Беседа по прослушанному произведению.



05.03

Тема. Стилевые Особенности творчества Н.А. Римского-Корсакова.

ЦЕЛЬ: Дать представление об особенностях творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере его оперы “Сказка о царе Салтане”. Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним.

ЗАДАЧИ:

Дидактические:

  • формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров.
  • развитие эмоциональной отзывчивости на основе прочитанной сказки, ознакомления с художественными и музыкальными иллюстрациями к ней.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства.

Воспитательные:

  • воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.
  • воспитание добра через сказку.

Оборудование и материалы: Магнитофон. Аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (Вступление ко II действию, “Полет шмеля”, “Три чуда”). Компьютер, проектор. Презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи. Слайд1.

- Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на примере его оперы “Сказка о царе Салтане” и творчеством художника Владимира Михайловича Конашевича на примере книжных иллюстраций к “Сказка о царе Салтане”.

- Давайте вспомним, что такое опера. (Опера – это музыкальный спектакль, в котором актеры поют).

III. Объяснение нового материала.

Беседа о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова. Слайд 3,4,5.

- Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни и отрывки из модных опер. А еще в семье любили сказку. В детстве маленький Ника (так звали его родные) слышал много сказок, легенд и преданий. В “Летописи моей музыкальной жизни” Николай Андреевич написал “Мой род – сказка, былина и непременно русские”.

- Ребята! Чему учит нас сказка? (Учит различать добро и зло, милосердие и жестокость, открытость и коварство, хитрость.)

- Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Из 15 опер, созданных им, 14 написаны на сюжеты сказок, мифов, легенд.

- Давайте запомним первую особенность творчества этого композитора:

Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыкальный сказочник.

- Музыке Николай Андреевич начал обучаться в раннем детстве (с 6 лет). Но занятия носили любительский характер. Музыка была не единственным и даже не самым любимым увлечением Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекала его романтика моря. “Меня пленяла мысль быть моряком”. И в 1856 году (в возрасте 12 лет) он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус. В течение 6 лет Римский-Корсаков обучался в Морском корпусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Чтобы получить офицерский чин, предстояло совершить кругосветное плавание. 21 октября 1862 года военный парусник клипер “Алмаз”, на борту которого был и Римский-Корсаков, поднял якорь и отправился в заграничное плавание.

Слушание музыки (Звучит “Вступление ко II действию” Опера “Сказка о царе Салтане)

... Ночь. Тишину нарушают лишь всплески волн. Вода за кормой переливается перламутровым отблеском лунного света. Юноша, как завороженный не может отвести взгляд от звездного купола. А в душе звучит музыка. И запавшие в память фантастические картины вылились в музыкальные полотна. Опера “Сказка о царе Салтане” была написана гораздо позже (в 1899 году к 100-летию со Дня рождения А.С.Пушкина), но именно те юношеские чувства, мысли и впечатления нашли отражение в музыкальных картинах этой оперы.

Повторное слушаниеВступление ко II действию”.

Беседа о музыке. - Давайте еще раз послушаем этот отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане”. Это Вступление ко II действию. Давайте обратим внимание, как “дословно” повторяет музыка стихи Пушкина:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут:
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Плачет, бьется в ней царица:
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

(Дети слушают “Вступление ко II действию” и после прослушивания отвечают на вопросы учителя).

Какое настроение передает музыка? (Опорные слова: тревожное, беспокойное, царица плачет, причитает).

А вокруг темно или светло? Какое время суток изобразил композитор?

(Темно и тихо, в звучании оркестра вспыхивают высокие, звонкие нотки – “загораются звезды”, отражаются в море).

Всё здесь спит или есть движение? Каким изображает композитор море? (Море тревожное, в звучании оркестра “плещут волны”, море изображено как сдержанная, грозная сила, неуклюже покачивается, плывет по волнам бочка).

Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?

(Соответствует, музыкальная тема Гвидона постепенно крепнет, “взрослеет”).

- Ребята! Мы с вами определили вторую особенность творчества этого композитора:

Николай Андреевич Римский-Корсаков – мастер музыкальной живописи. (Дети читают эту надпись)

Слушание музыки.

- Кто такой мастер? (Человек, достигший высокого искусства в своем деле).

- Что такое живопись? (вид изобразительного искусства - создание художественных образов с помощью красок).

- Значит, Николай Андреевич Римский-Корсаков – человек, достигший высокого искусства создавать музыкальные картины.

- Давайте, послушаем еще один отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане” и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор.

(Звучит “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”).

Беседа по прослушанному произведению.

1. На что похоже звучание музыки? (На жужжание шмеля)

2. Давайте вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот знаменитый шмель? (Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю, а царевна-лебедь поет ему вслед:

Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!

3. Какая музыка по характеру? (Радостная, стремительная, свободная).

4. Чему так радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)

5. Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?

(Соответствует. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель “забился в щель”, и зазвучала “музыка моря”).

6. Какое море изображает композитор в этой музыкальной иллюстрации? (Море спокойное, ласковое).

7. День или ночь изображает композитор? (Музыка яркая, радостная, светлая. Композитор изображает ясный день, яркое солнце, голубое небо).

Рефлексия.

- Ребята! Вот мы и услышали “музыкальную живопись”.

- А что же такое музыкальная живопись? Как можно раскрасить музыку? Наверное, для этого нужны особые, музыкальные краски? (Учащиеся высказываются).


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!