Бонапарт на Аркольском мосту 17 ноября 1796 года. Париж, Лувр



Вокруг Давида сформировалась большая школа учеников. Из его мастерской вышли Франсуа Жерар, Анн Луи Жироде, Антуан Гро и, наконец, великий художник Энгр.

 

В первое десятилетие XIX в. позиции неоклассицизма как ведущего стиля в искусстве были очень сильны. К этому периоду относится становление одного из ведущих мастеров классицистического направления Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867). Именно Энгру предстояло превратить давидовский классицизм в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.

 

Вышедший из среды тулузской художественной интеллигенции (первым учителем Энгра был его отец - миниатюрист и скульптор Жозеф Энгр), учившийся в Королевской академии изящных искусств в Тулузе, Энгр в семнадцатилетнем возрасте попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом Античности, Энгр намеренно отказался от революционности давидовского классицизма, отрицая современность, и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Энгр преклонялся перед Античностью; желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Произведение, за которое он в 1801 г. получил "Grand Prix de Roma" ("Большая Римская премия"), - "Послы Агамемнона у Ахилла" - свидетельствует о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный рельеф, колористическое решение подчинено рисунку, линеарно-пластической моделировке.

 

В "Автопортрете" (1804), на котором художник запечатлен в возрасте 24 лет, уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей. На модель Энгр смотрит более отчужденно, чем его учитель Давид. Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы, четкость рисунка играют для него значительнейшую роль. Так, в портрете "Мадам Ривьер" особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанного в прямоугольник; этот овал подчеркивают текучесть складок платья, кашемировой шали, мягкость голубых бархатных подушек. Разворот в три четверти сужает линию плеч, делает более хрупкой и скованной фигуру "Мадемуазель Ривьер" на фоне ясного, но далекого пейзажа (см. цветную вклейку). Ослепительно светлая холодная красочная гамма подчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира (оба портрета написаны в 1805 г., выставлены в Салоне в 1806 г.).

 

В это время Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, и знаменательно, что на одном из маленьких тондо, выполненных в масляной технике, он запечатлевает домик Рафаэля - художника, который на всю жизнь остался для него образцом, истинным кумиром. В Риме Энгр в 1807 г. создает один из лучших портретов своего друга-художника Франсуа Мариуса Гране. Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Но за этим внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение, которое ощущается в предгрозовой атмосфере, в сизых тучах, нависших над Римом. Эти серо-зеленоватые тучи перекликаются с десятками полутонов, которыми написан зеленый плащ модели. Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков: так, вполне и в совершенстве постигший классицистическую методу, Энгр не всегда следовал только светотеневой, линеарно-пластической моделировке. Наконец, неким отходом от привычной схемы классицизма, предвестием романтического направления было и само появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски, со всеми их условно-восточными атрибутами: чалмой, веером, кальяном и пр. Не светотенью, а тончайшими цветовыми градациями, мягким растворением контуров в воздушной среде лепит он объем тела одной из "ню", получившей в искусстве название "Купальщица Вальпинсон" (1808) - по имени первого владельца картины. Розовые пятна головной повязки "Купальщицы" возникают не случайно в дополнение к оливково-зеленому цвету занавеса, придавая теплоту общему впечатлению.

 

Тончайшим колористом, преклоняющимся перед классическим совершенством модели, выступает Энгр в портрете "Мадам Девосе" (1807). В следующих женских портретах у Энгра появится чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор, изображение иногда множится, отражаясь в зеркале ("Портрет мадам де Сенонн", 1814; "Портрет мадам Инес Муатессье", 1856).

 

В тематических картинах 1810-х гг. Энгр остается верен классицистическим темам. В отличие от Давида он, далекий от политических волнений, стремится проникнуть в суть языческого мифа. Явным нарушением классицистических норм явилась большая картина Энгра "Фетида, умоляющая Юпитера" (1811), сюжет которой заимствован из "Илиады". Во имя особой эмоциональности художник делает Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, тело которой также как будто лишено анатомической правильности: неестественно вывернута ее левая рука, слишком велика шея - и все это с целью усилить взволнованность ее состояния, страстность ее мольбы о заступничестве за сына ("обнявши колена // Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь", как сказано в первой песне великой поэмы).

 

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает "Портрет Паганини" (1819), групповые портреты семьи французского консула в Чивита-Веккиа Стамати (1818), семьи брата императора Люсьена Бонапарта (1815) и пр. Как ни был привержен Энгр к Античности, ею не могла быть исчерпана вся красота мира, которой он поклонялся. Энгр обращается и к сюжетам из Средневековья, и к раннему Возрождению, и к периоду Высокого Ренессанса.

 

Но главным трудом художника в это время становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства Мадонны для Французского королевства"

 

(1824). Энгр нарочито решил образ своей Мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам великого художника, но эта прямая зависимость лишь подчеркнула искусственность произведения и придала ему заведомо архаичный характер. Парадокс состоит, однако, в том, что именно это творение принесло художнику, ранее официально не признававшемуся, успех в Салоне 1824 г. Отныне он становится признанным главой официальной французской школы. Заметим, что на этой же выставке была экспонирована "Резня на Хиосе" Делакруа. Не потому ли противники родившегося нового направления - романтизма и обратились к Энгру, сделав его "хранителем добрых доктрин" слабеющего и ветшающего классицизма, что надвигалось новое мощное оппозиционное ему направление?

 

В 1824 г. после 18-летнего отсутствия Энгр возвращается на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного Легиона, открывает свое ателье и отныне и до конца дней остается вождем официального академического искусства. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г., но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы 1830-х гг., владельца газеты "Journal des Debats" Луи Франсуа Бертена Старшего (1832), могучего седого старика с умным, спокойным взглядом "хозяина жизни и обстоятельств", пишет с такой силой и верностью, что современники называли его изображением "Юпитера- Громовержца нового времени", а когда Бертен появлялся на улице, говорили: "Вот идет портрет Энгра". В этом произведении, в строгости и монохромности письма Энгр оказался наиболее близок традициям школы своего учителя Давида.

 

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами сто сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности. Самое пленительное произведение старого мастера - "Источник" (1856). Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода, - аллегорический образ живительного вечного источника жизни, в котором ему удалось с необычайной силой и страстностью прославить жизнь, соединив конкретность форм с пластическим обобщением. Как раз этого-то и не умели многочисленные подражатели художника, его эпигоны, усвоившие лишь голую схему приемов Энгра, но не постигшие его сути.

 

Энгр умер, когда его главными противниками были уже не романтики, а новые художники, громко заявлявшие о своем пристрастии к изображению ничем не прикрашенной действительности.

 

Самостоятельная работа: записать новые термины (неоклассицизм или стиль ампир); рассмотреть описаные картины; перечислить основные работы Давида, Энгра.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!