Глава 2. Социальная работа в Чеченской республике: традиции коллективной помощи и современное состояние социальной сферы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 

Кафедра: «Социальная работа»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По МДК 1.3 «Технология социальной работы с пожилыми и инвалидами»

на тему: Социальное попечительство над пожилыми людьми

 

                                                                                

                                                                                       Работу выполнил(а)

студент(ка) группы ОС1.18-31

специальности 39.02.01 «Социальная работа»

Эльжуркаева Петимат Сайд-Магомедовна

(Ф.И.О. полностью)

 

Руководитель:

Мутиева Радима Гиллаевна

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

Оценка __________________

(прописью)

 

Преподаватель, подпись:

_________________________

(Ф.И.О., подпись)

 

 

Грозный 2021

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей

1.1 Пожилые люди как социальная общность

Глава 2. Общая характеристика социальной работы с пожилыми людьми в Чеченской Республике

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

    Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.

     Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин – на 6, 5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой продолжительности жизни.

    Актуальность исследования: Около 23% населения республики– пожилые и старые люди, тенденция увеличения доли пожилых в общей массе населения сохраняется, становится ясно, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение. Тема требует дальнейшей разработки.

Объект: социальная работа с пожилыми и старыми людьми.

Предмет: особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

Цель работы: Изучить проблемы пожилых и старых людей и рассмотреть основные направления социальной работы с ними.

Задачи:

1) Выявить основные социальные проблемы пожилых и старых людей.

2) Рассмотреть психологические особенности пожилых и старых людей.

3) Проанализировать законодательную базу, на которой основывается социальная работа с пожилыми и старыми людьми; рассмотреть основные направления этой работы.

 

 

Глава 1. Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей

1.1 Пожилые люди как социальная общность

     Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на «молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во Франции существует понятие «третий» или «четвертый» возраст. Границей перехода из «третьего» в «четвёртый возраст считается преодоление рубежа в 75-80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые» старики, - например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст 60 до 74 лет – признан пожилым; от 75 до 89 лет – старческим; от 90 лет и старше – возрастом долгожителей. Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей, их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов. «Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг и т. д.». Для того, чтобы работать с пожилыми и старыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований. Нужно хорошо представлять социальные проблемы пожилых людей.

     Для пожилых людей серьезными проблемами являются:

- ухудшение здоровья;

- поддержание приемлемого материального уровня жизни;

- получение качественной медицинской помощи;

- изменение образа жизни и адаптация к новым условиям жизни.

- ограничение жизнедеятельности.

     Процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту. Наблюдается постоянный рост числа старых людей тяжелобольных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе. Польский геронтолог Е. Пиотровский считает, что среди населения в возрасте старше 65 лет около 33% составляют лица с низкими функциональными возможностями; нетрудоспособные; в возрасте 80 лет и старше – 64%. В.В. Егоров пишет, что уровень заболеваемости с возрастом растет. В 60 лет и старше он превышает показатели заболеваемости лиц моложе 40 лет в 1, 7 – 2 раза. По данным эпидемиологических исследований, практически здоровые среди пожилого населения составляют примерно 1/5, остальные страдают различными заболеваниями, причем характерным является мультиморбидность, т.е. сочетание нескольких болезней, имеющих хронический характер, плохо подающихся медикаментозному лечению. Так, в возрасте 50-59 лет 36% людей имеют 2-3 заболевания, в 60-69 лет у 40,2% обнаруживаются 4-5 заболеваний, а в возрасте 75 лет и старше 65,9 % имеют более 5 заболеваний. Типичными недомоганиями старческого возраста являются болезни, обусловленные изменениями органов в связи с самим старением и присоединяющимися дегенеративными процессами.

Структура заболеваемости лиц пожилого и старческого возраста имеет свои особенности. Основную форму патологии составляют хронические заболевания: общий артериосклероз; кардиосклероз; гипертоническая болезнь, поражение сосудов головного мозга; эмфизема легких, сахарный диабет; болезни глаз, различные новообразования. В пожилом и старческом возрасте снижается подвижность психических процессов, это проявляется в усилении отклонений в психике.

      Материальное положение - единственная проблема. Которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Многие пожилые люд продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров. В такой ситуации нельзя говорить о продолжении разнообразной, достойной, богатой духовными и культурными ценностями жизни. Старики ведут борьбу за выживание (доживание). Положение пожилых и старых людей во многом зависит от того, в какой семье они проживают, а также от их брачного состояния.

 

      Получившая все большее распространение нуклеарная семья (она состоит из супругов и их детей) приводит к изменению взаимоотношений и связей с пожилыми людьми. Человек в пожилом возрасте часто отделяется от ставших самостоятельными детей, а в старости остается в одиночестве, причины которого часто имеют социальный характер и вызваны отчуждением, социальной несправедливостью, противоречиями социального прогресса. Одинокий человек может рассматриваться как результат ослабления связей с той или иной социальной группой (семья, коллектив), снижения социальной лабильности, девальвации социальных ценностей. Самочувствие пожилых и старых людей, которые живут в семье, в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье – доброжелательной или недоброжелательной, нормальной или ненормальной, тем, как распределяются обязанности в семье между дедушками (бабушками), их детьми и внуками. Все это сказывается на желании пожилых людей жить вместе с детьми и внуками или отдельно. Проведенные в разных странах исследования свидетельствует, что часть пожилых людей предпочла бы жить отдельно от своих детей, внуков, другая – вместе. Это должно учитываться, в частности, при градостроительстве, распределении квартир. Должна быть предусмотрена возможность обмена квартирами и так далее.

