РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ



 

Сегодня добиться успехов может только творчески, свободно мыслящий человек, обладающий высокой культурой, глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Приобретение знаний осуществляется посредством такого феномена социальной жизни, как образование. Образование (обучение, просвещение, воспитание) - это, прежде всего общественно значимый, деятельный процесс, в результате которого человек, осваивая посредством знаний социальный опыт предшествующих поколений, транслируя его следующему поколению, приобретает способность мыслить, творить, действовать. Нормальное существование современного общества, общественный прогресс невозможны без полноценного развития системы образования в целом и инновационных процессов в образовании.

Поэтому современный этап модернизации российского общества выдвигает новые требования к качеству профессиональной подготовки молодых специалистов, способных к оперативной адаптации на рынке труда, ориентации в быстро меняющемся пространстве современных культурных тенденций и инновационных технологических процессов, готовых к непрерывному самообразованию и профессиональному творческому росту. Все это обусловливает глобальные изменения в области целей и содержания профессионального образования, его ориентации на результаты обучения — компетенции, проявляющиеся в способности выпускника решать комплекс нестандартных задач, самостоятельно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения (2010) по направлению подготовки бакалавриата «050100 Педагогическое образование» определены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать педагог изобразительного искусства. При этом особо следует отметить «способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

Также, необходимость сохранения национальной самобытности, формирования ценностного отношения к культуре народностей России посредством усиления этнокультурной составляющей в системе образования обозначена в нормативных документах: «Законе об образовании РФ», «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», «Государственной программе национального возрождения народов России», «Концепции художественного образования в Российской Федерации». В них декларируется принцип культурного плюрализма, основанный на паритете развития региональных культурных традиций, восстановлении и сохранении историко-культурной среды в условиях многонационального государства.

  В настоящее время проблемы сохранения и развития этнокультурных традиций начинают занимать ведущее место в обучении студентов художественно-педагогических ВУЗов.. Это в немалой степени обусловлено современными процессами унификации культурных ценностей и утраты национальной самобытности, которые приводят к значительным нарушениям культурного баланса и проявляются в различных социальных областях: исчезновении культуры малых народов, изменении их образа жизни и быта, усилении тенденций к внешнему единообразию и интернационализации, ориентации преимущественно на западноевропейский стиль. В связи с этим становятся востребованными методики по обучению народному декоративно-прикладному искусству, направленные на сохранение и возрождение национально-регионального наследия.

Декоративно-прикладное искусство, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, социально-исторические и национальные особенности того или иного региона, обладает уникальными художественно-выразительными возможностями. Являясь транслятором социально-культурных ценностей и носителем традиционной культуры, декоративно-прикладное искусство выступает мощным средством передачи этнокультурных семантических смыслов и национальных социальнопсихологических черт, а, следовательно, и формирования национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитания толерантного отношения к национальным культурам России.

Все это предъявляет особые требования к оснащенности будущего педагога-художника комплексом профессиональных компетенций в области народного декоративно-прикладного искусства и их использованию в своей педагогической и практической деятельности.

В научной литературе декоративно-прикладное искусство выступает предметом разных видов исследований в философии (П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, MC. Каган, др.), культурологии (ЛЛ. Дробижева, Л.В. Миненко,), искусствознании (Н.В. Воронов, Е.Н. Ковешникова, В.Ф. Рунге, С.О. Хан-Магомедов и др.). Особенностям развития региональных декоративно-прикладных искусств посвящены исследования О.В. Алексеевой, и др. Культура этносов Тюменского региона рассмотрена в работах Е.А. Ащепкова, Ф.Т. Валеева, и др.

В настоящее время в педагогической науке ведется активный поиск путей и средств формирования профессиональных компетенций обучающихся (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.).

Выступая неотъемлемой частью отечественной и мировой художественной культуры, народное декоративно-прикладное искусство представляет собой особую духовную сферу, концентрирующую в себе многовековой эстетический и нравственный опыт коллективного творчества, воплощенный в самобытных изделиях народных мастеров и умельцев. В силу этого народное декоративно-прикладное искусство является мощным средством трансляции ментальных смыслов и интерпретации социокультурного опыта, воспитания ценностного и толерантного отношения к национальным культурам России. Но кроме национальной культуры студент должен знать и декоративно-прикладное искусство своего региона – Тюменского, как уникального явления региональной народной художественной культуры.

Исторические данные показывают, что на территории Западной Сибири на протяжении тысячелетий обитали, сменяя друг друга, многие народы, разные по этническому составу, что и обусловило многонациональность ее населения. Каждая эпоха вносила свой вклад в развитие народного декоративно-прикладного искусства. Современное народное декоративно-прикладное искусство Тюменского региона сохранило многие древние черты и архаическую знаково-образную систему в декоре предметов народного творчества. В настоящее время существуют следующие направления традиционных ремесел ханты, сибирских татар и русских переселенцев: ткачество, вязание, вышивка, шитье из лоскута, изготовление игрушек и кукол, кружевоплетение, роспись по эмали, резьба по дереву и кости, лозоплетение, бондарное дело, обработка бересты, металла и др.

Происходит модернизация образования, но именно обращение к истокам народов, изучение их творчества, культуры насыщает мировозрение будущих педагогов-художников видением общей картины мира.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Казакова А.Г. Педагогика профессионального образования. - М.: Экон-Информ, 2007.

2. Шаповалов В.А. Высшее образование в поликультурном обществе.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

3. Чаббаров Р.Х. // Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья : материалы всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 29 октября 2009 г. / Тюменская гос. академия культуры и искусств. - Тюмень, 2009. - С. 134-137. (0,3 пл.).

 

Е.А. Баранова,

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»(г. Уфа)


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!