Доля внебрачных рождений среди всех рождений.



(Россия, 1945–2004 гг., в %)

Годы Все население Городское население Сельское население
1945 24,4
1970 10,6 9,6 12,3
1980 10,8 9,6 13,4
1985 12,0 11,3 13,6
1989 13,5 12,6 15,6
1990 14,6 13,8 16,5
2000 28,0 27,2 29,8
2002 29,5 28,5 32,0
2004 29,8 28,3 33,4

 

До 1992 г. изменения числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака, носили в принципе тот же характер, что и изменение числа детей брачных рождений: периоды подъемов и спадов у этих двух категорий родившихся совпадали. В 90-е тенденции изменения брачных и внебрачных рождений в стране разошлись: брачные рождения продолжают свое снижение, начавшееся в 1989 г., а внебрачные – после 1993 г. демонстрируют резкое увеличение.

По данным последней переписи населения, за 1989 – 2002 гг. доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, удвоилась и составила около 30 процентов от общего числа рождений, из них почти половина зарегистрирована по совместному заявлению родителей.

Первоначально наибольшую распространенность внебрачные рождения имели в самой молодой возрастной группе матерей (до 20 лет), а также в самых старших возрастных группах (после 35, а особенно, после 40). Начиная с середины 90-х, наметилась тенденция выравнивания рождений вне зарегистрированного брака среди всех возрастных групп женщин, приобретая характер всеобщего, статистически значимого социального феномена.

Еще одной загадкой внебрачных рождений, не имеющей пока эмпирического объяснения, является факт, что доля третьих и последующих детей среди детей, рожденных вне зарегистрированного брака, выше, чем доля детей тех же порядков среди рожденных в зарегистрированном браке. Можно предположить, что есть некоторые социальные и, вероятно, этнодемографические или конфессиональные группы, которые по каким-то причинам не склонны вообще регистрировать брак и характеризуются они не столь уж низкой рождаемостью.

Нижегородская область в данном случае не является исключением. Доля внебрачных рождений растет как в городе, так и на селе. В 2002 году она составила, соответственно, 22,1 и 23,8 процента к общему числу рождений, из них более 40 процентов зарегистрировано по совместному заявлению родителей. Косвенно это свидетельствует о том, что среди внебрачных семей существуют фактически полные семьи.

Трансформация гендерных ролей в российской семье

Как уже было сказано, изменения в рамках института семьи фиксируют и выборочные социологические исследования. Речь идет о трансформации гендерных ролей в семье, об изменении структуры внутрисемейных отношений.

Исторически сложилось так, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняли разные роли в семье. Мужские и женские занятия со временем изменяются в силу технологических, политических или социальных перемен. Именно это и фиксируется сегодня в России. Речь идет об изменении представлений россиян:

ü в сфере родительства;

ü в сфере распределения домашних обязанностей;

ü в сфере принятия решений.

Родительство

В современной России происходит размывание нормативов родительства на уровне представлений. По мнению Т.А. Гурко, предпосылкой этого процесса служит многообразие практик родительства и их артикуляция, в том числе в СМИ, отсутствие действенных механизмов идеологического конструирования "правильной" модели семьи и личной жизни людей со стороны государства и других институтов[12].

Несмотря на инертность и консервативность таких социальных институтов, как семья и родительство, трансформация социокультурных ценностей на протяжении последнего десятилетия в России происходила настолько интенсивно, что затронула и их. Об этом свидетельствует, в частности, то, что среди молодого поколения и женщин, и мужчин в сравнении с "советским" гораздо реже встречаются такие стереотипы, как "долг каждой женщины быть матерью, а мужчины – отцом", "дети должны непременно жить с матерью после развода", а также осуждающие супругов, которые могут, но не хотят иметь детей и т.д. [13]

В современных обществах различия материнства и отцовства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируются. В традиционных обществах власть и авторитет отца были основаны, прежде всего, на его роли кормильца и собственника средств производства. Отец определял воспитание детей (особенно сыновей), но повседневную заботу и уход за детьми осуществляла мать.

Однако современные требования к отцовской роли значительно трансформировались. Нормативная модель современного отцовства предполагает гибкое сочетание роли кормильца (добытчика) и роли чуткого, компетентного наставника и друга ребенка и включает в себя, по меньшей мере, три компонента:

1) Функция материального обеспечения;

2) Функция эмоциональной поддержки;

3) Функция участия в жизни детей.

От отца ожидают эмоциональности, теплоты в отношениях с ребенком, большей вовлеченности в его жизнь. Это приводит к столкновению с традиционными стереотипами мужского поведения, а значит, увеличивает число проблем и конфликтов при реализации отцовской роли.

Кроме того, складывающаяся на протяжении веков практика гендерных отношений в семье между отцом и детьми постепенно привела к возникновению социального отчуждения между ними: жесткие гендерные роли и стереотипы препятствуют общению и соучастию отцов в жизни своих детей. Представления о положении и функциях отца вообще в современной семье часто воспринимаются через отрицательные суждения:

Ø рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;

Ø незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;

Ø педагогическая некомпетентность, неумелость отцов;

Ø незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.[14]

Однако имеются и позитивные тенденции, свидетельствующие о смягчении жестких гендерных норм: мужчины потихоньку перестают бояться проявлять любовь, участие и заботу (традиционно "женские" качества в гендерной системе ценностей) к своим детям; шагом вперед может быть признано введение в новый Семейный кодекс РФ понятия "отцовство" как социально-правового института, которое употребляется наравне с "материнством".

