Особенности среднерусской народной



СРЕДНЕРУССКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Ареал: Московская, Владимирская, Рязанская, Ярославская, Ивановская, Пензенская, Костромская области. Частично Тверская, Тамбовская, Тульская и Нижегородская области.

В период создания государства Киевской Руси северо-восток его территории

–земли по верховьям Волги и Оке –были заселены славянами –вятичами. Эта территория была известна под общим именем «Залесская Русь». Называлась так она потому, что дремучими, непроходимыми лесами была отделена от остальной Руси и ее центра –Киева. Заселение этого северо-восточного края шло только с запада –из земель Новгородских, а путь из Киева в «Залесскую Русь» шел начала на север, до верховьев Оки, откуда уже поворачивал на восток. В былинах есть указание, что, когда Илья Муромец проехал из Мурома через дремучие леса прямо в Киев, ему не поверили, пока он не показал пойманного им в этих лесах знаменитого Соловья-разбойника.

Однако, несмотря на свою удаленность и трудность сообщения, «Залесская Русь» уже во времена Владимира Святаго имела города: Суздаль, Ростов, Муром, и начала называться Суздальской Русью. Сыновья Владимира Святого, Борис и Глеб получили уделы в Суздальской Руси: Борис –Ростов; Глеб –Муром (Проезд из Киева в этот отдаленный и редко населенный край Киевского Государства был настолько трудным, что Владимир Мономах, вообще много путешествовавший по Руси, в своем «Поучении, Детям» особо отмечает, что он проехал «скроз вятичи», т.е. прямым путем из Киева в Суздальскую Русь. Но уже его сын Юрий Долгорукий, получивший в удел Суздальскую Русь, водил через леса целые полки во время своих столкновений с Волынью. Отсюда можно сделать вывод, что только в XII веке был установлен путь из Руси Киевской в Русь Суздальскую). Вскоре, в конце XII–начале ХIII вв. по этому пути устремляется мощный поток переселенцев из района, захиревшего и разоряемого постоянными набегами кочевников, Киева. Переселенцы основывали новые города и села, давали названия рекам. Так на северо-востоке возникают города: Звенигород, Вышгород, Галич, Переяслав-Залесский, Переяслав-Рязанский, (нынешняя Рязань) –одноименные с городами юго-запада. Селам дают переселенцы названия: Киево, Киевцы, Киевское; рекам –Трубеж, Лыбедь, Почайна, Ирпень, т.е. названия рек Приднепровья.

Уходя на север и северо-восток, население Киевского, Переяславского и соседних с ними княжеств, уносило былины –богатый народный эпос, воспевающий эпоху Владимира Святого (Владимира-Красное Солнышко, как его называл народ). С удивительной свежестью сохранились эти былины в северо-восточной и северной России, даже в далекой Сибири. Но совершенно исчезли они из народной памяти на юго-западе, на Украине, где народная память не сохранила былин о Киевской Руси, а имеет только казацкие «думы» о событиях

XVI–XVII веков (Известный историк В.О. Ключевский в своем труде «Курс русской истории» отмечал, что основная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями с днепровского юго-запада к Оке и верхней Волге, там собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность и вооружила ее силой сплоченного государства. Но не сразу создалось это сплоченное государство, которое волей исторических событий впоследствии стало ядром будущей России и собирательницей земель Киевской Руси. Долгий и трудный путь пришлось пройти до осуществления конечных целей и задач всей Руси).

 

Среднерусская певческая традиция России охватывает междуречье Оки и Волги. Так как до образования Московского государства эта территория продолжительное время являлась зоной интенсивных межэтнических контактов между проживавшими здесь славянскими (вятичи) и угро-финскими племенами (мурома, мещера, меря), в материальной и духовной культуре прослеживается оригинальный сплав северорусской и южнорусской музыкальной стилистики.

Центральная часть России–это уходящие в глубь веков народные песенные и танцевальные традиции, своеобразные народные ремёсла, своеобразная архитектура древней Руси. С образованием Московского государства эта территория стала центром политической, экономической и культурной жизни

России. С ней связано объединение русских земель, становление и расцвет Российского государства.

Москва являлась не только административным и культурным центром Древней Руси, но и её географическим центром. В то же время она была как бы своеобразным водоразделом–границей между Севером и Югом России. От

линии севернее Оки, главной реки средней полосы России, песни, как говорят в народе, поют, а южнее линии Оки–песни играют. Не разыгрывают содержание, а играют, то есть украшают её различными припевами, вроде «ой ли лё» и подголосками.

Среднерусская традиция кристаллизует в себе общенациональные черты, естественно вбирая признаки многих местных школ, творчески перерабатывая и подчиняя их своим внутренним законам. Впитывая разнообразные художественные влияния в процессе объединения русских княжеств, культура

центра, несомненно, оказывала значительное воздействие на развитие музыкального фольклора периферии. Не случайно в народе говорят: «В Москву за песнями». В средней полосе России находились сельскохозяйственные районы, были распространены кустарные промыслы. С развитием промышленного производства в городах и посёлках в среде крестьян получило развитие отходничество.

В Центральной части России дома строились двускатные, на небольшой подклети, с завалинкой. Сзади или сбоку примыкал крытый двор, перед домом–обязательно палисадник. Дома в деревнях расположены двумя рядами, окна смотрят друг на друга. Дорога между домами называлась трактом.

Особенности среднерусской народной

Музыкальной культуры.

