РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ЛЕСНОЙ ПОЛОСЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ



     В начале железного века лесную полосу Восточной Европы заселяли племена, которые относят к двум большим этническим массивам. Западную периферию - балты, восточную и центральную часть - финноязычное население. Для огромной области финской гидронимики характерна текстильная керамика. На этой территории она появляется еще в эпоху поздней бронзы. Свое название текстильная керамика получила по характерной фактуре внешней поверхности сосудов, напоминающей отпечатки грубой ткани, которая, вероятно, играла какую-то роль При ее изготовлении использовались модели – матерчатые мешочки или желудки животных, которые с внутренней стороны обмазывались глиной. Среди племен объединяемых текстильной посудов выделяются племена дьяковской и городецкой археологических культур.

     Дьяковская культура (VI в. до н.э. - V в. н.э.) распространена в Волго-Окском междуречье и на Верхней Волге, занимая западную часть ареала распространения текстильной керамики. Названа по городищу у д. Дьяково (сейчас находится на территории г. Москвы). Памятники представлены укрепленными поселениями и селищами. Характерны мысовые городища незначительной площади (2000-4000 кв. м), на которых в земляночных и в полуземляночных постройках единовременно проживало по 50-200 человек. Керамика представлена преимущественно плоскодонными горшками (Табл. 3,11-15). Часто встречаются керамические грибовидные грузики (Табл. 3,6-7), многочисленен костяной инвентарь. Металлические предметы редки. Они получили распространение только к концу I тыс. до н.э. Среди занятий дьяковцев доминировало скотоводство (содержали, преимущественно, домашних свиней). Скифские и уральские вещи из раскопок дьяковских городищ свидетельствуют об активных связях с кочевым миром Причерноморских и Приуральских степей.

     Погребальный обряд дьяковской (как и городецкой) культуры в настоящее время достоверно не установлен. Предполагают, что представители этих племен помещали останки умерших сородичей в небольшие наземные срубы - “домики мертвых”, известные по этнографии многих финно-угорских народов. Подобные конструкции, вынесенные за пределы поселений, сложно обнаружить археологическими методами. Две из них с остатками трупосожжений были зафиксированы на дьяковских памятниках - на Березняковском городище и на поселении у Саввино-Сторожевского монастыря на Верхней Волге.

     Городецкая культура (VII в. до н.э. - II в. н.э.) своим ареалом охватывает Волжское правобережье (от Н-Новгорода до Саратова), среднюю и нижнюю Оку, верховья Дона. Получила свое название по городищу у с. Городец Рязанской области. Представлена мысовыми городищами, селищами и святилищами. Укрепленные поселения по размерам, характеру планировки, полуземляночным постройкам с открытыми очагами очень напоминают дьяковские. Селища располагаются по берегам рек и озер, зачастую на местах освоенных еще в предшествующие эпохи. Одно из святилищ раскопано на холме Шолом на левом берегу р. Волги в селе Балымеры в Татарии. Расчищенное на нём обширное ритуальное сооружение представляло собой трехъярусную конструкций, составленную из отдельных срубов, пересыпанных обожженным грунтом. К нему примыкал жертвенник, на котором сжигались многочисленные приношения. Погребальные памятники городецкой культуры неизвестны. К особенностям материальной культуры относятся керамика с рогожной фактурой, напоминающей отпечатки крупноячеистой рогожи, и керамические грузики блоковидной формы. Металлический инвентарь в обиходе городецких племен - довольно редок. Большую роль в их хозяйственной деятельности, помимо коневодства и содержания домашнего скота, занимала охота.

     В значительной степени на базе традиций населения городецкой культуры в последующий период сформировались средневековые поволжскофинские народы (меря, мурома, мордва, марийцы).

     Одним из ярких археологических образований раннего железного века на северо-востоке Европы является ананьинская культура (VII-II вв. до н.э.). Свое название она получила по могильнику у д. Ананьино (вблизи г. Елабуги). Распространена в бассейнах рек Ветлуги, Вятки, Камы, Белой - до Урала. Памятники представлены мысовыми городищами, селищами, грунтовыми могильниками. Городища укреплены рвами и валами. Валы иногда дополнительно укреплены плитами известняка. На ряде поселений валы отсутствуют и их заменяли деревянные стены или тын. Поселения застраивались наземными деревянными домами. В погребальном обряде преобладают трупоположения. Над могильными ямами сооружались небольшие срубы, которые в соответствии с поминальным обрядом, сжигались. Погребения некоторых могильников (Новомордовского, Тетюшского) были отмечены наземными каменными стелами с выбитыми рельефными изображениями (Табл. 4,16). Погребальный инвентарь мужских погребений отличает большое количество оружия (бронзовые и железные чеканы, кельты, кинжалы, наконечники стрел и копий), женские - бронзовые и золотые украшения (шейные гривны, браслеты, перстни, изредка - бронзовые зеркала).

     Хозяйство ананьинцев - комплексное при доминировании скотоводства. Разводили лошадей, коров, овец, свиней. Большое значение имело подсечное земледелие и охота. Среди ремесленных производств первое место занимала металлургия и кузнечное дело. Железных и бронзовых изделий здесь значительно больше, чем в дьяковской культуре. Особенно много оружия: наконечники стрел и мечи скифского типа, шестигранные, уплощенные кельты, чеканы. Лезвия боевых топоров иногда украшены изображениями личин хищных зверей и птиц. Посуда ананьинцев круглодонная, иногда орнаментирована намотанным на палочку шнуром (табл. 4,24-26). При сравнении с представителями других «лесных» культур этого времени их отличают существенно более тесные и разнообразные связи с населением южных областей. В некоторых ананьинских комплексах встречены вещи из стран Ближнего Востока и Египта.

     К ананьинскому времени и первым векам новой эры в Прикамье и Приуралье относится ряд так называемых костищ, которые по внешнему виду напоминают городища, но с большим количеством золы, углей и жженых костей в культурном слое. Лучше других известно Гляденовское костище близ Перми, зольный слой которого достигает полутора метров. В нём найдено около 19 000 предметов, в том числе, бусы, наконечники костяных и бронзовых стрел, фигурки людей и животных. Предполагается, что костища представляют собой места сожжения трупов, после чего останки хоронили в могильнике.

