АРХЕОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН: ЭТНОГЕНЕЗ И КУЛЬТУРЫ



 

     Славянские народы являются одним из самых крупных этнических образований современной Европы. Вопрос об их происхождении относится к  ключевым проблемам современной археологии. Ведущую роль в этногенетических изысканиях принадлежит ретроспективному методу. Он заключается в поэтапном прослеживании истоков археологических культур от культур поздних, достоверно славянских, - в глубь столетий, к древностям, которые генетически связаны с раннесредневековыми. Проблема славянского этногенеза продуктивно решается только при комплексном изучении самых разнообразных исторических источников. Помимо археологических материалов большое значение имеют данные исторической лингвистики.

     Далекие предки славянских народов принадлежали к общеиндоевропейской языковой общности, которая сложилась в районе Восточной Анатолии - Северной Месопотамии в VI-V тыс. до н.э.. Её распад был длительным и сложным процессом, приведшем в конце IV тыс. до н.э. к сложению на обширных пространствах Причерноморских степей нового древнеевропейского языкового союза. Его представители (культура шнуровой керамики), продвигаясь на запад, в самом начале II тыс. до н.э. вступили во взаимодействие с переселенцами из западных областей Европы и Северной Африки (культура колоколовидных кубков). Новому сложившемуся союзу наследует центральноевропейская общность полей погребальных урн (XIII-VIII вв. до н.э.), которая уже содержит в себе элементы, узнаваемые в позднейших славянских культурах.

     По данным археологии выделяют несколько этапов развития славян. Начало предславянского периода (2 пол. II - середины I тыс. до н.э.) связывается со сложением на обширной территории (от восточной Франции до верховьев реки Днестр) центральноевропейской культурной общности полей погребальных урн. Эта общность лежит в основе ранней истории кельтов, иллирийцев, италиков, германцев, славян и других народов. С началом эпохи железа она распадается на несколько обособленных образований. Одно из них к середине VI в. преобразуется в культуру подклошевых погребений (погребений в урнах под “расклешенными” - колоколообразными горшками). Начиная с последней в эволюции элементов материальной культуры славян обнаруживается непрерывная преемственность.

     Период протославянских культур (он же - праславянский или древнеславянский) (IV в. до н.э. - V в. н.э.) характеризуется возникновением и развитием крупных полиэтнических образований, среди которых пока нельзя выделить чисто славянские культуры. В этот период происходит лишь сложение в устойчивый комплекс их характерных традиционных признаков.

     Широкое расселение кельтов в начале IV в. до н.э. приводит к трансформации культуры подклошевых погребений в пшеворскую культуру (II в. до н.э. - IV в. н.э.). Разделить эту общность на отдельные варианты, соответствующие древним славянам, кельтам, германцам и балтам - не представляется возможным. Предполагается, что связанные с ней различные племенные группировки проживали чересполосно, из-за чего элементы их культур смешивались. Большое распространение получила металлургия железа. Пшеворцы проживали в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимаясь земледелием и придомным скотоводством. Часть из них в конце II в. до н.э. переселяются на средний Днепр, в Припятьское Полесье, где на их  основе складывается сходная зарубинецкая культура (II в. до н.э. - II в. н.э.). Зарубинецкие памятники были впервые обнаружены в 1899 г. возле села Зарубинцы Киевской области археологом В.В. Хвойко. Поселения располагались на высоких берегах рек и оврагов, а в речной пойме на всхолмлениях или на краю надпойменной террасы. Характерно их размещение “гнездами” (до 15 поселений в каждом скоплении). Размеры поселений от 0,1 до 2 га. Ранние из них относятся к типу селищ, более поздние укреплены рвами и земляными валами с частоколом. Жилища зарубинцев небольшие по размерам (от 9 до 24 кв.м.), они имели каркасно-плетневую конструкцию, их стены обмазывались глиной. На слегка углубленном полу располагался очаг, огражденный невысокой каменной или глиняной стенкой, или глинобитная печь. Рядом с жилищами откапывались хозяйственные ямы.

