Искусство периода бронзы (додворцовый период)



Текстовые пояснения к презентации, подготовленной для семинара по предмету «История зарубежного искусства.

1 курс, магистратура «Музейное кураторство»

Студентка Нежид. Ю.

Преподаватель Шамардина Н.В.

Минойская культура - колыбель европейской культуры

Вступление.

Эпоха ранней бронзы, или III тысячелетие до н.э., занимает особое место в исторических судьбах Эгейского мира. Древнейших цивилизаций этого региона — критской (минойской) и микенской. За это время на территории Эгеиды, на ее островах, полуостровах и побережьях образовалось целое «созвездие» связанных, но в самостоятельных археологических культур.

Периодизация.

Каменные орудия 130 тыс. лет

Древнейшие поселения 11-13 тыс. лет

Поселения времен неолита 7 тыс. лет до н.э.

2 тыс. до н.э. царства Кносс, Фест, Малия, Закрос (минойцы, 1 млн человек)

1 тыс. до н.э. завоеван (заселен) дорийцами

75 г. до н.э. провинция Крит и Киринаика

767 г. административно-военный округ Византии

828 г. Критский эмират, захвачен мусульманами

1205 г. Королевство Крит (католицизм)

1210 г. под контролем Венеции

1669 г. как часть Османской империи

1898 г. Критское государство (восстание)

1913 г. Воссоединение с Грецией

Географическое расположение.

Отличительной чертой географии Крита является расположение в центре Средиземного моря в окружении главных торговых путей. В период бронзового века – центр торговли оловом, важнейшим компонентом производства бронзы. Гористая местность с большим количеством пещер, образовавшихся в результате многолетнего действия вод на известняковые породы. Пещеры в доисторические времена использовались как жилища и места культа, о чём свидетельствуют различные находки археологов. Причудливая извилистая береговая линия, образующая бухты, заливы – естественные лакуны для швартовки судов и развития флота, в том числе военного. С древнейших времен Крит – таласократическое государство.

Мифология равно историография

Гомер и Гесиод. Что было до этого? Гомер в своих сочинениях показывает нам развитую цивилизацию бронзового века (герои Гомера сражаются бронзовыми и медными орудиями). Описания Гомера объясняли в стиле 19 века как известный жанр исторической мистификации, который был в ходу в то время. Но Гомер создал не ту греческую древность, которой не было, а, как оказалось, он рассказывал правду - археологически достоверную и доказанную.

Главные Минойские мифы

Рождение Зевса в одной их пещер Крита. Брак Зевса и Европы. Рождение Миноса и его братьев. Правление Миноса в Кносее. Возвышение Критского царства. Миф о Минотавре и афинском герое Тисее. Жена Миноса Пасифая по воле Посейдона влюбляется в быка, от чего рождается чудовище с бычьей головой. Минос запирает минотавра в подземелье, построенном Дедалом. Тесей победил Минотавра, с помощью Ариадны, но счастья это не принесло. Царь Эгей, получив ложный сигнал, бросился в море и утонул, а Тесей отрекся от Ариадны. Другой важнейший миф – о Дедале и Икаре.

Открыватели  Крита.

Шлиман вел раскопки на холме Гессалык, где нашел Трою и клад Приама. И окрыленный успехом, решил продолжать. И что удивительно, его смелый предприимчивый ум и настойчивость, и вера в Гомера, помогли ему доказать, что у Гомера все описано правдиво.

Сэр Артур Эванс приехал после Шлимана и остался на Крите на всю жизнь. Великий открыватель Крита. Он имел некое чувство цивилизации. Им составлена периодизация Минойской культуры. Он установил, что Крит был заселен около 8 тыс лет до рх (современные учение считают, что 6 000), но кто там жил – не известно.  В середине 3000-летия видно по смене стиля керамики, что произошла первая мощная миграция, она называется пиласгическая или индо-европейская. А первое греческое население появилось там ок 1900 до рх. Греко- язычные европейцы появились на материке в начале средней бронзы и пришли из региона Трои.