     Ананьинцев считают предками удмуртов и коми-пермяков. Непосредственными же их потомками стали племена пьяноборской культуры (II в. до н.э. - V в. н.э.). В это время увеличивается число поселений и могильников. Растут связи местного населения с Причерноморьем.

 

 

Литература

1. Дьяковская культура. - М.: Наука, 1974. - 284 с.

2. Смирнов А.П., Трубникова Н.В. Городецкая культура. - М.: Наука, 1965. –

252 с.

3. Халиков А.Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа VIII-VI вв. до н.э.

- М.: Наука, 1977. - 264 с.

 

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК ЮЖНОЙ СИБИРИ

 

     Сибирские памятники культур железного века наиболее хорошо изучены по культурам саяно-алтайского региона. Здесь наиболее ранней является тагарская культура (VIII-III вв. до н.э.), названная по острову на Енисее напротив Минусинска. Её основными памятниками являются курганные погребения. Курганы, как правило, огорожены оградами из каменных плит. Под насыпью - квадратная могильная яма со вставленным срубом. Иногда вместо срубов стенки могил обложены каменными плитами. В ранних погребениях обычно хоронили одного покойника. В них находят много вещей скифско-сибирского стиля, в том числе - наконечники стрел, чеканы. Оружие есть и в мужских, и в женских погребениях. В конце истории культуры оружие стали заменять маленькие бронзовые и железные символы оружия. Тогда же появляются глиняные погребальные маски, передающие черты лица погребенных. В поздний период развития культуры появляются коллективные захоронения (до 100-150 вооруженных мужчин). Предполагается, что это захоронения вождей с дружинниками. Наиболее ранним из больших курганов является курган Аржан, а наиболее значительным по размерам - является курган Салбык (IV-III вв. до н.э.), высотой 11 м.

     Поселения тагарцев - преимущественно селища, есть и сезонные стоянки. Сохранились остатки землянок и наземных жилищ. Хозяйство тагарцев было земледельческо-скотоводческим. Выращивали пшеницу, ячмень, просо. Разводили коров, овец, лошадей, свиней. О важной роли земледелия свидетельствует появление оросительных каналов. Среди ремесел первое место занимали металлургия и кузнечное дело. Состав бронзы был значительно улучшен по сравнению с предшествующим временем. Среди изделий преобладают находки чеканов, кинжалов, кельтов, ножей, украшения. Есть круглые бронзовые бляхи, изображающие, как полагают, солнце. Керамика преимущественно лепная; гончарный круг появляется только в конце истории культуры. Преимущественной керамической формой является плоскодонный кувшин. Сохранились свидетельства косторезного, кожевенного и скорняжного производств, а также прядения и ткачества. По своему антропологическому облику тагарцы были европеоидами, ближайшими потомками афанасьевцев.

     На Горном Алтае наиболее интересной культурой эпохи является культура пазырыкских курганов (VI-III вв. до н.э.), в которых умерших погребали вместе с верховым конем и оружием. Погребальное сооружение представляло собой большую яму, в которую вставляли два сруба (один в один). Во внутренний сруб помещали деревянный саркофаг и погребальный инвентарь, после чего все перекрывалось настилом из бревен. Пространство между срубами забивали хворостом. Сверху возводилась каменная насыпь. При таком устройстве погребального сооружения после таяния снега вода проникала внутрь могил и замерзала там. Благодаря этому хорошо сохранился инвентарь погребений и даже органические остатки. Большинство курганов были ограблены в древности. Покойников обычно два: мужчина и женщина. Они находились в одной долбленой колоде. Трупы мумифицированы и иногда имеют татуировку. Стены срубов увешаны войлочными коврами с аппликациями зверей и птиц. На полу ставились низкие столики, глиняные кувшины, деревянные сосуды, курильницы. Сохранилась одежда покойных, украшенная художественным шитьем, бронзовые зеркала, музыкальные инструменты, фрагменты повозок.

     Вторжение племен хунну прервало развитие тагарцев. На среднем Енисее формируется новая таштыкская культура (I в. до н.э. - V в. н.э.). Она также представлена преимущественно погребениями. Преобладающий обряд - кремация. Известны одиночные и коллективные захоронения в невысоких курганах или могилах огороженными каменными стенками. На лицах погребенных глиняные маски. Встречаются европеоидные и монголоидные типы. В некоторых могилах находят манекены, сделанные в рост человека из кожи и набитые травой. К концу существования культуры появляются громадные склепы, в которых помещается до ста погребенных.

     Таштыкские поселения изучены в Кемеровской области. Наиболее значительное среди них Михайловское поселение, где открыты 75 юртовидных домов. Хозяйство таштыкцев было преимущественно скотоводческим. Разводили лошадей, овец, коров, кур, уток. Верховым животным у таштыкцев был олень. Скотоводческое хозяйство хорошо дополнялось земледелием. Появляются железные топоры, мотыги, серпы, а также наральники, свидетельствующие о начале пашенного земледелия. Керамика культуры плоскодонная, лепная. Формы сосудов разнообразные. Есть сосуды, напоминающие скифские бронзовые котлы. Предполагается, что таштыкцы были предками современных хакасов.

                                              Литература

1. Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племён тагарской

культуры. - М.: Наука, 1967. - 278с.

2. Черниенко Д.А. Гунны в Европе. - Ижевск: Удмуртский госуниверситет,

 2003. - 117 с.

 

 

КИММЕРИЙЦЫ

 

     Древнейшими обитателями северопричерноморских степей, имя которых сохранилось в памятниках письменности, были киммерийцы. Впервые они упоминаются еще в библейской “Книге Бытия”. В текстах клинописных документов Ассирии конца VIII-VII вв. до н.э. многократно говорится о народе “гамиррай”, в котором абсолютное большинство исследователей видят исторических киммерийцев. О внешнем виде киммерийцев можно судить по изображению киммерийских воинов на стене одного из древних саркофагов из греческого города Клазомены (Табл. 7,1). Клазоменский мастер, изображая сцену боя киммерийцев с эллинами, показывает мчащуюся конницу грозных северян и с трудом отбивающихся от нее греческих гоплитов.