     Поблизости от поселений находились могильники. Исследовано уже более 1000 зарубинецких погребений. Они представляют собой небольшие могильные ямы с остатками сожжений. Иногда в ямах еще помещались открытые или закрытые урны. В древности могилы были отмечены деревянными столбиками. Кремация совершалась на окраинах могильников. Погребальный инвентарь невелик, 95% его составляют чернолощеные миски, горшки и кружки. Кроме того, в него входят предметы личного убора, украшения, остатки ритуальной пищи. Среди керамики 10% составляют находки античных амфор. Есть также бронзовые изделия и фрагменты керамики кельтов.

     В хозяйстве зарубинецкой культуры преобладали переложное земледелие и скотоводство. Землю обрабатывали деревянным ралом. Выращивали ячмень, просо, пшеницу, горох, репу, лен, коноплю. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Железо получали из болотных руд. Были уже и крупные центры производства металла, например, городище Лютеж под Киевом. В сыродутных горнах здесь получали железо и сталь. Применялись сварка железа со сталью, цементация и закалка металла. Как домашние производства существовали ткачество, обработка кож, мехов, дерева и кости. Находки тиглей свидетельствуют о собственном ювелирном производстве. Жизнь на зарубинецких поселениях затухает в начале II в. н.э. Позднее эти племена были разгромлены сарматами и расселились в соседние районы, преимущественно на север.

     В II-V вв. н.э. значительная часть юго-восточной Европы (от нижнего Дуная до Северского Донца) была заселена представителями черняховской культуры, которая в III-IV вв. объединила в себе пшеворские, зарубинецкие древности со скифо-сарматскими традициями ираноязычного населения Северного Причерноморья. Ее материальный комплекс характеризуется провинциально-римскими чертами (наличием большого количества римских импортов, железных предметов, оружия, гончарной керамики). Поселения черняховской культуры очень однообразны. Это открытые селища, расположенные на низких террасах больших и малых рек, балок и ручьев группами. Основным типом жилищ были на севере - полуземлянки, в степи - наземные глинобитные постройки, в Крыму - каменные дома. На позднем этапе культуры поселения укрепляются рвами, валами, деревянными или каменными стенами.

     Рядом с поселениями располагались могильники. Известны оба обряда: и кремация, и ингумация. Составной его частью была тризна. Инвентарь погребений невелик. Обычно это лепные кухонные горшки и гончарная столовая посуда. Столовая посуда украшена орнаментом в виде довольно замысловатых комбинаций, составленных из отдельных линий. В ряде случаев орнамент интерпретируется как древний календарь. Так, в 1957 г. в святилище у с. Лепесовка была найдена трехручная чаша, по плоскому венчику которой нанесены неповторяющиеся рисунки, заключенные в 12 прямоугольных секций. Эти рисунки определяются как знаки 12 месяцев.

     Основными занятиями черняховцев были земледелие и скотоводство. Главные орудия труда (наральники, косы, серпы, мотыги, заступы) изготовлены из железа. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, вику, горох и коноплю. Среди домашнего скота преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Скотоводство носило стойловый характер. Как самостоятельные промыслы имели распространение охота, рыболовство, бортничество и собирательство.

     Важной отраслью хозяйства были черная металлургия и кузнечное дело. Применялись способы свободной ковки и закалки. Найдены льячки для цветного металла. Из бронзы отливали особенно многочисленные среди находок фибулы. Прядение, ткачество, обработка дерева и кости не выходили за рамки домашних производств. Кроме своей у черняховцев много привозной керамики, преимущественно, античной. На территории культуры обнаружено около 150 кладов и более 1000 местонахождений римских монет.

     Развитие протославянских культур было прервано нашествием гуннов. Только с V-VI вв. появляются археологические культуры, эволюционно связанные с древностями последующих периодов, славянская атрибуция которых документирована письменными источниками.