     Значение брака и семьи неодинаково на разных этапах жизни человека. Пожилой и старый человек нуждается в семье прежде всего в связи с потребностью в общении, взаимопомощи, в связи с необходимостью организации и поддержания жизни. Это объясняется тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, прежней энергии, не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании. Когда речь идет о пожилых людях, основной мотив заключения браков – сходство взглядов и характеров, взаимные интересы, стремление избавиться от одиночества (1/3 одиночек в нашей стране составляют люди старше 60 лет). Хотя, конечно, и в этом возрасте эмоции и симпатии тоже играют немаловажную роль. Как свидетельствуют данные государственной статистики, рост числа поздних браков предопределяется в основном высокими показателями разводов. Как правило, это повторные браки. В решении проблемы одиночества пожилых людей за счет заключения повторных браков немалую роль могут сыграть социальные работники, организуя службы знакомств для людей среднего и пожилого возраста. Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель, смысл жизни, добро, счастье и так далее. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью, а в старости утратили прежние социальные роли. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас признается бесполезной, ненужной. Разрыв с трудовой деятельностью отрицательно сказывается на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд (посильный) является источником долголетия, условием сохранения хорошего здоровья. И многие пенсионеры хотели бы еще поработать, психологически еще молодые, образованные, профессионалы своего дела с огромным опытом работы, эти люди могут принести еще много пользы. Но, к сожалению, до 75% пожилых людей не работают или заняты только частично. Например, в 2003 году в центры занятости в поиске места работы обратилось 82690 пенсионеров. Утроилось на работу только 14470 пенсионеров.

      Итак, переход человека в группу пожилых людей изменяет его жизнь, которая приобретает ряд новых, далеко не всегда благоприятных и желательных черт. Возникает проблема социальной адаптации пожилых и старых людей. Здесь на помощь социальному работнику может прийти социальная геронтология – область исследований финального этапа онтогенетического развития человека, социокультурных установок и ожиданий по отношению к определенному социально-демографическому слою – пожилым людям. Особое внимание следует уделять психологическим проблемам пожилых и старых людей.

Глава 2. Социальная работа в Чеченской республике: традиции коллективной помощи и современное состояние социальной сферы

Социальная природа человека обуславливает этическое и альтруистическое поведение человека, которое находит отражение в социокультурных традициях взаимопомощи и поддержки. С архаичных времен существовала практика социальной помощи, исходящая из коллективной формы хозяйствования, которая предполагала принцип взаимодействия и защиту от враждебного мира. Именно в рамках родовой общины человек мог ощущать себя в социальной безопасности, рассчитывая на коллективную экономическую и социальную поддержку. Формы помощи и взаимопомощи были обусловлены социокультурным, социально-экономическим, политическим уровнем развития народов. Во многих культурах наблюдаются сходные черты коллективной формы социальной поддержки, однако существовали и отличные специфические, культурно-исторические черты социального вспомоществования. В этой связи генезис и особенности развития помощи и взаимопомощи, а также этико-аксиологический базис социального воспитания в культуре чеченцев представляют собой актуальный вопрос изучения. Специфика культурных особенностей России оказывает значительное влияние на эффективность осуществления различных форм социальной работы. Культурно-исторический контекст социальной работы включает в себя не только многовековую коллективную память политических и законодательных доктрин, но и методы, формы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде.

Традиционная культура чеченцев, согласно классификации М. Мид, являлась постфигуративной, поскольку было характерно совместное проживания трех и более поколений, при котором старики выступали не только руководителями и наставниками, но и носителями образцов жизни, примером для подражания[1]. В чеченском этикете особо выделялось понятие «нохчалла», включающее в себя особый этический, морально-нравственный облик, особенности ментального характера чеченцев. Этот идеал, который воспитывался у чеченцев с младенчества, дети воспитывались в строгой морали, в почтительном отношении к старшим, уважении, великодушии и достоинстве.Жизнь в чеченском традиционном обществе строго регламентировалась вайнахским этикетом, обычаями - «адатами». Нормы адата складывались еще во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачносемейные отношения. Знаменитый чеченский этнограф С.-М. Хасиев пишет, что существовали два типа адатов: «адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше». А также «им противостояли другие адаты, которые чеченцы называли горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживалась основная часть общества»[2]. Практика и идеология коллективизма социальной помощи прослеживается и в традиционной культуре чеченцев. Жизнь горцев в суровых географических и климатических условиях, а также постоянная внешняя угроза создавали необходимость совместно решать социальные проблемы, помогать друг другу, особенно слабо защищенным слоям общества посредством различных обычаев. Среди них у чеченцев как важная составляющая духовной культуры выделялась традиционная форма коллективной помощи - «белхи». Она включала в себя философию добрых дел, братского бескорыстия и дружбы.

