Местные особенности народного исполнительства



Местная певческая манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные черты благодаря особому произнесению слова, близкому к разговорному. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно. Типично тесное расположение голосов-подголосков, обвивающих основную мелодию напева. У женских голосов в высоком регистре преобладает яркое микстовое звучание. Основу многоголосия составляет ленточное движение голосов с октавным удвоением.

«Проголосные» песни имеют подголосочное строение с элементами вариантности.

Песни среднерусской полосы имеют общее тяготение к гармоничности. Это выражается в опоре на гармоническую вертикаль, хотя голоса бывают и достаточно подвижными, полифонически распетыми. Большая роль в пении отведена варьированию и импровизации голосов. Устой в песнях чаще всего не основной, а квинтовый. Одно из ведущих мест в песнях среднерусского происхождения занимает втора. Особенно ярко это проявляется в песнях более позднего происхождения.

Характерный тип фактуры –функциональное двухголосие. Голоса почти не разделяются на ведущий и подчинённый. Песни аккордово-гармонического склада, характерные для городских песен, часто образуют по вертикали аккордовые созвучия. Терцовая втора, имеющая распространение в песнях

лирического жанра, нередко перерастает в движение трёх голосов, образующих ходы параллельными трезвучиями. Многоголосие гармонического склада опирается на консонирующие созвучия. Помимо унисона и октавного удвоения,

здесь выделяются терции, квинты, трезвучия. Из диссонирующих созвучий чаще всего встречается септаккорд (малый минорный и малый мажорный), а также квартаккорд (сочетание подряд двух, трёх кварт).

Песни небольшого диапазона в своей основе имеют трихордовую попевку. Весьма характерны в народной гармонии плагальные соединения аккордов. В плясовых, частушечных, игровых напевах, солдатских песнях появляются кварто-

квинтовые соотношения, иногда с ладопеременным характером.

Ладовому строению песен присущи широкообъемные и развитые лады мажорного и минорного наклонения, дорийский минор, «переливчатая» терция, образующая одноименную переменность в напеве. В мелодическом движении голосов встречаются широкие ходы на квинту, сексту, что придает напеву особую выразительность.

Инструментальная музыка богато представлена традицией владимирских

рожечников. Исторические данные указывают на то, что традиция владимирских рожечников сформировалась в начале XVIII столетия. Многочисленные оркестры и хоры рожечников из крепостных крестьян существовали для потехи дворян.

Издавна на торговых площадях многих сел и городов Верхнего Поволжья проводились пастушеские базары, на которых пастухи, подобно бурлакам на бурлацких базарах, подряжались на сезонную работу. Во время таких базаров,

которые назывались весенним раструбливанием пастухов, стихийно возникали

многосоставные ансамбли и даже целые оркестры рожечников до 120 человек. Широко бытовали гармонь, балалайка, жалейка, двойная жалейка, пастушеский

барабан.

Диалект

Для средней полосы России характерен «акающий» говор. Наиболее характерно:

-замена «О» на «Ы» (тёмныва, зелёныва, богатыя, звездычка);

-стяжение гласных (свайво –своего, врата –ворота, иду –йду);

-замена «Е» на «А», «Я» (жана, грябут, запляла);

-смещение литературных ударений (ми'лого –мило'ва);

-замена «Ч» на «Ц» (плецам, цаста звёздоцка);

-замена «Ж» на «Ш» (чушая, сыпошок–сапожок).

Народный костюм

Севернее Москвы основой женской одежды был цветной сарафан и кофта, а южнее Москвы –клетчатая цветная понёва и длинная рубаха. Таким образом, народный костюм средней полосы сочетал в себе элементы северного и южного костюма –строгий силуэт северного костюма и яркость цветов южного. XIX век отмечен в истории России интенсивным развитием текстильной промышленности. Это не могло не отразиться на костюме центральных областей.

Женские рубахи –«рукава»–преимущественно белого цвета шились из фабричных хлопчатобумажных тканей–миткаля, коленкора, ситца, сатина. Расшивались рубахи тамбурным швом, где доминировал красный цвет, иногда с

вкраплениями черного, синего цветов и с металлическими блестками. В вышивке преобладал геометрический рисунок: ромб, простые и косые кресты, полосы. Рубахи также украшали плетеным кружевом. В центральных губерниях носили

«епанечки», которые шились из парчи и бархата.

Поневы изготовлялись из шерстяной ткани в клетку, спереди вшивалась «занавеска». Опоясывались широкими шерстяными вышитыми поясами. Поверх надевался передник.

Для средней полосы России был характерен косоклиный и прямой сарафан. Для повседневного использования его шили из недорогих тканей: пестряди, ситца. Свадебные и праздничные сарафаны шили из полупарчи, парчи и штофа. Преобладали зеленый, голубой, темно-синий, темно-вишневый тона. Выбор ткани зависел от достатка в семье и назначения вещи. Спереди и по подолу сарафаны украшались кружевом, лентами, тесьмой, блестками, позументом. С сарафаном обычно носили передник (запон с грудкой), который завязывался на талии и дополнительной тесьмой на шее.

Женский головной убор состоял из широкой полосы ткани, повязывающейся на лоб и скрепляющейся сзади лент (бантом). «Венцы», «коруны», «почелки» украшались жемчугом, самоцветами, золотым шитьем. Очень распространён

в Центральной России яркий, цветастый, чаще всего с растительным орнаментом, шерстяной платок. Платок складывали косынкой и завязывали под подбородком, слегка подвёртывая на висках, а сверху делали уголок–«домик». Такая манера повязывать платок называлась «по-московски». На ногах носили «коты» –полусапожки или полуботинки из толстой кожи с высоким передом. Летом носили лапти из лыка.

Контрольные вопросы

1.Какие племена проживали на территории средней полосы до образования Московского государства?

2.Какова роль Московского государства в формировании локальных певческих традиций России?

3.Какие жанры музыкального фольклора внеобрядовой поэзии характерны для средней полосы и почему?

4.Использование какой тесситуры характерно для женской исполнительской традиции данного региона?

5.Чем объясняется распространенная в этом регионе инструментальная традиция?

6.Каковы особенности бытования народного костюма в данном регионе?

 

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!