Период славянских культур (V-VIII вв. н.э.) определяется развитием совокупности древнейших культурных общностей, объединенных устойчивым сочетанием традиционных славянских черт (наличием полуземляночных или наземных срубных жилищ с угловым расположением печей, лепной керамикой преимущественно горшечных пропорций, погребального обряда в виде трупосожжений). Пражско-Корчакская культура V-VII вв., генетически связанная с пшеворской, по своему ареалу (от р. Эльбы до Киевского Поднепровья) отождествляется со склавенами готского историка Иордана. Из нее образовались племена, позднее составившие польскую народность, моравы, чехи, дулебы. Её памятники представлены городищами, селищами и могильниками. Наиболее распространены селища, расположенные на расстоянии 0,5 - 3 км друг от друга. Площадь их невелика: 0,5-1 га. Среднее количество жилищ, существовавших одновременно - 20-30. Единой системы в расположении построек не наблюдается. Основным типом жилища была квадратная или подпрямоугольная полуземлянка. Главное место в жилой постройке занимала печь. Она, как правило, складывалась из камней в одном из противоположных входу углов, не примыкая к стенам помещения. Изредка встречаются глинобитные печи. Еще реже - открытые очаги. Кроме того, в жилищах обнаруживают лежанки, вырезанные в материке и облицованные деревом. Рядом с жилищами располагались хозяйственные ямы. Из городищ наиболее хорошо изучено городище Зимно в Волынской области. Оно расположено на мысу и укреплено с напольной части деревянной стеной из вертикально поставленных столбов. Характер жилищ тот же. Среди находок преобладает керамика. Основной тип посуды - лепной горшок вытянутых пропорций, расширяющийся в верхней части и сужающийся у дна (Табл. 19,1-4). Металлические изделия выполнены из железа и бронзы.

     Характерным обрядом погребений было трупосожжение. Остатки кремаций захоранивали в бескурганных могилах или в курганных насыпях. Почти все погребения безинвентарны. Это характерная черта всех славянских культур.

     К числу славянских относится и Пеньковская культура пер. пол. V - втор. пол. VII вв., локализуемая в землях Северного Причерноморья. Ее истоки - в черняховской общности. Эта славянская группировка известна как анты (Прокопия Кесарийского). С ее развитием связывают образование народностей сербов и хорватов. Открыта в 50-е гг. ХХ в. в Кременчугской области у с. Пеньковка. Ареал распространения охватывает лесостепь и степь от Северского Донца на востоке до Нижнего Подунавья на западе. Сейчас известно более 300 ее памятников. Наиболее известны селища, расположенные на расстоянии 3-5 км друг от друга группами по 5-7 поселений. Площадь их не превышает 2-3 га. К одному времени относится обычно 12-12 построек на каждом поселении. Основной тип жилищ - четырехугольная полуземлянка, площадью от 10 до 20 кв.м. Для ранних домов характерны очаги, для поздних - каменные печи. Стены жилищ были каркасными. Встречаются жилища и овальной формы, представляющие собой, возможно, остатки юрт, со слегка углубленным основанием. В нескольких поселениях открыты печи-домницы. Крупный центр металлургического производства обнаружен на поселении Гайворон на Южном Буге, где открыто 25 печей шахтного типа, сделанных из огнеупорной глины. Среди них есть агломерационные печи (для обогащения руды) и горны для получения железа и стали. Кроме селищ известны и укрепленные рвами и валами городища. Погребальные памятники представлены кремациями в урнах и ямах диаметром до 60 см и глубиной до 50 см. Сожжения производились на стороне. Инвентарь погребений малочислинен. Обычно это бронзовые украшения и бусы. Керамика найдена в основном на поселениях. Она многочисленна и разнообразна: лепные горшки, миски, корчаги, сковородки и диски. В керамическом  тесте есть добавки шамота, дресвы или песка. Обжиг неравномерный. Из железа изготовлены все основные орудия труда. Есть клады серебряных и бронзовых вещей. Металлургия, кузнечное и ювелирное дело находились на грани обособления в самостоятельные ремесла.

     Основой хозяйства пеньковцев были пашенное земледелие и приусадебное скотоводство. Практиковалась обработка земли железными мотыжками. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, коноплю. Уборка производилась железными серпами. Зерно хранили в ямах с обожженными стенами и дном или в больших корчагах. В составе стада на первом месте - крупный рогатый скот, затем свиньи, мелкий рогатый скот и лошади.