     Четкие, но скупые свидетельства клинописных документов о киммерийцах дополняют сообщения греческих авторов. Наиболее раннее из них мы находим у Гомера. Рассказывая о своих приключениях, главный герой его поэмы “Одиссея” сообщает:

              “Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;

              Там киммериян печальная область, покрытая вечно                                   Влажным туманом и мглой облаков...

              Ночь безотрадная там искони окружает живущих”

     Греческий историк Геродот в 11 и 12 главах четвертой книги своего труда сообщает, что киммерийцы издревле населяли ту землю, которая в его время принадлежала уже скифам. По его словам, с приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом столь многочисленного вражеского войска. Мнения разделились. Народ был за отступление, цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Народ не внял совету царей, а цари не пожелали подчиниться народу. Киммерийские правители разделились на две группы, вступили в сражение друг с другом и все погибли. Народ похоронил погибших царей у реки Тираса (современный Днестр) и покинул свою землю. А пришедшие скифы завладели безлюдной страной. Могилы этих киммерийских царей, по словам Геродота, были видны еще в его время.

     Сообщение Геродота дает ряд очень важных сведений. Так, например, мы можем судить об общественном строе киммерийцев. Главный вопрос любого общества — вопрос о войне и мире у них решает народное собрание. Значит — это высший орган власти. Но тут же выясняется, что решение народного собрания не обязательно для царей. Следовательно, можно говорить о выделении представителей военной знати и отрыве их от основной массы населения, что характерно для последней стадии развития родоплеменной организации и начала оформления государственности.

     Сведения Геродота дополняют отрывочные сообщения греческим географов Страбона и Дионисия. Память о киммерийцах сохранилась также в названиях мест и населенных пунктов. Античные авторы отмечают название Керченского пролива в древности как “Боспор Киммерийский”. В тех же краях близ пролива они помещают “киммерийские укрепления”, “киммерийские переправы”, область Киммерию, Киммерийский остров, города Киммерий и Киммерик. Концентрация топонимических данных в районе Керченского пролива, как будто, дает основания думать, что здесь был центр их державы. Дошедшие до нас единичные имена киммерийских царей (Лигдамис, Теушпа), позволяют увидеть в них племена восточноиранского происхождения. Однако с абсолютной уверенностью связывать их с какой-либо археологической культурой в настоящее время все еще затруднительно.

     Первым выделил могилы конных воинов и четко определил их как киммерийские А.И. Тереножкин. По его мнению киммерийцы населяли причерноморские степи от Дона до Дуная в IХ-VII вв. до н.э. В их культуре он выделил два этапа: камышевахско-черногоровский (900-750 гг. до н.э.) и новочеркасский (750-650 гг. до н.э.). По происхождению (и это признается всеми исследователями) они были связаны с племенами последнего (белозерского) этапа срубной культуры, продвинувшимися из-за Волги. В настоящее время в степях Северного Причерноморья известно около 50 погребений предскифского времени, но из них лишь 10-12 содержат вещи, поддающиеся достаточно точной датировке. Вследствие этого общепризнанной является лишь конечная дата истории киммерийцев - середина VII в. до н.э.

     Основным типом памятников киммерийцев являются погребения в большинстве своем впущенные в курганы более раннего времени, а также клады бронзового оружия и предметов конского снаряжения. Поселений, которые бы могли абсолютно точно относиться к этим культурам, не обнаружено. Это, вероятно, связано с тем, что земледельческо-скотоводческое хозяйство племен срубной культуры сменяется скотоводческим и кочевым образом жизни. Косвенным доказательством этого является состав стада домашнего скота на позднесрубных поселениях. Если в целом по срубной культуре среди домашних животных 50-60% коров, 30% лошадей, а остальное составляет мелкий рогатый скот и свиньи, то на позднесрубных – кости домашней свиньи почти исчезают из культурного слоя.

     Захоронения чаще всего производились в сравнительно небольших прямоугольных или овальных ямах, над которыми в насыпи курганов находят вымостки или каменные наброски. Широко применялось дерево для постройки примитивных срубов в ямах. В отдельных случаях зафиксированы ямы с уступами по всему периметру или с одной-двух сторон. Крупными размерами и необычным устройством отличается могила 5 в кургане “Высокая могила” и с. Балки на нижнем Днепре (Табл. 8,11). Над могильной ямой была сделана каменная вымостка, а внутри ее - деревянный сруб в один венец, перекрытый бревенчатым накатом. Сруб изнутри оштукатурен глиной, окрашенной красной краской и рельефом в виде косых полос.

     Погребальный обряд не отличается постоянством. Применяется скорченное положение покойника на левом или правом боку и ориентированное в большинстве случаев на восток, иногда с отклонениями к югу и северу. Однако, было и вытянутое положение погребенного с явным преобладанием западной ориентировки. Резкой хронологический границы между этими типами погребального обряда нет, но вытянутые погребения преобладают на новочеркасском этапе культуры киммерийцев.

     Инвентарь погребений камышевахско-черногоровской культуры состоит, как правило, из железного меча или кинжала, наконечников стрел, круглой булавы, топорика или молотка, кубков или кубковидных сосудов. Иногда встречаются большие биконические корчаги. Появляются неизвестные ранее деревянные бочонковидные сосуды с прямыми краями, вдоль которых шли маленькие золотые пластинки, прибитые золотыми гвоздиками. Распространение деревянных сосудов также объясняется переходом к подвижному образу жизни.

     В новочеркасский период обряд несколько изменяется. Главным оружием остаются длинные мечи и кинжалы. Обычным же типом керамики стали биконические корчаги с резным орнаментом и коническими налепами по плечикам (Табл. 8,10). Сколь-нибудь строгие каноны в расположении инвентаря в могилах отсутствуют. Лишь кубки и кубковидные сосуды чаще всего стоят у головы или лица покойного. Следует, пожалуй, особо отметить, что эти сосуды по типам, как правило, наиболее характерны для культур соседей киммерийцев, а не для их собственной. Видимо, степные кочевники по какой-то причине предпочитали брать с собой в потусторонний мир парадную посуду своих соседей. Рядом с сосудами встречаются кости жертвенных животных (обычно мелкого рогатого скота).

