Об изначально злом в человеческой природе», «Антропология».
Антиномии И. Канта.
Антропология и этика.
Идеи эстетики.
Растёт объем научного знания. Философия находится в поисках истинного знания. Теория познания – гносеология – становится важной частью философии. Проблемы Я и внешнего мира, Внешнего и внутреннего опыта. (Развивается психология).
Личность и жизнь Канта представляют цельный образ, характеризуемый неизменным преобладанием рассудка над аффектами, и нравственного долга над страстями и низкими интересами.
Кант о себе: « Сам я по своей склонности исследователь. Я испытываю огромную жажду познания, неутомимое беспокойное стремление двигаться вперёд и удовлетворение от каждого достигнутого успеха».
Основные труды:
Докритический период до 1770 «Всеобщая естественная история и теория неба».
«небулярная космогоническая гипотеза об образовании планетной системы из первоначальной туманности, т.е. из огромного облака диффузного вещества». Со времён Коперника – это было величайшим открытием в области астрономии. Труд был издан анонимно. Физико-астрономическое открытие тайны мироздания в последствии нашло повторное подтверждение у Лапласа спустя десятилетия.
Критический период: «Критика чистого разума» 1781
Критика практического разума» 1788
Критика способности суждения» 1790
Первый труд посвящён определению и оценке источников и границ научного знания. Кант преодолевает односторонности рационализма (Декарт) и эмпиризма (Ф.Бэкон) в трактовке источников познания.
|
|
Существует тесная взаимосвязь чувственного опыта и рационального познания.
Ощущения и представления не дают подлинного знания об объектах (вещах в себе).
Рассудок – способность мыслить синтезировать обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий.
Итак, посредством чувств предметы нам даются, посредством рассудка мыслятся. Рассудок – способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий.
«Вещь в себе» - центральная категория Канта. Внутренняя сущность вещи, которая никогда не может быть познана разумом. «Вещи как они существуют сами по себе или в себе, в отличие от того, как они являются для нас в нашем познании».
Априорный – (лат. «из предшествующего») - доопытное знание, предшествующее опыту и, независимое от него. Существует в разуме изначально и не требуют никакого опытного доказательства. Очевидное, не требующее доказательств. Законы природы, научные теории, аксиомы, и т д.
Апостериорный – («из последующего»), знание, получаемое из опыта.
Может быть ошибочным, предположительным, недостоверным. Опытное эмпирическое знание не может претендовать на всеобщность.
|
|
Разум и рассудок – Кант детально разработал эти философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности.
Рассудок – способность рассуждения, сущность которого познавать всё относительное, земное, конечное. Рассудочное знание носит ограниченный характер.
Разум– высшая по сравнению с рассудком способность познания. Это стремление выйти за пределы, разум стремится найти бесконечное, безусловное, абсолютное.
«Трансцендентальный» (Лат. «перешагивающий, выходящий за пределы»).
Понятие характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания, например, Единое, Истинное, Благое, субстанция, симметрия, красота, закон, право. Это научные, философские понятия, идеалы, нормы, которые человек получает в готовом виде из предшествующей истории.
Трансцендентный – всё то, что выходит за пределы эмпирического познания мира, за пределы чувственного опыта, например Бог, Свобода, бессмертие – предмет метафизики и религии.
Основные вопросы гносеологии Канта: Как человек получает знания о мире? Каковы познавательные способности человека? В чём состоят ошибки познания?
|
|
Свою философскую систему Кант называет трансцендентальной философией.
Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможно а приори». Т.3. с.121.
«Каков мир независимо от нас, мы не знаем; но тот мир, который мы знаем, есть наше собственное создание, продукт познающего субъекта».
«Известный нам мир, наше внешнее бытие, с которым мы имеем дело, необходимо слагается по формам и законам познающего субъекта, вследствие чего мы не можем знать каковы вещи сами по себе».
Таким образом, Кант исходит из идеи невозможности познания мира. Эта философская позиция - Агностицизм.
Причина не в окружающем мире, не в Объекте, а в познающем мир Субъекте. Вернее в его разуме. Познавательные возможности (способности) чел разума ограничены. Как только разум со своими познавательными средствами пытается выйти за свои пределы (границы) он наталкивается на антиномии – противоречия.
Антиномии – противоречие закона самому себе, противоречие.
Антиномии возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как безусловное целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного.
|
|
1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве
Антитезис: Мир не имеет начало во времени и не ограничен в пространстве
2. Т. Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.
А. Ни одна вещь не состоит из простых частей.
И вообще в мире нет ничего простого.
3. Т. Причинность по законам природы не достаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная спонтанная причинность.
А. Нет никакой свободы. Всё совершается в мире по законам природы.
4. Т. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина
А. Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире,
Ни вне мира, как его причины.
Вывод: Эти противоречия возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей природе противоречив.
Противоречия эти мнимые они суть «иллюзии», т.к. нельзя утверждать о мире ни Т), ни А ), потому как мир в качестве безусловного целого есть непознаваемая «вещь в себе».
Антропология и этика
«Критика практического разума» 1788
Об изначально злом в человеческой природе», «Антропология».
Для Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель.
Духовные интересы и искания человека выражаются 4-мя вопросами
1. Что я могу знать? (ответ даёт метафизика, философия)
2. Что я должен делать? (это проблема морали)
3. На что смею надеяться? (проблема религии)
4. Что такое человек? (антропология).
1. Задатки животности – человека как живого существа: стремление к самосохранению, продолжение своего рода, стремление к общению.
Отсюда развивающиеся пороки – пороки естественной грубости.
2. Задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного:
Сравнительное себялюбие;
Наклонность судить о себе как счастливом или несчастливом;
Склонность добиваться признания своей ценности в глазах других
Никому не позволять превосходства над собой;
склонность к соперничеству, враждебности.
Отсюда все пороки культуры - зависть, неблагодарность, злорадство в высшей степени.
3. Задатки его личности как существа разумного и вместе с тем доступного вменению.
Способность воспринимать уважение к моральному закону (или не уважение – отсюда дьявольские пороки.
Эти три вида задатков коренятся 1-й – не коренится ни в каком разуме.
2-й – хотя и в практическом, но подчинённом другим мотивам разуме.
3-й сам по себе коренится в безусловно законодательствующем разуме.
Этика.
Этика Канта – вершина этической мысли. Табу – Талион – Золотое правило нравственности – категорический императив. Результат выработки человечеством моральных правил для лучшего человеческого будущего.
Человек есть существо, принадлежащее двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. Задача всякой философии и человеческого разума исследовать:
1. Что делает из человека природа?
2. Что он как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам.
Категорический императив (в отличие от гипотетического – формальное внутреннее повеление). Моральный закон.
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время, можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Пояснение – касается не самого поступка, а формы и принципа из которого следует сам поступок. Т.4.ч.1. с.260.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!