Домашняя работа

Одним из наиболее болезненных вопросов современной российской семьи является распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами. Декларируемый паритет и реальное доминирование в домашнем хозяйстве женщин, которые в большей степени не удовлетворены таким положением дел, чем мужчины, – вот, пожалуй, один из основных лейтмотивов, характеризующих положение в этой сфере.

Анализ ролевых ожиданий в отношении распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в различных типах семей показывает, что наибольшее расхождение в ролевых ожиданиях наблюдается в семьях, где жена и муж имеют разное образование (особенно если жена имела высшее образование, а муж нет), что выражалось в том, что мужья в этих семьях были значительно "традиционнее", чем жены.

Однако стоит отметить, что с начала 90-х годов наметилась тенденция увеличения бытовой нагрузки у работающих мужчин. Причем происходит расширение ареала бытовой деятельности за счет вовлечения в него видов работ по дому, традиционно выполнявшихся женщинами.[15] "Новый тип мужчин", которые делят работу по дому поровну, пока остается для большинства семей идеалом, но такая асимметрия вряд ли является российской спецификой.

Глава семьи

В условиях признания равенства мужчины и женщины, обоих родителей категория "глава семьи" утрачивает свое былое значение, когда "глава семьи" рассматривался как "главный кормилец", "глава домохозяйства", наделенный особыми правами в семье и несший ответственность за нее и ее членов. В настоящее время вопрос о главе семьи чаще всего рассматривается в двух аспектах: с точки зрения принятия семейных решений и с точки зрения распределения семейной власти.

Принятие решений

Традиционные представления о ролях мужа и жены в семье предполагают главенство мужа вне зависимости от личностных особенностей супругов. В современных семьях вопрос о главе семьи представляется крайне запутанным.

Большинство современных россиянок придерживаются позиции, что "главы семьи не должно быть, супруги все вопросы должны решать совместно" (это часто означает главенство жены "де-факто"), у российских мужчин такой консолидации нет. Мужчины со среднем (или более низким) уровнем образования чаще считают, что глава семьи – это муж, в то время как у мужчин с высшим образованием доминирует эгалитарная модель (опять-таки на словах). Однако при всем этом лишь очень небольшое число мужчин и женщин придерживаются того мнения, что главой семьи должна быть жена.[16] Вместе с тем многие исследователи указывают на наличие дисбаланса власти между мужьями и женами в современной российской семье. Наиболее значимые решения, а к ним, наверное, можно отнести переезд на новое место жительства, покупка дома – принимаются мужчиной или, по крайней мере, его голос, особенно в случае подкрепления реальными финансовыми ресурсами, имеет решающее значение. В то время как в повседневных делах – приоритет остается за женщиной. К области компромиссных или совместных решений исследователи относят в основном вопросы образования детей или проведения отпусков.

Таким образом, для российской (и нижегородской) семьи конца 20-го – начала 21-го столетий характерны серьезные преобразования, связанные с изменениями ее внешней и внутренней структур. Наиболее проблемной по своим последствиям тенденцией справедливо считается уменьшение количества детей в семье.


[1] См., например: Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС, 1995, № 10, с.95-99; Горлач М.Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса // СОЦИС, 2002, №1, с.135-136; Здравомыслова О.М, Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М.: «Эдиториал УРСС», 1998, 176с; Потехина Е.Н. Специфика гендерных отношений в период социальных изменений в России: Автореф. дис…канд. соц. наук: 22.00.04. Н.Новгород, 2003, 24 с.

[2] См., например, Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998, 272 с.

[3] См., например, Антонов А.И, Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.

 

 

[4] Источник: здесь и далее (таблицы 1-3,5) составлены по информации официального сайта Федеральной государственной статистики www.gks.ru.

[5] Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы: Учебное пособие. Н.Новгород, 2003, с.114-115.

[6]Антонов А.И, Медков В.М. Социология семьиов. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996.

[7] Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы: Учебное пособие. Н.Новгород, 2003, с.115.

 

[8] Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. – 278 с.

 

[9] См., например, Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС, 2003, № 7, с.92-100; Павлова А.А. Проблемы незарегистрированного брака // Семья в новых социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции: 2-10 октября 1997г. Под редакцией проф. З.М. Саралиевой. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998, Т.II, с. 140-141.

[10] Саралиева З.Х. Нижегородская семья – 97 // Семья в новых социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции: 2-10 октября 1997 г. Под редакцией проф. З.Х. Саралиевой. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998, Т.I, с.53.

[11] Сост. по: Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001, с.36; информация официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.

 

[12] Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // СОЦИС, 2000, №11, с. 90-97.

[13] См. подробнее там же, с. 90-97.

[14] Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988, с. 231.

[15]Караханова Т.М. Домашний труд и быт городских жителей: 1965–1998 гг. // Социологический журнал, 1999, № ¾, с. 110–115.

 

[16] Гурко Т.А. Ролевые ожидания молодых супругов в различных типах семей // Семья в представлении современного человека. М.: Институт социологии АН СССР, 1990, с. 56–61.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!