Минойское Письмо

Принципиальное отличие Минойской цивилизации – ее визуальная, не текстовая, ориентация. Греки любили и умели писать. Хеттские библиотеки огромны и бесценны, мы получили доступ к этой великой культуре 2 тысячелетия благодаря найденным текстам. Почему же жители Крита, которые были связаны с хетско-малазийской традицией и знали письмо – есть памятники иероглифического и линейного письма – почти не оставили нам памятников письменности! В основном в раскопках найдены печати и небольшие тексты хозяйственного содержания. Но даже то, что найдено – не было до сих пор расшифровано. Линейное письмо А не можем прочесть более 100 лет. Расшифровали линейное письмо Б в 1956 году (оно относится 1600 – 1500 до нэ), но это не дало много информации.

Искусство периода бронзы (додворцовый период)

Период длился до 2 600 до р. х. Основное место обитания в этот время - пещеры. И По времени это совпадает с периодом древнего царства Египта, обнаруживаются синхронные формы, а также египетские памятники древнего царства встречаются на Крите,  каменные сосуды в Кноссе (конец 4 000 тыс), сосуды древнего царства в гробницах Мохлоса. Это время соответствует эпох царствования 5-6 династий египетских фараонов .

Позже пещеры перестают быть местом обитания людей и становятся священными ритуальными. В 2750 году на островах Средиземного моря возникают крупные города, обнесенные крепостями. Это были технически совершенные города - там была канализация, водопровод, развитое искусство, они не отличались от европейских городов в период средневековья. 

Наиболее распространенные предметы культа того времени - кикладские идолы – характерные фигурки из мрамора, изображающие обнаженных людей, мужчин и женщин. Замечательно, что эти примитивные по виду изделия изображают людей, знакомых с искусством – они играют на арфах, женщины украшены серебряными диадемами (прообраз сирен), они бывают маленькие или в человеческий рост.  Встречаются также птицеголовые женские изображения. Все они - наиболее распространённая форма религиозного культа.

Эпоха развитой бронзы – это до-дворцовый период. Но уже тогда появляются прото-дворцовые архитектурные сооружения.

В конце этого периода происходит переход к полихромной многоцветной керамики, вместо ручной лепки  появляется  гончарный круг и гончарный горн. В это время появляется знаменитая эллинская спираль, которая оптом пройдет через всю историю керамического искусства. Волнистая зигзагообразная линия, которая казалось бы обозначает море или причудливую растительность.  Она появляется на сначала каменных печатях и каменных вазах, а затем на керамике. Этот орнаментальный рисунок очень древний и известен еще со времен Египта.

Прото-дворцовый период

Время периода с 2200  до 1700 годов до нэ. – он совпадает со средним царством Египта. В это время многие памятники Египта находятся в Критских гробницах, и также немногочисленные памятники Крита находим в Египетских гробницах.

Дворцовый период.

Время периода с 1700 – 1400 до р. х. В 1700 годах на Крите старые дворцы все разрушены, и заново построены. Население говорит на пиласгическом (греческом языке) с примесью лувийского языка. Геродот указывает в своей истории, что когда-то весь Крит населяли «варвары» - те, кто не говорили на греческом языке.

Особенность  Критских дворцов – они не имели никакой фортификации, никаких городских стен или даже символических укреплений. Жители Крита никого не боялись .Гомер называл Крит таласократией, то есть страной, которая владычествует над всеми тогдашними известными морями. Крит защищали не стены, а дубовые борта его кораблей Все побережье Средиземного моря контролировалось флотом Крита.

Дворцовые ансамбли Крита сложно устроены, они напоминают древние города – или город-дом . Критяне обладали невероятной по меркам того времени продвинутой городской инфраструктурой . Возможно, в разработке и строительстве столь совершенных и сложных коммуникаций участвовали потомки жителей могущественного Илиона, существовавшего в эпоху неолита в Малой Азии. Это было очень высокоразвитое население, которое бежало на Крит.

Легендарный стиль камарес

Стиль росписи керамики, получивший свое название от местности в центральной части острова, где в одном из гротом впервые были обнаружены вазы в этом стиле. Распространен начиная с раннего дворцового период  (1900 г -  1650 гг. до н.э.). Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу темного цвета белой, оранжевой или красной краской.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!