Практический императив. Нравственный закон.



«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Соч. т.4. ч.1. с.270.

Кант о морали:

«Человек морален не потому, что Бог предписал ему мораль, наоборот, человек верит в существование Бога, потому, что этой веры требует мораль».

 О науке:

«С одной стороны человек обладает готовыми категориальными конструкциями, с другой – эмпирическими данными. Благодаря своему продуктивному воображению, человек объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки».

Эстетические идеи.

В XVIII в. возникает эстетика как наука. Александр Баумгартен рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию.

И. Кант - основоположник классической эстетики, утверждает смостоятельность эстетического начала. Чувство пррекрасного занимает у него среднее положение между практическим и теоретическим разумом.

Основная задача — отыскание тех условий без которых немыслимы ни научное познание, ни этика, ни эстетика. Это субъективные априорные формы.  Система философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между миром природы (жестокости и зла) и миром свободы (культуры и морали) своеобразный «третий мир» - мир красоты.
                   Трактат «Критика способности суждения».
Способность суждения - одна из интуитивных познавательных способностей. Эстетическая способность суждения - художественное переживание, доставляющее такое же удовольствие, как и обнаружение целесообразности.
Одна из основных идей «Критики способности суждения» - единый подход к живой природе и художественному творчеству на основе принципа целесообразности гармонической связи частей и целого.
 Эстетическое у Канта рассматривается с точки зрения двух основных категорий - прекрасного и возвышенного. Прекрасное обращено преимущественно к знанию, возвышенное - к морали.
Аналитика прекрасного: «Прекрасно то, что нравится не как-нибудь случайно, но необходимо; обладает целесообразностью, но без всякой цели; нравится незаинтересованно, без всякой корысти». Это возможно потому, что прекрасное будучи субъективным переживанием является чистой формой, которой объективно ничего не соответствует.

Прекрасное- незаинтересованное удовольствие, доставляемое созерцанием эстетической формы. Это чистая красота.
Кант наряду с «чистой» красотой (цветы) вводит понятие красоты «сопутствующей» (красота человека, здания). Эстетический идеал реализуется только в сфере «сопутствующей» красоты. Нельзя себе представить идеал красивых цветов. Сопутствующая красота предполагает цель и интерес. Это символ нравственнодоброго.
Возвышенное - нарушение привычной меры, требует развитого воображенияи высокой моральности.

Кант разграничил искусство (свободное) и ремесло (искусство для заработка).
Основной мотив эстетической деятельности - бегство от всех форм однообразной практической деятельности. Однако свобода в искусстве - вовсе не абсолютный произвол. Художественное творчество предполагает следование определенным правилам. Но подлинное искусство должно быть таким же непринужденным и естественным как природа.
Кант считает, что нельзя вторгаться в жизнь художественного произведения, произвольно вмешиваться в созданную художником гармонию, «целесообразность».
Искусство, по Канту, делится на приятное и изящное.
Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения.
Изящные искусства содействуют «культуре способностей души», приближают сферу эстетического к сфере познания.

Выделяет 3 основных вида изящных искусств: словесные - поэзия — высшая форма искусства; изобразительные: ваяние и зодчество — искусство чувственной истины, живопись — искусство чувственной видимости, музыка — искусство звуков и красок - искусство игры ощущений.
Для восприятия искусства необходимы вкус, для творения — гений.

Искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности художественного гения.
Четыре признака характеризуют «гения»:
1) это способность создавать нечто выходящее за пределы правил.
2) созданное произведение служит образцом;
3) не поддаётся объяснению, как возникло его произведение;
4) сфера гения не наука, а искусство.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!