     Главным оружием киммерийцев были лук и стрелы. О размерах и форме луков мы можем судить по изображениям на каменных изваяниях — надмогильных каменных плитах (Табл. 7, 4). Наконечники стрел в ранних погребениях костяные и бронзовые, в более поздних — железные. Для ношения стрел использовались колчаны или специальные карманы на горите — футляре для лука. Оружием ближнего боя у киммерийцев были длинные и короткие мечи, а также кинжалы из бронзы и железа. Характерным признаком большинства мечей киммерийской эпохи является грибовидное или валиковое навершие на рукоятке и их перекрестье в виде опущенных вниз острых треугольников (Табл. 8,12). Копья киммерийцами употреблялись, видимо, редко. В погребениях они ни разу не встречены. Зато присутствуют каменные цилиндрические молотки, имеющиеся в составе воинского снаряжения и у племен Северного Кавказа. Среди предметов конского снаряжения киммерийцев выделяются удила, псалии (Табл. 7,5-6) и бронзовые бляхи с петлей на обороте, служившие украшениями уздечек.

     Интересным памятником киммерийской культуры являются каменные изваяния, близкие аналогичным памятникам ананьинской и протомеотской культур и “оленным камням” Центральной Азии, на которых отсутствуют изображения оленей. Одна их группа представляет собой простые камни-столбики с изображениями в верхней части отдельных значков: ожерелий, кругов, клиновидных и других фигур. На другой кроме значков обозначены портупейные пояса и висящие на них предметы вооружения: меч или кинжал, лук в налучье и точильный брусок.      

     Таким образом, исторические, реальные киммерийцы были кочевниками, занимались скотоводством и, будучи людьми воинственными, держали в повиновении оседлое или полуоседлое население, проживающее в зоне причерноморских степей. Впоследствии часть из них эмигрировала на юг, другие были ассимилированы завоевателями-скифами или переселились в приморские и горные районы Крыма.

 

                                                Литература

1. Иванчик А.А. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные

кочевники в VIII-VII вв. до н.э. - М.: Наука, 1996. - 324 с.

2. Иванчик А.А. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги

дискуссии. // Вестник Древней истории. - 1999. - № 2. – С. 77-97.

3. Тереножкин А.И. Киммерийцы. - Киев: Наукова Думка, 1976. - 224 с.

 

 

СКИФЫ

 

     В настоящее время специалистами по истории Скифии наиболее обосновано мнение о распространении единообразной скифской культуры в Предкавказье и Северном Причерноморье во второй половине — конце VII в. до н.э. Смена киммерийской культуры скифской в причерноморских степях совпала с переходом здесь от бронзового века к веку железа. Уже киммерийцы, как мы отмечали, имели наряду с бронзовым и железное оружие. У скифов же оно становится преобладающим.

     Скифы состояли из ряда племен северо-иранской языковой группы и пришли в причерноморские степи из-за Волги. Основные источники по истории скифов и их культуре - свидетельства античных авторов, древневосточные документы и памятники археологии. Ведущими специалистами в области отечественной скифологии являются М.И. Ростовцев, Б.Н. Граков, А.И. Тереножкин и А.И. Мелюкова.

     Скифы вытеснили киммерийцев в Малую Азию и сами вскоре последовали за ними. Археологические находки свидетельствуют, что в течение всего VII в. до н.э. они неоднократно совершали походы через Кавказ. Причем это были именно военные походы, в которых принимали участие только мужчины. Материальные свидетельства об этих походах - ассирийские и урартские вещи, сосуды кавказских народов встречаются в курганах скифской знати на территории от Северного Кавказа до современной Киевской области. Главными же свидетелями скифских набегов в Азии являются бронзовые наконечники стрел. Десятки и сотни их встречаются в руинах многих городов Передней Азии, в том числе и в таких столичных центрах как Ашшур и Вавилон. В иракском городе Мосуле найдена бронзовая литейная форма для отливки стрел. Специально поставленный опыт показал, что с помощью такой формы литейщик мог производить в неделю до 10000 наконечников!

     Основным районом расселения скифов после прекращения их походов в Азию стала территория степей между Дунаем и Доном, включая и степной Крым. Отсюда они еще некоторое время (до середины IV в. до н.э.) продолжали свои походы, но теперь уже преимущественно на запад. Скифские погребения, клады и отдельные вещи находят на огромной территории — в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Германии и даже в центральной Франции. Разумеется, эти набеги скифов были эпизодическими и не повлияли на процесс формирования европейских народов. Но они внесли свой вклад в развитие некоторых элементов европейской культуры.

 

Рис. 1

     В V в. до н.э. скифы разделялись на ряд племен, границы между которыми не вполне ясны (рис. 1). Главным среди племен Геродот называет “царских скифов”, “самых храбрых и самых многочисленных, считающих всех прочих скифов своими рабами”. Они расселились на огромной территории в междуречье Днепра и Дона, а также в степном Крыму. Указание Геродота на то, что они считали всех прочих скифов своими рабами, по-видимому, свидетельствует о взимании ими дани со своих сородичей. Среди названных им племен таковыми были племена скифов-кочевников, скифов-пахарей, скифов-земледельцев, каллипидов и алазонов. Вопрос о локализации всех этих племен на исторической карте до сих пор остается спорным. Наиболее вероятно, размещение каллипидов и алазонов в районе Бугского лимана близ греческого города Ольвии; скифов-кочевников в степях на восточном берегу Днепра; скифов-земледельцев в излучине этой реки на ее правом берегу, а выше к северу — скифов-пахарей. Любопытны, сходные наименования скифы-земледельцы и скифы-пахари. Слово “пахари” более древнего происхождения в греческим языке, а земледельцы (георги) — более новое, известное со времени Геродота. Так Геродот назвал их для того, чтобы отличить их местное название “борисфениты” от такого же названия жителей города Ольвии.

     В ранний период своей истории скифы были кочевниками. Переход к земледелию у них начался вследствие изменения экологических условий, социального расслоения общества и влияния греческих городов колоний с конца V в. до н.э. Скифы кочевали по степям в больших четырехколесных кибитках (Табл. 10,14) с огромными стадами скота. В стадах преобладали лошади и овцы. Костяки лошадей в скифских курганах - обычная находка. На поселениях, кроме того, встречаются кости коров и собак. В IV-III вв. до н.э. у племен Приднепровья и Керченского полуострова широко развивается пашенное земледелие. Появляются и укрепленные поселения. В настоящее время выделяются три локальные группы скифских памятников: основная или степная, располагавшаяся от Дуная до Приазовья; нижнедонская, занимавшая устье Дона и крымская.