     Из других раннеславянских культур отметим также культуру длинных курганов (на берегах Псковского озера и озера Ильмень), отличающуюся валообразными погребальными насыпями с остатками трупосожжений, и Тушемли-Банцеровскую культуру (в Полоцком Подвинье и в Смоленском Поднепровье), которая стала основой сложения летописных кривичей.

     В VII-VIII вв. миграционные процессы в славянском мире постепенно затухают, складываются три группировки южных, западных и восточных славян. В начале этого разделения лежит восточнославянская лука-райковецкая культура (VIII-IX вв.), зародившаяся в ареале пражских племен. Название происходит от урочища Лука и села Райки в Житомирской области. Поселения расположены в основном на береговых склонах и террасах рек. Размеры их превышают 3 га. Селища располагаются “гнездами” вокруг городищ. Жилища достигают площади 30 кв.м. В основном это однокамерные полуземлянки, но есть и наземные двухкамерные постройки. В большинстве из них есть печи или изредка очаги. Печи сложены целиком из глины. Городища представляют собой поселения торгово-ремесленного характера. Наиболее полно исследовано городище Хотомель на р. Горыни. Оно расположено на возвышенной площадке, размером 30 х 40 м, и окружено рвом и валом.

     Особую группу памятников составляют культовые сооружения в виде языческих святилищ с идолом в центре. Обычно статуи многолики. На одной из них, найденной у с. Яровки Черновицой области, два лика: мужской и женский. Обряд кремации остается на территории племен основным. При этом увеличивается число курганных погребений. Иногда в одном захоронении встречаются 2-3 урны.

     Господствующей формой хозяйства становится пашенное земледелие. Вследствие этого быстро начинают развиваться и ремесла. Усиление военных столкновений привело к увеличению производства предметов вооружения. Керамика луко-райковецкой культуры, в основном, продолжает прежние традиции. Но уже в IX в. появляются гончарные сосуды, украшенные линейно-волнистым орнаментом, характерным для славян.

     На Левобережье Днепра ранние славянские племена заняли лесостепную полосу, включая Подонье. Здесь сформировалось несколько археологических культур. Наиболее хорошо изученными являются Роменская и Боршевская культуры, названные по имени ранее открытых городищ. Роменские памятники расположены на территориях Брянской, Черниговской, Сумской, Белгородской, Полтавской, Курской и Харьковской областей. Поселения роменцев стоят на высоких коренных берегах рек, обычно на господствующих над местностью мысах. Есть в заболоченных, труднодоступных долинах рек и так называемые “болотные городища”. Все они располагаются “гнездами” по 3-9 поселений на расстояние 2-5 км друг от друга. Площадка городищ обычно отделена валом и рвом. Их размеры - до 1,5 га. Наиболее известно Донецкое городище Харьковской области. Селищ известно немного.

     Жилища роменцев представляют собой полуземлянки или срубные дома с двускатной крышей. Внутри жилищ обычны печи, врезанные в материк и сложенные из глиняных, обожженных конусов. Кроме того, в жилых постройках зафиксированы лежанки и окна. Поблизости от жилищ располагались ямы-хранилища (“житные” ямы летописей). Стены их обмазаны глиной и обожжены.

     Погребальные обычаи почти полностью соответствуют летописным описаниям. Характерны курганные могильники с кремациями и погребениями в глиняных урнах. Керамический комплекс представлен преимущественно лепной керамикой, но встречается и раннегончарная (с подправкой на кругу). Из других изделий наиболее распространены глиняные пряслица.

     Основа хозяйства роменцев - пашенное земледелие. Землю обрабатывали ралом. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, овес, вику, горох, репу, лен и коноплю. Убирали урожай железными серпами, а размалывали зернокаменными ротационными жерновами. В скотоводстве преобладал крупный рогатый скот и свиньи. Из ремесел ведущими были металлургия и кузнечное дело. Есть клады бронзовых и серебряных изделий. Считается, что роменцы составляли славянское племя северян.