По мнению ряда исследователей (Д. Д. Межидов, И. Ю. Алеро- ев) [3] этот обычай уходит своими корнями в глубокую старину и является порождением суровых условий жизни горца: «Ведь нередко приходилось связываться одной веревкой, чтобы выкосить на почти отвесном склоне горы траву, невозможно было действовать в одиночку и там, где приходилось отвоевывать у гор скудные участки под посевы. Любое горе, несчастье, потеря кормильца и село должно было брать на себя заботу о потерпевших. Оставшиеся в селе мужчины не садились за трапезу, пока часть ее не была отнесена в соседний дом, где малые дети, но нет мужчины кормильца. Нередко бывало и так, что человек пожилого возраста что-то начинает делать по хозяйству. Вскоре возле него оказывался один, второй, третий из тех, кто живет по соседству или на этой же улице. Получается так, что начатое им дело продолжают и заканчивают эти помощники». Зачастую «белхи» организовывали в помощь вдове или нуждающейся семье в уборке урожая, обработке поля, в посеве и т.д. Однако организовать «белхи» могли и по чрезвычайному случаю: при восстановлении и строительстве дома после пожара, внезапной смерти кормильца при малолетних детях. Однако «белхи» не сводился исключительно к трудовой помощи, а представлял собой сложную структуру комплекса социальных, межличностных, этических представлений. Например, профессор 3. И. Хасбулатова отмечает, что «белхи» являлся и одной из форм межличностной коммуникации молодежи, основанной на вайнахском этикете «г1иллакх-оьздангалла» (в переводе с чеч. «традиции поведения, такт и приличие»)[4] [5]. Как правило, на такие мероприятия приглашались девушки, замужние и незамужние женщины, женатые и неженатые молодые люди. Обычно «белхи» организовывала женщина. На этих мероприятиях молодежь знакомилась, общалась между собой, но участвовала в них с той целью, чтобы проявить свое «общественное» лицо в трудовой деятельности. В «белхи» не всегда принимали участие мужчины, но если требовалась мужская сила, например, при изготовлении кирпичей «кибарчкаш еш болу болх» и в других видах работы, они, безус- ловно, активно трудились". Продолжительность труда на «белхи» была определена обычаем - от восхода до захода солнца, однако приглашение на целый день не исключало и более раннего завершения работы. Пришедших на «белхи» хозяин старался угостить лучшей пищей. Примечательно, что хозяин и хозяйка должны были быть любезными и приветливыми со всеми, кто пришел помочь: нельзя было принуждать, указывать, кто и сколько должен работать и т.п. Чеченская этика и нравственность исключали высказывание замечаний, если чья-либо работа не нравилась. Принятие приглашения не было обязательным, однако чеченцы считали, что даже в случае неотложных дел следует придти и поработать некоторое время: или объяснить хозяину уважительную причину и сразу уйти, или прислать кого-нибудь для объяснения. Этого требовали нормы поведения, тем самым подчеркивалась нравственная составляющая «белхи» . В культуре чеченского этноса большое место занимает понятие «къинхетам» (милосердие). Быть милосердным не только с людьми, но и со всеми окружающими живыми существами самая первая обязанность человека. Проявление жестокости в любой ситуации всегда было свидетельством слабости. Милосердие к людям проявлялось в уважении к появляющимся в обществе сиротам, вдовам, сестрам без братьев, не имеющему сына отцу, пожилым людям. Помимо остальных традиций в чеченском обществе,стоит упомянуть и об особом внимании к больным и пожилым людям. Было принято обязательно посещать больного соседа, родственника, поддерживать его морально и материально. В период его болезни заботы о хозяйстве брали на себя остальные члены тейпа (самоуправляемая территориальная община, основанная на кровнородственных связях и состоящая, как правило, из одного или нескольких сел).

      Традиции милосердия закрепились и обогатились новыми формами после принятия ислама, который дал толчок для социально- экономического, политического и культурного развития горских народов. Среди исламских форм помощи можно выделить следующие: за- кят (обязательное пожертвование в пользу нуждающимся), раздача милостыни нуждающимся в религиозные праздники - Курбан-байрам (мясо и др.),Ураза-байрам (рожь, пшеница, деньги и др.).

Таким образом, мы можем отметить, что социальная работа как феномен российской действительности имеет многовековые традиции. Специфика православных духовных ценностей обеспечила появление философии «призрения», которая многие столетия определяющим подходом в институализации социальной помощи. Традиционная культура чеченцев еще с древних времен содержала систему нравственных и гуманистических ценностей, традиции воспитания милосердия и альтруизма, этнически самобытных форм социальной помощи и взаимопомощи. Этико-аксиологический базис социального воспитания и культурно-исторические особенности социальной взаимопомощи позволяют рассмотреть предпосылки социальной работы в поликультур- ном пространстве России.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!