     В первой группе важнейшими памятниками являются Каменское городище на Днепре (близ г. Никополя) и царские курганные захоронения, среди которых наиболее значительными являются курганы Солоха, Чертомлык и Толстая могила. Каменское городище возникло в конце V в. до н.э. и занимает площадь около 12 кв. км. По-видимому, это была первая столица скифов. Городище открыто и исследовано Б.Н. Граковым. Здесь выявлено две линии укреплений: внешняя и внутренняя (акрополь). На акрополе открыты остатки домов скифской знати. На основной же территории поселения находились жилища рядовых граждан, представлявшие собой полуземлянки и дома столбовой конструкции, разделенные на несколько комнат. Внутри жилищ находились глинобитные очаги. Перед землянками находились углубленные в землю дворики. Характерной особенностью Каменского городища является обилие находок остатков металлургического производства вокруг каждого дома, что позволило Б.Н. Гракову определить его как поселение металлургов. Городище прекращает свое существование в конце III в. до н.э. На акрополе жизнь продолжается до III в. н.э. Кроме Каменского городища к этой группе относятся Белозерское городище близ г. Херсона и Надлиманское городище на Днестре.

     Погребения в регионе, в основном, курганные. Известны лишь 4 бескурганных могильника. По обряду бескурганные могилы практически ничем не отличаются от курганных. Подавляющее большинство курганов (около 2500) относятся к IV-III вв. до н.э. Наиболее распространенной формой могильных сооружений были простые прямоугольные ямы. Наряду с ними использовались деревянные гробницы и катакомбы. Причем последние становятся господствующими в степной части Скифии с IV в. до н.э. Основной обряд погребения - ингумация на спине в вытянутом положении. Умершего клали на подстилку из травы, коры, тростника, реже из ткани, шкуры, войлока. Под голову иногда клали деревянную подставку или подушку из травы. Встречаются коллективные (12%) или повторные (8%) захоронения. Ориентировка погребений западная и северо-западная. Набор вещей невелик: обычно это лук и стрелы, реже наконечники копий, еще реже меч, кинжал, доспехи; кроме того, присутствуют предметы конской сбруи, иногда захоронения коней в уздечном наборе или с седлом, что свидетельствует о захоронении именно верховых коней, напутственная мясная пища, посуда. Напутственная пища помещается обычно у головы. В женских захоронениях чаще всего непарные серьги и браслеты, свинцовые или керамические пряслица и мелкие украшения. Погребения женщин-амазонок составляют 28-29% рядовых женских захоронений.

     В районе Днепровских порогов располагаются основные скифские царские курганы. Курган Чертомлык расположен близ г. Никополя. Исследовался он И.Е. Забелиным в 1859-60 гг. На вершине кургана найдено каменное антропоморфное изваяние. Насыпь его с каменным цоколем имеет высоту 20 м. Диаметр насыпи около 100 м. В ней находилась глубокая шахта с четырьмя камерами по углам. Через одну из этих камер шел ход к погребению царя. Оно было ограблено еще в древности, но в тайнике сохранилась золотая обкладка горита (футляра лука), на которой изображены сцены из жизни греческого героя Ахилла. Погребение наложницы царя не было ограблено. Здесь найдено большое количество различных украшений, среди которых особенно выделяется серебряная амфора высотой около 1 м с изображениями сцен из жизни скифов (Табл. 11,1). Кроме того, в одной из камер находилось погребение “оруженосца” с дорогим оружием и золотыми украшениями, а у входа в камеры находились захоронения слуг (6) и боевых коней (11). Курган датируется второй половиной IV в. до н.э.

     Курган Солоха открыт и исследован в 19121-13 гг. Н.И. Веселовским. Это также царское погребение IV в. до н.э. Высота насыпи 18 м. Насыпь скрывала две могилы, одна из которых ограблена и разрушена в древности. В другой могиле было захоронение царя с двумя слугами. Перед ней захоронения лошадей. В погребении найдено также большое количество оружия, золотая фиала, серебряная посуда и многочисленные украшения. Среди находок уникальным является золотой гребень с двусторонним изображением сражения конного воина в греческом доспехе с двумя пешими воинами скифского вида (Табл. 11,2). Есть предположение, что это поединок царя Скила с братьями в борьбе за власть.

     В 1971 г. Б.Н. Мозолевским был открыт и исследован курган Толстая могила, расположенный на окраине г. Орджоникидзе (Днепропетровская область). Высота кургана 8,6 м., диаметр насыпи - 70 м. Окружность кургана обведена рвом. В нем и вокруг него обнаружены следы грандиозной тризны. По подсчетам специалистов на тризне было выпито не менее 13 амфор вина и съедено 35 коней, 14 кабанов и 2 оленя. По количеству съеденного мяса в тризне принимали участие не менее 1300 человек.

     В кургане открыты 2 гробницы, одна из которых - царская, была ограблена. В боковой гробнице находилось захоронение жены царя, ребенка и четырех слуг. У входа в погребальную камеру еще одно захоронение слуги. В насыпи кургана еще несколько захоронений слуг и 6 лошадей. Среди находок оружие, бунчук, украшенный золотом, бронзовый котел, сковорода, остатки повозок, многочисленные украшения. Самой замечательной находкой является золотая пектораль (шейно-нагрудное украшение). Диаметр ее 30 см, вес 1150 гр. На ней три пояса изображений из жизни скифов, растительного орнамента и сцен борьбы животных. По своей художественной ценности пектораль не имеет себе равных (Табл. 11,4). Дата погребения - IV в. до н.э.

     Нижнедонская группа скифов представлена Елизаветовским городищем, целой серией небольших поселений в дельте Дона и погребениями. Елизаветовское городище, бывшее экономическим и политическим центром округи, занимало площадь около 55 га. Оно состоит из двух линий укреплений: внешней, состоящей из рва и вала и внутренней (акрополя), состоящей из рва вала и каменной стены, толщиной 2 м., выделяющей площадь около 12 га. Во второй половине IV в. до н.э. площадь поселения расширяется, и внешняя линия его укреплений переносится на 20-40 м к северу. На акрополе открыто более 20 строительных комплексов, состоящих из жилищ и хозяйственных построек. Все постройки земляночного типа, заглубленные в землю на 1,5-2,1 м. Общим признаком является отсутствие очагов и печей. Основную массу находок на поселении (свыше 80%) составляют фрагменты греческих амфор. Есть следы промыслового рыболовства, земледелия, скотоводства и охоты. О металлургическом производстве свидетельствуют находки литейных форм, изделия местных форм.

