Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 230 страница
Каковы бы ни были воззрения на причину самоубийства, остается не сомненным факт, что славянская раса отличается особенной нравственной выносливостью.
Но есть зло, худшее смерти, — это преступление. Великий мудрец древ ности и вместе величайший из людей — Сократ сказал, что легче охранять себя от смерти, чем от преступления. Данные нравственной статистики, наравне с данными о самоубийствах, могут служить мерой нравственного самосохранения.
|
|
Prof. RichmundMayo-Smith. (Statistics und Sociology. New-York, 1896) дает следующие цифры преступности.
Осуждено на 100 000 населения:
(Данные Bodio.) | |||
Страна | Убийство | Телесные повреждения | Воровство |
Италия | 8,05 | 226,6 | 78,17 |
Франция | 1,46 | 71,62 | 114,79 |
Германия | 0,80 | 154,70 | 177,36 |
Англия | 0,40 |
Сравнивая данные, касающиеся более тяжких видов преступления у различных народов за 1887 г., мы получаем следующий ряд таблиц; число осужденных за убийство в 1887 году на 1 миллион населения было:
|
|
в Италии | 96 |
в Испании | 55 |
в Австрии | 22 |
в России | 20 |
во Франции | 15 |
в Германии | 9 |
в Англии | 6 |
Осужденных за воровство на 1 миллион в том же году было:
в Германии | 1840 |
в Англии | 1385 |
во Франции | 1128 |
в России | 482 |
461
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Наконец, приведем число осужденных за те преступления против нрав ственности, которые, по словам Монтескье, скорее приводят к гибели го сударства, нежели самое нарушение законов. Число преступлений этого рода на 2 миллиона жителей приходится:
|
|
во Франции | 21,7 |
в Италии | 7,4 |
• в России | 6.71 |
таких размерах выражается нравственное самосохранение славян в отношении главных видов преступлений.
Едва ли нужно говорить о том, что нравственное самосохранение не дается легко, что оно требует затраты сил, требует особенного напряжен ного труда. Оно представляет скорее подвиг, чем явление обыкновенного порядка.
|
|
Понятно, что народ, который живет согласно правилу: лучше смерть, чем нравственная уступка — должен неминуемо затрачивать много физических сил, много энергии. Без сомнения, эта энергия измеряется не количе ством воздвигнутых зданий, не числом верст вновь открытой железной доро ги, не количеством материальных сбережений или иной материальной мерой, она не измеряется даже умственными приобретениями; она имеет значе ние и цену высшего факта и является в форме коллективного нравственно го усовершенствования, в форме нравственного инстинкта, совмещающе го в себе все стороны духовной жизни народа. Бдительность и верное действие этого инстинкта есть величайшая и труднейшая задача, которая не может быть достигнута без крайнего напряжения физических сил. Мы считаем вероятным, что высокая смертность от болезней в России должна быть отчасти объяснена затратой сил на нравственное самосохранение. Поэтому выражение, которым мы старались охарактеризовать направле
ние нравственной жизни славян: лучше смерть, чем нравственная уступ ка, — это выражение вовсе не метафора, а реальность. Поясним эту мысль.Что добывание куска хлеба и теплого платья, устройство теплых жилищ, борьба с суровой природой требуют затраты сил — это ни в ком не может возбуждать сомнения. Но физиология и психология также доказали, что и нравственные усилия, нравственное самосохранение, в свою очередь, не минуемо требуют траты физических сил, и притом гораздо большей, чем какая бы то ни было тяжелая физическая работа. Животное, скажем сло-
Данные касательно преступности заимствованы из соч.: Garofalo, La Criminologie. Paris, 1890. A. Bournet, De la criminalitй en France et en Italie. Paris, 1884. Касатель но России: «Свод статистических сведений по уголовным делам, производившимся в 1887 г. ». СПб., 1881 г. Изд. Мин. юст.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!