Развертывание темы и тезиса речи. Топика.



ЧАСТИ РИТОРИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РЕЧИ

Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):

1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);

2) расположение, или композиция, материала (dispositio);

3) словесное выражение, дикция (elocutio);

4) память, запоминание (memoria);

5) исполнение, произнесение (actio).

Созвучно этому делению Н. Ф. Кошанский, профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, определял риторику как науку об изобретении, расположении и выражении мыслей. Первый этап риторического действия по античному канону (inventio) соответствует запрету на создание нетворческой речи, на отсутствие в речи умственного усилия, «умственной восприимчивости», «изобретения», «нахождения истины». Изобретение – это рефлексия субъекта, осмысляющего объективную реальность, единственный способ плодотворного продолжения культурного диалога.

Диспозиция (dispositio) означает организацию,

построение речи как целостного произведения, достижение пропорциональности и законченности. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом. Платон сравнивал речь с живым организмом: всякая речь должна быть составлена, словно живое существо у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Аналогичными частями речи являются вступление, изложение, свидетельство, доказательство и выводы.

Третий этап  риторического действия – выражение (elocutio) означает словесное оформление речи, отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами. Владение языковой культурой подразумевает умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики.

Память (memoria) как способность воспроизводить прошлое считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена, кроме того, еще и духовным измерением и осмыслением (Общая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1973 С. 202).

Произнесение (actio) – последний этап риторического канона, проявляющийся в речевом действии. Оно использует всю палитру вневербальных выразительных средств, прежде всего интонацию и язык тела. Речь активна, она устремлена к действительности, к практике общения, служит организации целенаправленного поведения.

Все этапы риторического канона работают на «убедительность» лишь в системе, т. е. единстве взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных элементов. В целом они реализуются в речи. Идеал античного оратора объединял в себе такие характеристики, как мудрость философа и тонкость диалектика, язык поэта и память юриста, голос и пластическую грацию трагика.

ИНВЕНЦИЯ. ЗАМЫСЕЛ РЕЧИ

Предмет и тема речи

Предмет речи – тот фрагмент действительности, с которым соотносится речь. Определяя предмет речи, оратор ограничивает содержание высказывания – то, что он будет говорить и чего он не будет говорить. Например, какое-либо знаменательное событие.

Тема речи уже предмета. Это определенный аспект предмета. Соотношение между предметом и темой определяется тремя факторами: 1) допустимый объем речи, 2) знание аудитории, 3) интересы аудитории. Формулировка темы должна быть как можно более точной и конкретной. Например: культура поведения – правила речевого этикета в школе; О работе библиотеки – О необходимости изменить режим работы библиотеки.

Тезис – основная мысль речи., которую оратор должен доказать с помощью специально подобранных аргументов. Это всегда утвердительное предложение. Однако существуют речи, которые не имеют тезиса, т.к. он всегда связан с доказательством. Это информационные и развлекательные речи.

Тезис противопоставлен проблеме, т.к. он является решением проблемы. Например, проблема: как можно изменить режим работы библиотеки, чтобы он был удобен студентам, обучающимся и в первую, и во вторую смену? – тезис: режим работы библиотеки можно изменить так-то

Тезис должен быть сформулированным таким образом. Чтобы его можно было раскрыть в рамках одной речи: чтобы он был понятен аудитории; чтобы он был приемлемым для аудитории.

 

Развертывание темы и тезиса речи. Топика.

 

Топика – риторическое учение, созданное для того, чтобы помочь оратору разрабатывать содержательную сторону мысли. Учение о топах (общих местах) было разработано еще в античности. Топ – это смысловая модель, по которой оратор может сам творить.

Зачем нужна топика? Оратор, который готовит речь, стоит перед важной проблемой: ему необходимо подобрать аргументы и представить тезис таким образом, чтобы его речь оказала требуемое воздействие. Из хаоса идей, аргументов, соображений и фактов он должен создать текст, который будет максимально понятным для аудитории и одновременно способствовать достижению целей. Поэтому оратор обдумывает, что вообще можно сказать в связи с избранной темой, и как она соотносится с тем тезисом, который вам нужно доказать. Топика позволяет отказаться от спонтанной и не всегда системной разработки темы.

Внутренние и внешние топы: Внутренние топы исходят из самого предмета, его структуры и качеств. Работая с внутренними топами, оратор анализирует отдельные факты, изучает свойства объекта выделяет среди них обязательные и случайные. Внешние топы – это любая аргументация (не обязательно логическая), которая опирается на уже существующие знания о предмете. Внешние топы имеют дело с посторонними свидетельствами, с тем, что может быть подтверждено другими людьми.

Классификация топов:


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!