     Вокруг городища располагался курганный некрополь. Отличия от обряда основной группы скифов незначительные. Прежде всего, отметим, что большинство местных курганов - небольшие, все - со следами тризн. Могильные ямы перекрывались камышом или деревянными плахами, катакомбы единичны. Напутственная пища помещалась не в головах, а в ногах. Из курганов наиболее крупный курган № 8 из группы 5 братьев. Насыпь его высотой 9 м, диаметром 62 м. Под насыпью каменный склеп с дромосом. Склеп перекрыт дубовым накатом и камышом. Из двух погребений одно ограблено, другое принадлежало местному аристократу, возможно, царю. В нем золотые обкладки меча и горита, аналогичные Чертомлыкским, золотая гривна, перстни, несколько серебряных сосудов, бронзовый котел и т.д. В особой могиле похоронен верховой конь с удилами и бронзовыми бляшками. По числу находок колчанов (9) и стрел (более 1000) этот курган превосходит все скифские погребения. Грунтовые рядовые погребения аналогичны степным.

     Крымская группа отличается, прежде всего, тем, что здесь на территории Керченского полуострова скифы впервые еще в V в. до н.э. переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Дома в поселениях здесь глинобитные на каменных цоколях с глинобитными же очагами. Среди находок много античной керамики, преимущественно фрагментов амфор. В III в. до н.э. на окраине современного Симферополя строится новый административный центр Скифии - Неаполь Скифский. В городе открыты мощные крепостные стены из больших камней и ворота, защищенные двумя башнями. Внутри города располагались большие общественные и частные здания, построенные, в основном, по эллинистическим образцам. Много зерновых ям. У внешнего фасада крепостной стены открыт склеп-мавзолей скифской знати. Там в каменной гробнице был похоронен царь, а вокруг него в деревянных саркофагах еще 71 человек. В мавзолее находились также 4 конских костяка и большое количество оружия, золотых и серебряных вещей. В городе открыты следы ремесленных производств. Керамика в это время начинает изготавливаться на гончарном круге.

     Местный погребальный обряд имеет некоторые отличия: тризна здесь распространена меньше и не столь пышная; ориентировка более разнообразная - восток, запад и юг; среди рядовых погребений много каменных ящиков, заложенных мелким камнем; для знати характерны подкурганные каменные склепы с уступчатым или плоским покрытием; часто встречаются повторные захоронения от 2 до 25 умерших в одной могиле; конские захоронения встречаются реже и число коней в них от 1 до 8; у женщин кроме обычных крашений есть зеркала (Табл. 9,7), но совсем нет оружия.

     Наиболее знаменитый курган Крыма, Куль-Оба, расположен в 6 км от г. Керчи. Исследован он в 1830 г. П.И. Дюбрюксом и И.А. Стемпковским. Здесь под курганной насыпью открыт каменный склеп, в котором открыто погребение скифского вождя с женой и слугой. С вождем находились железный меч в золотых ножнах, золотые же диадема и накладка на горит, одежда и головной убор покрыты золотыми бляшками, на одной из которых запечатлен обряд побратимства. При женском костяке были золотые серьги тончайшей работы, золотая гривна, 2 браслета, небольшой электровый сосуд и изображениями из жизни скифов (Табл. 11, 3).

     Для скифского искусства характерно изображение животных в определенных позах. Олень и козел обычно изображались с подогнутыми ногами, хищники кошачьих пород - свернувшимися в кольцо. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы. Иногда на лопатках помещали полное изображение животного. Эта художественная манера получила в археологии название звериного стиля. Этот стиль известен на огромной территории от Кубани до Сибири и везде имеет свои особенности.

     Религия скифов характерна для обществ эпохи военной демократии. Основным объектом культа для них был акинак - короткий, железный, колющий меч (Табл. 10, 9). Для совершения обряда он вонзался в кучу хвороста или вершину кургана, затем приносились жертвы и совершались ритуальные действия.

      В целом для всех групп скифов наиболее характерными признаками их культуры являются оружие, элементы упряжи и характерный для памятников их искусства звериный стиль. Эти элементы составляют понятие “скифская триада”, которое используют археологи для выделения памятников скифской культуры. Скифское государство гибнет в III в. н.э. под ударами готов.

                                                 Литература

1. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. - СПб.: государственный Эрмитаж, 2004. - 416 с.

2. Граков Б.Н. Скифы. - М.: МГУ, 1971. - 169 с.

3. Ильинская В.А., Тереножкин А.И. Скифия VII-IV вв. до н.э. - Киев: Наукова Думка, 1983. - 342 с.

4. Ильинская В.А., Тереножкин А.И. Скифия. // Археология Украинской ССР. – Киев: Наукова Думка, 1986. Т. 2.

5. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянских культур, 2006. - 600 с.

6. Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. - СПб.: Алетейя, 1998. - 304 с.

7. Скифо-сарматский звериный стиль в искусстве народов Евразии. - М.: Наука,  1976. - 272 с.

