Жак Луи Давид. Мадам Рекамье. Париж, Лувр



Жак Луи Давид.

Смерть Марата. Брюссель, Музей современного искусства

Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден даже текст: "Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право..."); голова, обернутая полотенцем, и рука, которая еще держит перо, бессильно свесились; на тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно, как на античной стеле, написано "Марату - Давид". Большие цветовые пятна серо-желтого (лицо и простыня), ярко-охристого (тумба) и зеленого (ванна), статуарно- пластическая, линеарная трактовка формы - все делает картину Давида произведением сурового, чисто классицистического стиля и придает ему мемориальный характер. "Смерть Марата" была воспринята зрителем - участником революционных событий как подлинный реалистический жанр. Но сюжет большого исторического значения при живой современной форме

превратил ее в историческую картину. В этом смысле справедливо замечание российского искусствоведа Η. Н. Пунина (1888-1953), что все исторические картины, начиная со "Смерти Марата", выросли из живописи жанровой, включая многие произведения и Жерико, и Делакруа, и Курбе.

 

С 1793 г. Давид входит в Комитет общественной безопасности - орган революционной диктатуры французской буржуазии - и сближается с главой якобинской партии Максимилианом Робеспьером (1758-1794). Естественно, что после падения якобинской диктатуры, поражения революции политическая карьера художника обрывается, а сто самого (правда, ненадолго) арестовывают. Именно в заключении, в "Отель де ферм", он пишет свой знаменитый автопортрет, который исследователи его творчества метко назвали исповедью.

 

Его последующий путь - это путь от "первого художника республики" через смутное время Директории и Консульства до придворного живописца Империи. Иронически замечено, что художник "променял Брута на Цезаря", т.е. идеалы свободы, столь страстно им проповедуемые, на воспевание диктатуры Бонапарта-императора. Во время Директории он пишет "Сабинянок" (1795-1799), многофигурное произведение, далекое от суровых и лаконичных решений прежних лет (законченное как раз в год прихода Наполеона к власти), при всей

 

перегруженности отличающееся изысканной серебристой тональностью, а главное, прославляющее не военные победы, а взывающее к простым человеческим чувствам. На возвышение Наполеона он отвечает полотном "Леонид при Фермопилах" (1800-1814), в котором хотя и прославляется Спарта, но в образе спартанского героя довольно ясно проступают черты идеализированного сходства с первым консулом, в 1804 г. ставшим императором.

 

 

Жак Луи Давид. Генерал Бонапарт. Подготовительный этюд. Париж, Лувр

В период Империи Давид - первый живописец императора. По его заказу он пишет огромные картины: еще до "воцарения" "Наполеон на Сен-Бернарском перевале" (1801), "Коронация" (1805-1807), хотя и исполненные с живописным блеском, но холодные, напыщенные, полные ложного пафоса и театральной патетики.

 

В изображении Наполеона на Сен-Бернаре еще много романтического чувства: герой на вздыбленном коне, в резком движении, с вдохновенным лицом. В "Коронации" же, как верно замечено исследователями, Наполеон бесстрастен и величествен. В окружении родственников, духовенства во главе с папой, блестящих маршалов и дипломатического корпуса император коронует

смиренно преклонившую колена Жозефину. Блеск позумента, красного бархата, белых шелков и драгоценностей - все нацелено на передачу прославления императорской власти.

 

Рядом с огромными полотнами Давид успевал делать рисунки мебели, эскизы одежды, причесок. Он пишет портрет знаменитой хозяйки художественно-политического салона красавицы мадам Рекамье (1800), позой, платьем, прической, мебелью, ее окружающей, - всем антуражем как бы погружая нас в мир Античности (воспринятой, конечно, глазами современника). Госпожа Рекамье изображена босиком, в античной тунике, возлежащей на кушетке, срисованной мебельщиком Жакобом с античных рельефов, рядом с торшером в "помпеянском стиле". Строгим изяществом своего письма художник предопределил характерные черты ампира начала XIX в. и попрощался с тонкой элегичностью, гармонией и ясностью века уходящего, избегнув и пафоса, и помпезности парадных портретов, черт, в общем, не чуждых позднему ампиру.

 

 

Жак Луи Давид. Мадам Рекамье. Париж, Лувр

Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают бывшего члена Конвента, некогда проголосовавшего за смерть короля, эмигрировать из Франции. Отныне Давид живет в Брюсселе, там он и умирает.

 

Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. В ранних, таких как парные портреты супругов Серезиа (1795), и особенно в портретах позднего, бельгийского периода Давид показал себя тонким психологом, знатоком

человеческой души и высокого вкуса живописцем.

 

 

Антуан Гро.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!