     Памятники Боршевской культуры занимают территорию Воронежской области. Известно более 70 памятников: городищ, селищ, могильников). Городища мысового типа, невелики по размерам и укреплены с напольной стороны рвами и валами. На наиболее крупном городище Титчиха стены составлены из двух линий срубов, соответствующим двум строительным периодам. Исследовано более 100 жилищ. В основном, это однокамерные полуземлянки срубной и столбовой конструкции, площадью 10-28 кв.м. Внутри жилищ обычны печи или очаги из камня и глины. Снаружи вокруг некоторых жилищ прослеживается частокол. Есть также стойла для скота.

     Могильники, преимущественно, курганные расположены вблизи поселений. Высота курганной насыпи до 2 м, диаметр - до 14 м. Некоторые окружены ровиками. Преобладают безурновые захоронения. Обряд ингумации применялся для захоронений детей.

     Главное занятие жителей культуры - пашенное земледелие. Землю обрабатывали ралом с железным наральником. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, бобовые. Хранили урожай в зерновых ямах, широко использовали ротационные ручные мельницы из каменных жерновов. Встречаются и ручные зернотерки. В составе стада преобладал крупный рогатый скот и свиньи. Значительной была роль охоты и рыбной ловли.

     Из ремесел ведущее место занимали металлургия и кузнечное дело. Железо добывали из местных руд. Из цветных металлов изготовляли украшения. Керамика близка роменской, но имеет ряд особенностей по форме и орнаментации. Горшки – неорнаментированные приземистые. В глине отсутствует дресва. Среди находок встречаются привозные арабские дирхемы, сердоликовые бусы из Средней Азии, амфоры из античных поселений Крыма, посуда жителей салтово-маяцкой культуры. Вероятнее всего, основную массу боршевцев составляло славянское племя вятичей.

     Повышение производительности труда в сфере земледелия (связанное с переходом на железный наральник) привело к резкому увеличению численности населения на территории, занимаемой славянскими культурами. В VIII в. здесь начинают возникать крупные ремесленно-торговые поселения (Гнездово, Тимерево, Шестовицы и другие), где активно развивается торговая деятельность, начинается подъем ремесла. Это привело к формированию племенных княжений, которые стали называться по возглавившим их племенам (кривичей, древлян, полян, радимичей и др.). Внутри этих союзов складывался свой диалект, своя этнографическая культура. Их последующее развитие связано с возникновением в славянских землях государственных образований. С началом последних (в IХ-Х вв.) связывают наступление феодального периода славянского этногенеза.

 

                                               Литература

 

1. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Археология СССР. М., изд-во Наука. 1982. 357 с.

2. Седов В.В.Славяне в древности. М., изд-во Фонд археологии. 1994. 344 с.

 

 

АРХЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

     Начало формирования древнерусской культуры связано с образованием Древнерусского государства с центром в г.Киеве. Большую роль в этом нивелирующем этнографические особенности процессе играло распространение христианской традиции. Древнерусская материальная культура складывается в основных своих чертах к рубежу XI-XII вв. К этому времени почти повсеместно вместо славянских капищ начинают возводить каменные и деревянные храмы, лепная и раннегончарная посуда замещается гончарной керамикой, украшенной линейным, волнистым или штампованным орнаментом, исчезают этноопределяющие славянские женские украшения. Курганные языческие погребения на протяжении XIII столетия постепенно сменились грунтовыми захоронениями совершёнными по христианскому обряду. Главными центрами древнерусской культуры являлись города. Древнерусский город – это, прежде всего, административно-политический центр, из которого осуществлялось управление окрестными землями. В городах процветали ремесло и торговля, каждый из них выполнял функции оборонительного и культового центра, был местом сосредоточения феодальной знати.