 

 

     1.2.7 САВРОМАТЫ-САРМАТЫ-АЛАНЫ

 

     Впервые сарматские рядовые курганные захоронения выделил В.А. Городцов и Изюмском и Бахмутском уездах (1905, 1907). Первая обобщающая работа о них принадлежит М.И. Ростовцеву (“Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма”. Пгр., 1918). В ней заложены основы хронологии и периодизации сарматов. Ростовцев категорически отрицал генетическую связь геродотовских савроматов и сарматов эллинизма и римского времени. В 1947 г. вышла вторая обобщающая работа по культуре, принадлежащая Б.Н. Гракову (“GUNAIKOKRATOUMENOI или пережитки матриархата у сарматов”), в которой он на основании своих исследований и работ коллег пришел к выводу об этногенетической преемственности сарматов от савроматов и дал новую периодизацию их истории на основе изменений в погребальном ритуале и инвентаре. Каждый из периодов Б.Н. Граков назвал ступенью или культурой, подчеркивая тем самым очень большое их своеобразие и неравнозначность процесса перехода от одной культуры к другой. Периодам были даны следующие названия: 1) савроматский или блюменфельдская культура (VII-IV вв. до н.э.); 2) савромато-сарматский или прохоровская культура (IV-II вв. до н.э.); 3) сарматский или сусловская культура (c конца II в. до н.э. - II в. н.э.); 4) аланский или шиповская культура (II-IV вв. н.э.). Эта периодизация сохранилась до настоящего времени с некоторыми уточнениями: савромато-сарматский период теперь именуется раненесарматской культурой, сарматский - среднесарматской и аланский - позднесарматской культурами. Наиболее основательно эти культуры рассмотрены в работах К.Ф. Смирнова, М.Г. Мошковой и А.С. Скрипкина.

     Савроматы в VII-IV вв. до н.э. занимали левобережье Дона, поволжско-приуральские степи, западный Казахстан, часть Челябинской и всю Актюбинскую области. В настоящее время выделяется два варианта культуры: Волго-донской и Самаро-Уральский. Наиболее характерным памятником культуры являются погребения. Захоронения осуществлялись в грунтовых прямоугольных ямах под курганной насыпью. Над могилами плоские деревянные покрытия из плах, бревен и травы. На дне могил подстилка из травы. Нередко могилы завалены хворостом и травой. В ранних могилах есть следы сожжения намогильных сооружений, при которых обгорал и труп погребенного. Это свидетельство культа огня. Позднее в могилах встречаются остатки угольков и золы, мела, белых раковин, охры и серы. Все могильники родовые и расположены группами до 100 курганов. Преобладают одиночные захоронения, но есть и повторные. 20% женских захоронений с оружием, что в сочетании с эпитетом Геродота по отношению с савроматам “женоуправляемые”, позволило ученым говорить о длительно сохранении пережитков матриархата у савроматов.

     Среди находок оружия в могилах преобладают наконечники железных и бронзовых стрел (Табл. 13,1), мечи и кинжалы скифских типов (табл. 13, 2,4), но в отличие от последних они часто украшены кабаньими клыками в качестве амулетов. Наконечники копий и предметы доспеха встречаются очень редко. В погребениях встречаются детали сбруи, но захоронения самих коней очень редки.

     Самый массовый погребальный инвентарь - посуда. Преобладают лепные плоскодонные горшки баночной, шаровидной и яйцевидной форм (Табл. 13,9-13). Изредка на них присутствует нарезной орнамент. Очень характерны для савроматов также большие горшки с трубчатым носиком-сливом, связанные, очевидно, с производством молочных продуктов (табл. 13,13). Есть также бронзовые литые котлы, напоминающие скифские.

     Среди ритуальных предметов для савроматов характерны каменные переносные жертвенники в виде блюд (Табл. 13,3) или алтарики. Чаще всего они встречаются в захоронениях женщин, которых из-за этого относят к числу жриц. Много также различных украшений сходных со скифскими, но имеющими и отличия. Так, для савроматов присущ свой вариант звериного стиля. Здесь преобладают изображения медведей, волка и полиморфных существ.

     Основу хозяйства савроматов составляло кочевое скотоводство. Из ремесел можно говорить о ткачестве, обработке камня, кости, металлургии. Постоянных поселений не открыто. Судя по письменным источникам и памятникам археологии, наиболее сильным из савроматских племен было племя сираков, занимавших территорию Восточного Приазовья.

     В IV в. до н.э. в Причерноморские степи с востока проникают новые племена, возможно, родственные савроматам, но известные под именем сарматов. Их проникновение сюда было постепенным, но настойчивым и целеустремленным. Первоначально сарматы овладевают Подоньем, Прикубаньем и Предкавказскими степями, которые в I в. до н.э. даже получают название “Сарматские равнины”. Наиболее сильным из сарматских племен наступавших в этом направлении были аорсы. Греческий географ Страбон сообщает, что войско аорсов насчитывало 200 000 всадников. войска. Его основу теперь составила тяжелая конница, получившая название катафрактарии (Табл. 14,18). Словом “катафракта” в греческом языке обозначался всаднический доспех, состоящий из металлического чешуйчатого или пластинчатого панциря, позднее — кольчуги. Голову всадника защищал металлический шлем (Табл. 14,15). Главным наступательным оружием катафрактариев были пики, достигавшие в длину 4 — 4,5 м. Длинный рубящий меч (Табл. 14,14), кинжал и лук со стрелами служили для катафрактария вспомогательным оружием и применялись ими крайне редко и почти исключительно в одиночных схватках. В силу всех этих особенностей сарматская конница сравнительно легко вытеснила из причерноморских степей их прежних хозяев.

     С I в. до н.э. сарматы становятся постоянным фактором в политической истории античного мира. Основным занятием этих племен было кочевое скотоводство и лишь отдельные их группы позднее перейдут к оседлому земледельческо-скотоводческому хозяйству на Нижнем Дону и в Прикубанье. В труде римского землеописателя Помпония Мелы, написанном около 44 г. н.э., о сарматах говорится следующее: ”Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства; они вечно живут лагерем, перевозя свое имущество и богатства туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги, племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами...”.

     По курганному могильнику у с. Прохоровка Оренбургской области ранний этап истории сарматов (IV-II вв. до н.э.) обычно именуются “прохоровской культурой”. Археологически сарматы изучены прежде всего по погребениям. Основные характерные черты прохоровского этапа - это катакомбно-подбойные погребальные сооружения, южная ориентировка погребенных, наличие заупокойной пищи ( с обязательным присутствием передней ножки барана), мечи и кинжалы переходного типа и круглодонные сосуды с характерным орнаментом. Позднее появляются могилы с заплечиками и диагональные погребения в широких квадратных могильных ямах. Яма, как правило, перекрывалась деревянными плахами, досками или корой над ней насыпался курган. У представителей знати более сложные шатровые покрытия могил. Костяк умершего лежит в вытянутом положении на спине. Иногда в Поволжье и на Дону встречаются захоронения и в других позах: скорчено на боку, сидящие или лежащие на животе. Погребения встречаются как индивидуальные, так и коллективные. Культ огня сохраняет свое значение и у сарматов. В могилах есть угольки, куски мела или белые раковины, реальгар или красная охра.

