Институализация «интеллектуальной истории».



Представители современной «новой интеллектуальной истории» концентрируют внимание на феномене самого «исторического текста» и его восприятия читателем. Они стремятся исследовать историю исторической науки (историографию) посредством анализа качественных изменений в сознании историков, их практику историописання, культуру творчества. Значительное место в современной интеллектуальной истории занимают история философии, науки, политической мысли, биографистика и тому подобное. Интеллектуальная история ориентирована на реконструкцию исторического прошлого каждой из областей и форм знания (включая донаучные и паранаучные) как части целостной интеллектуальной системы, которая на разных временных этапах переживает трансформацию. С 1994 г. существует Международное общество по интеллектуальной истории, а с 1996 - выходит журнал «Intellectual News. ReviewoftheInternationalSocietyforIntellectionalHistory».

«Интеллектуальная история» в конце ХХ – начале ХХI в. нашла свое распространение и в России. С 1998 г. тут действует Центр интеллектуальной истории, который возглавляет Л. Репина. На сегодняшний момент исследовательская деятельность Центра определяется его сквозной (от античности до новейшего времени) генеральной программой «Традиции и творцы европейской интеллектуальной культуры», целью которой являются междисциплинарные исследования творческой деятельности и долговременных интеллектуальных процессов в сфере гуманитарного (и в первую очередь исторического), социального и естественно-научного знания в их конкретном социокультурном контексте и на базе интеграции истории идей, социально-интеллектуальной истории и микроаналитических подходов «новой культурно-интеллектуальной истории».

Основными результатами работы по программе стали два коллективных труда и пять сборников статей. Опубликованы коллективный труд «История через личность: историческая биография сегодня» (М.: «Кругъ», 2005) и три проблемно-тематических сборника статей: «Цепь времен: проблемы исторического сознания» (М.: ИВИ РАН, 2005.), «Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации» (М.: ИВИ РАН, 2005); «Мир и война: культурные контексты социальной агрессии» (М.: ИВИ РАН, 2005); подготовлены к печати тематические сборники статей «Интеллектуальные традиции Античности и Средневековья» и «Историческое сознание и культура памяти», коллективный труд «История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени» подготовлен и сдан в печать.

Полученные участниками проекта результаты позволяют раскрыть сложные процессы функционирования, трансляции и трансформации исторических знаний и представлений, формирующих образы прошлого в коллективной памяти поколений и социальных групп, в странах и регионах с очень разным историческим опытом, политическими и культурными традициями. Были уточнены базовые концепты, сформулированы методологические подходы, выявлены основные характеристики европейского исторического сознания, образы истории в историографии Средневековья и раннего Нового времени.

Еще одним центром «интеллектуальной истории» является Российское общество интеллектуальной истории (РОИИ), созданное в 2000 г., основной целью которой является содействие развитию в России междисциплинарных исследований в области интеллектуальной истории - истории всех видов творческой деятельности, мыслительного инструментария, институтов интеллектуального общения и продуктов человеческого интеллекта, исторического развития интеллектуальной сферы (включая ее художественные, гуманитарно-социальные, натуралистические, философские компоненты) в рамках общекультурной парадигмы. Свои исследования общество публикует в «Вестнике РОИИ», первое издание которого увидело свет в декабре 2001 г.

Идеи «интеллектуальной истории» широко пропагандировались на страницах журнала «Journal of the History of Ideas». Так, его главный редактор Доналд Келли в 1996 г. писал, что под «интеллектуальной историей» следует понимать не раздел истории, а способ целостного рассмотрения прошлого человечества. Задачей интеллектуального историка является исследование всех областей человеческого прошлого по его следам, поддающихся расшифровыванию (как правило, письменным и изобразительным), предоставив им современный смысл посредством языка. В своих научных поисках интеллектуальные историки могут обращаться к таким дисциплинам как экономика, социология, политология, антропология, философия, литература и ее критика, но одновременно они не должны забывать о собственном задании и о тех ограничениях, которые налагаются их культурным кругозором и дисциплинарными нормами.

Таким образом под влиянием лингвистического поворота и работ большой группы «новых интеллектуальных историков» радикально преобразилась история историографии, которая неизмеримо расширила свою проблематику и отвела центральное место изучению дискурсивной практики историка. Отклоняясь в сторону литературной критики, она имеет тенденцию к превращению в своего двойника – историческую критику, а возвращаясь – обновленная – к «средней позиции», получает шанс стать по-настоящему самостоятельной и самоценной исторической дисциплиной.

 

Список используемой литературы.

1. Ливайн Дж. Интеллектуальная история как история // Диалог со временем. Вып. 14. 2005. С. 51.

2. Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории.1996. - М., 1996. с.25-38.

3. Репина Л. П. Что такое интеллектуальная история? // Диалог со временем. Вып. 1. 1999. С. 5-12.

4. Хлуднева С. В. Об очерке Артура Лавджоя «Историография идей» // История философии. – 2005. - Вып. 12. – с. 152-157.

5. Чень Синь. Интеллектуальная история в контексте глобализации // Диалог со временем. Вып. 14. 2005. С. 32.

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!