     Великий Новгород один из самых древних своеобразных, экономически и политически значимых городов Древней Руси. Высокий уровень грунтовых вод привел к уникальной сохранности культурного слоя этого памятника. Используя методы дендрохронологического анализа, удалось создать хронологическую Новгородскую шкалу, основанную на датировке ярусов деревянных мостовых, что позволяет определять время попадания находок в слой с точностью до 10-25 лет. Древнейшие из новгородских мостовых, свидетельствующие о начале городского благоустройства, датируются серединой X в. Великий Новгород располагался на двух берегах р.Волхов. Левобережная сторона называлась Софийской, правобережная - Торговой. Центром первой был детинец, площадью 12 га. К нему примыкали территории Людина, Загородского и Неревского концов. На Торговой стороне располагался торг и княжеский Ярославов двор с вечевой площадью. К ним примыкали Славенский и Плотницкий концы. Из детинца к торгу был перекинут Великий Мост. Всю территорию города двумя полукольцами защищали валы и рвы окольного города, площадью 200 га. В Новгороде сохранились многие памятники древнерусской архитектуры. Постройки Юрьевского и Антониева монастырей датируются XII в. Археологическое изучение памятника местными краеведами Богословским Н.Г. и Передольским В.С. началось еще на рубеже XIX-XX вв. В 1910г. на территории детинца проводили раскопки Рерих Н.К. и Н.Е.Макаренко. Систематические исследования под руководством А.В.Арциховского начались в 1932г. В настоящее время на более чем 30 раскопах изучено более 20 тыс. кв.м площади памятника. Самые известные и важные находки - берестяные грамоты (сейчас их известно более 700 экземпляров). Благодаря исследованию Великого Новгорода кардинально изменились представления об уровне развития древнерусского домостроительства, ремесла, торговли, древнерусской культуры в целом.

     Старая Рязань на страницах летописейвпервые упоминается в 1096г. Древнее рязанское городище расположено на правом высоком берегу р. Оки в нескольких километрах ниже устья р. Прони. Оно состоит из северной древней части и южной - новой, укрепленных валами и рвами (40 га), и примыкающего к ним посада. Первоначально Рязань была Муромским пригородом. В середине XII в. она становится столицей самостоятельного княжества, окруженного плодородными и густонасёленными землями.Расцвет города пришелся на вторую половинуXII в. В 1237г. город был сожжен татаро-монголами. Восстановить его не удалось. В 1822г. на Строрязанском городище был найден знаменитый рязанский клад золотых украшений, сразу привлекший внимание к этому памятнику. Первые раскопки были начаты Тихомировым Д. в 1836г. Их результатом стало обнаружение фундаментов каменного Борисоглебского собора. Остатки второго храма, Спасского собора, были обнаружены Селивановым А.В. и Черепниным А.И. на рубеже XIX-XX вв. В 1926 г. в Старой Рязани работал В.А. Городцов, впервые вскрывший остатки жилых построек. С 1945г. исследования города проводились под руководством Монгайта А.Л., в 1971г. экспедицию возглавил Даркевич В.П.. В настоящее время Старая Рязань - один из наиболее изученных древнерусских городов. Выяснено, что город вырос из небольшого укрепленного поселения, заложенного на мысу Северного городища в начале XI в. Уличная застройка появилась только в середине XII в. Осевой городской «магистралью» служила одна улица-дорога, пересекавшая весь город с юга на север. Другие улицы подходили перпендикулярно к ней. Основным типом жилищ были срубные наземные дома, поставленные над обширными подпольными ямами. В Старой Рязани обнаружено много привозных вещей, что свидетельствует об активных торгово-экономических связях. Известны и производственно-ремесленные объекты: домница, гончарные горны, ювелирная и косторезная мастерские. Земля Старой Рязани сохранила в себе и следы Батыева погрома в виде братских могил защитников города 1237г.

 

 

                                                  Литература

Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Л., изд-во ЛГУ. 1990. 176 с.

Каргер М.К. Древний Киев. Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. М.-Л., изд-во АН СССР. 1961. 388 с.

Монгайт А.Л. Рязанская земля. М., изд-во АН СССР. 1961. 400 с.

Археологическое изучение Новгорода. М. изд-во Наука. 1978. 240 с.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!