     В рядовых погребениях обычны находки бронзовых, позднее с III в. до н.э. железных черешковых стрел, длинных мечей и кинжалов, предметов конской сбруи, чернолощеной посуды, изготовленной без гончарного круга, фибул. Есть также находки орудий труда. Как правило, это ножи, шилья, проколки, железные топоры и кельты, точильные бруски и плитки. В женских погребениях встречаются плоские дисковидные пряслица, костяные туалетные ложечки, гребни и бронзовые зеркала. Изредка встречаются захоронения женщин с оружием. В богатых погребениях более значительные наборы оружия, бронзовая и краснолаковая посуда, ювелирные украшения, наборы сбруи с серебряными или медными, но посеребренными или позолоченными фаларами. Известны также бронзовые литые круглодонные котлы, похожие на скифские (Табл. 14,19).

     Основой хозяйства “прохоровцев” было кочевое скотоводство. Разводили преимущественно лошадей и овец. По письменным источникам следует, что аорсы, составлявшие, по-видимому, основную массу “прохоровцев”, вели также караванную посредническую торговлю с государствами переднего Востока. Вся керамика местного производства лепная. Преобладают круглодонные формы сосудов (Табл. 14,20-21).

     С конца III в. до н.э. сарматы переходят Дон и вторгаются в скифские владения. Начинается среднесарматский период их истории. Погребальный обряд этого времени и основной инвентарь изменяются незначительно. Так, в насыпи курганов появляются следы тризны. Общей тенденцией периода становится рост числа индивидуальных захоронений. Основным типом погребального сооружения становится узкая удлиненно-прямоугольная грунтовая яма. В это время полностью исчезают катакомбные захоронения, и довольно резко уменьшается число подбойных могил. Но зато резко возрастает число квадратных погребальных сооружений и диагональных захоронений в них. Среди инвентаря появляются амулеты, импортные вещи из античных городов. Довольно часто встречаются фрагменты двух- и четырехколесных повозок. Наиболее известен своим богатством курган “Хохлач” под Новочеркасском (I-II вв. н.э.), где открыто погребение царской жены или наложницы. Особо стоит упомянуть такой уникальный памятник как диадема, по верхнему краю которой изображены козлы, олени и деревья, а в центре изображение женской головы из халцедона.

     Среди вооружения получает большое распространение защитный доспех, длинные копья и короткие мечи. С этого периода тяжелая конница начинает решительно преобладать в составе сарматского войска. Видимо, как реакция на это появляется новый, более длинный и дальнобойный лук, снабженный на концах и рукояти костяными накладками. Железные черешковые стрелы стали массивнее и окончательно вытеснили бронзовые. 

     Керамика периода по-прежнему лепная, но теперь преимущественно плоскодонная и представлена многочисленными формами горшков, кувшинов и мисок. Для художественной культуры сарматов с конца II в. до н.э. характерен полихромный стиль, в соответствии с которым одежда, обувь и металлические украшения орнаментировались цветными бусами, каменными вставками, цветной эмалью.

     В первые века н.э. под влиянием античной культуры часть сарматов переходит к оседлому образу жизни. В окрестностях Танаиса и в Прикубанье появляются ремесленно-земледельческие поселения. Они укреплены рвами, валами и иногда каменными стенами. Жилища в них представляют собой глинобитные дома, рядом с которым находятся зерновые ямы. Земледельцы выращивали преимущественно пшеницу и просо. Скотоводство также сохраняет свое значение.

     Господство аорсов было также недолгим. Уже со второй половины I в. н.э. их имя исчезает со страниц трудов античных писателей, а их место занимает новое сарматское племя — аланы. Аланам суждено было сыграть важную роль в сарматской истории. Впервые спустя почти 400 лет после их появления в Причерноморье, им удалось объединить большую часть сарматских племен. Аланское объединение оказалось достаточно прочным и сплоченным. Археологически это подтверждается исключительным однообразием позднесарматской культуры на широких пространствах Поволжья, Подонья, Северного Кавказа и междуречья Днепра и Дона.

     Абсолютное большинство погребений теперь индивидуальные. В Северном Причерноморье впускные погребения в насыпях курганов преобладают над основными. Форма погребальных сооружений осталась прежней, но изменилась ориентировка погребений - теперь в большинстве случаев погребенный клался головой на север. Другим новшеством стало распространение обычая искусственной деформации черепов. Остатки напутственной пищи в погребениях значительно сокращаются. В ее составе появляются кости крупного рогатого скота, козы, зайца, осетровых рыб. Набор инвентаря и его расположение в могиле остаются неизменными, меняются лишь типы вещей. Появляется также характерный прием украшения керамики симметрично расположенными налепами-выступами, иногда зооморфными ручками. Причем набор керамики в целом в Северном Причерноморье теперь существенно отличается от восточных районов. Основную массу здесь теперь составляют сосуды боспорских мастерских. Появляются также стеклянные боспорские изделия. Судя по находкам луков и стрел, роль стрелков в войске сарматов еще более сокращается. Зато увеличивается число погребений с конским снаряжением. Прочие находки обычны и для предшествующей эпохи.

     Вновь созданная сарматская империя при аланах начинает активно беспокоить окрестные народы. Более того, пользуясь римскими междоусобицами, они начинают вторгаться на территорию Римской империи. Набеги аланов наводили ужас на оседлое земледельческое население. Не случайно римский автор IV в. н.э. Секст Аврелий Виктор назвал их вместе с гуннами “хуже всякой другой беды”. Позднее, часть аланов в составе гуннской орды дошла до берегов Гибралтара. Часть аланов осталась на Северном Кавказе, где их язык лег в основу осетинского языка. Какая-то группа ушла в район современной Воронежской и Белгородской областей, где влилась в состав более поздней Салтово-Маяцкой культуры.

 

                                                    Литература

1. Мошкова М. Краткий очерк истории савромато-сарматских племен // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. - М.: Наука, 1989. - С. 153-158.

2. Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. - М.: Наука. 1984. - 184 с.

3. Скрипкин А.С. Азиатская Сарматия. - Саратов: Саратовский госуниверситет, 1990. - 300 с.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!