительный монастырь, как правило, обладавший значительными земельными владениями и использовавший все виды подневольного труда.

Наиболее пригодной формой монашества Нил считает отшельничество, но это весьма трудный путь, пригодный для немногих, хорошо подготовленных для выполнения такой задачи, людей. Более простым и доступным , по мнению Нила, является скитничество, которое представляет собой поселение «с единем или двемя братоми» на началах полной взаимности и братской поддержки. На труд Нил смотрит довольно широко и не возражает против каких-либо видов труда. Если нет насилия, и никто не ущемлён, то всякая трудовая деятельность дозволяется и поощряется. Нил Сорский действительно выступил как враг «всяких монастырских имуществ...ибо это непосредственно вытекало из его общего взгляда на сущность и цели иноческой жизни». Нил отказывал в предпочтении такой традиционной форме организации монашества, как монастырь. Монах не только не получает, по мнению Нила, спасения души, но, напротив, вступает на путь погибели. Нетрадиционными являются и взгляды Нила относительно милостыни. Издавна считалось, что церковь употребляет своё имущество в первую очередь для раздачи милостыни. Нил рассматривает эту проблему в двух аспектах: брать милостыню и подавать её. Он прекрасно понимает, что в трудных северных климатических условиях, да ещё при жесткой эксплуатации крестьянского труда не всегда можно заработать даже на скудное пропитание. В этом случае подаятелями у него выступают меряне, т.к. у монахов и монастыря ничего нет, ибо им «излишнее не подобает имети».

 Нестяжательской славе самого Нила способствовало и то, что он не только изложил взгляды письменно, но отстаивал их на политическом форуме (Соборе), включившись в острые политические споры своего времени. Другой злободневной проблемой было отношение к еретичеству и еретикам. Официальные церковные иерархии настаивали на преследовании еретиков, причём не только силами церкви, но и всеми средствами государства с применением казни. Нестяжатели не разделяли подобную точку зрения. Учения Нила вообще исключало возможность такого активного и жестокого воздействия на человека. Не дело истинного христианина осуждать ближнего, ему подобает «плакати свои грехи». Ни укорять, ни осуждать заблуждающихся не следует. Единственно возможная помощь заключается лишь в мудрой душевной беседе.

 В учении Нила нашла своё утверждение и обоснование традиция уважения к книге и книжному знанию. Книжное знание (образованность) важнейшая веха на пути к самоусовершенствованию. Нил ценит внутреннее убеждение и «умную молитву», способную привести человека к раздумью и критической оценке как окружающей действительности, так и авторитетных произведений.

Коснулся Нил в своих рассуждениях и вопросов о взаимоотношении церкви и государства. Он предпринимает попытку разграничения сфер их деятельности, а также определения методов и способов воздействия на людей. Он полагает, что каждая из этих властей имеет свою сферу деятельности, которая и определяет допустимые только для неё меры воздействия. Учение Нила было продолжено и развито его другом и последователем Вассианом Патрикеевым, идеи которого были облечены в более чёткие политические формулы. Вассиан начал критиковать не только деятельность церкви, но и некоторые положения вероучения. Он настаивал на чётком разграничении (оформленном в законах) сфер деятельности государства и церкви и применения принципа невмешательства государства в дела церкви, а церкви в дела государства. Вассиан Патрикеев является автором нескольких сочинений.

Особенный интерес представляет "Слово ответное", и его отношения к "Ответу кирилловских старцев", который иногда приписывается авторству Патрикеева. Время создания "Слова ответного" продолжает оставаться дискуссионным в науке. Следуя учению Нила Сорского, в своих рассуждениях Вассиан Патрикеев основывается на идее евангельской любви. Чтобы достичь торжества евангельской Христовой любви, Вассиан, прежде всего, проповедовал нестяжательство – и как способ земной жизни, и как важнейшее условие спасения. Это теме посвящены практически все его сочинения. Однако если для Нила Сорского нестяжательство было принципом личной жизни и жизни его обители, то Вассиан стремился к тому, чтобы нестяжательство стало принципом жизни всей Русской Православной Церкви. Вассиан Патрикеев стремился к тому, чтобы нестяжательство стало руководством теоретическим и практическим руководством для Русской Церкви.

В XV в. в России вновь обострился вопрос о еретиках. Иосиф Волоцкий предпринял доказать, что еретическое инакомыслие – это не столько преступление против религии и церкви, сколько политическое преступление против государства, поэтому и преследовать оно должно силами и средствами государства. В этой части своего учения Иосиф в наибольшей степени выдвигает царство на первое место, поручая ему защищать церковь теми силами, которыми оно располагает как политическая организация. Иосиф многократно повторяет, что к еретикам должны применяться пожизненное заключение и смертная казнь. Между еретиком и уголовным преступником всё время проводится прямая параллель, и эта параллель даёт возможность обосновать правомерность смертной казни, осуществляемой исключительно «царскими судами» по «грацким законам». В итоге Иосифу удалось ввести церковную программу борьбы с еретичеством в сферу государственной политики.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!