В Центральной части России раньше, чем в других её областях стала нарушаться замкнутость домашнего быта. Жители средней полосы России приобрели широкую известность благодаря своему открытому характеру и музыкальности. Ярославцев в народе называют «песенниками», владимирцев –

«гудошниками», суздальцев – «волынщиками».

С возникновением ремёсел и развитием промышленности наравне с мужским трудом стал применяться и женский. Это изменило и семейно-

бытовой уклад. Преобладающими становятся песенные жанры, связанные с движением, которые имеют четкую строфику и моторную ритмику. Хороводы здесь бытовали однородные и смешанные, имевшие круговую основу и линейное построение. Игровые хороводы, как правило, заканчивались поцелуем.

Для среднерусского хоровода, по местной терминологии «каравод», «основка», «круги», «топтач», было типично участие танцоров-вокалистов, которые своими движениями зрительно «подкрепляли» содержание песни. Их движения руками во время исполнения песни назывались «рассуждениями». Хороводные песни очень разнообразны за счёт дробления

ритмической структуры, учащения произнесения текста. Они отличались четкой расчлененностью песенного периода-строфы и моторной ритмикой и делились на две части –медленную и быструю. Соответственно и хоровод состоял из двух частей –медленного движения, чаще всего по кругу, и быстрого, живого припляса во второй части. Такие песни сочетают в себе

степенность северных и плясовую стихию южных хороводов.

Календарно-песенные жанры концентрируются вокруг святочного и троицкого обрядовых комплексов, однако в некоторых районах средней полосы зафиксированы масленичные и ряд других жанров.

На Зимних святках (вечером 31 декабря) были популярны поздравительные припевки- «кричалки» – «Таусеньки» («Авсеньки», «Таёсеньки») корильно-шутливого содержания. «Таусенькать» ходили женщины, девушки и парни:

Таёсень! Как у Саши-кудряша

Таёсень! Сударыня хороша.

Таёсень! Она горничная,

Таёсень! Она по полу не ходит

Таёсень! И по лавке не ступнёт,

Таёсень! Стакан в руки не берёт,

Таёсень! Она горничная.

Приговорка:

Подай, не ломай –

Будет сын Николай.

Подай целай –

Будет сын белай!

Хозяева дома, у которого пелось поздравление, благодарили гостей, одаривая их обрядовым печеньем в форме птичек, коровок, солдат.

На Егорьев день, выгоняя скотину, кричали: «Верба хлест, бей до слёз! Маслено здоровье, бей на здоровье!» При этом били освященной вербой не только скот, но и людей –по рукам, ногам, где придется. В Костромской губернии на Егория были традиционны поздравительные обходы дворов с барабаном. Этот обычай назывался «окликание Ягория».

На Троицкой неделе в среднерусской полосе, как и по всей территории России, были традиционны обряды, связанные с русалкой, березкой. С пением песен в четверг девушки ходили в лес с ребятами, свивали березку верхушками, загадывали желания. В воскресенье ходили смотреть.

В Нижегородской области в первое воскресенье после Троицы –в петровское заговенье –«хоронили» Кострому, по-местному –бабушку Строму. Делали из сена чучело, рядили его в старушечью одежду, укладывали на улице на скамейку и

изображали ее болезнь, а потом смерть.

Также в петровское заговенье и в Ярилин день было широко распространено «Вождение коня» (кобылы). «Коня» вели через все село, «конь» лягал молодых, гонялся за детьми, около некоторых домов падал. Поводильщик говорил, что коня нужно попоить. Тогда хозяин дома выносил «коню» бутылочку (мужики под торпищем распивали ее), «конь» снова вскакивал, и движение продолжалось. Когда останавливались, пели песни, плясали, было очень много шуток.

В целом календарно-обрядовый фольклор в средней полосе России представлен фрагментарно, его заменяет цикл лирических песен. Наряду с этим в местных традициях есть и сезонно приуроченные лирические песни, которые по большей части называются «походными» или «дорожными», звучащие в весенне-летний период по дороге с поля домой.

Не приуроченные лирические песни, «проголосные» по местной терминологии, имеют различную тематику. К концу ХIХ века появляются песни-романсы с характерными для них особенностями –рифмованностью, литературной лексикой,

куплетностью. Песни поздних жанров –кадрильные, частушки –нередко звучат в этих местах спокойно, неторопливо, окрашенные лирическим настроением. В репертуаре владимирских рожечников –наиболее ярких представителей народной музыкальной культуры центра России –также преобладают лирические мелодии.      

В среднерусской традиции сложился стиль народной песенности, ставший впоследствии общенациональным и оказавший большое влияние на профессиональное композиторское искусство.

Свадебный обряд

Свадьбы обычно справлялись зимой. Свадебный обряд состоял из традиционных этапов:

-сватовство;

-рукобитье;

-баня;

-вечеринка;

-утро свадебного дня;

-свадебный поезд;

-венчание;

-послесвадебные обряды.

Большой процент в песенном цикле среднерусского свадебного обряда составляли песни лирического настроения, на долю которых выпадала ведущая драматическая роль в обряде. Исполняли их подруги невесты и женщины из деревень жениха и невесты. В то же время на свадебном пиру в здешних

обычаях были бодрые величальные песни, сопровождаемые приплясывающими движениями, движениями корпуса и рук, выразительной мимикой, что сближало среднерусскую свадьбу с южнорусской.

Невесту «засматривали» на «беседках» родственники жениха или сам жених. Сватать приходили родители жениха и заводили речь издалека: «У вас товар, у нас покупатель».

Во Владимирской области вместе со сватами приходил жених, и пока вели разговоры, он стоял молча сзади. Если родители невесты давали согласие, устраивали «выговор» (деньги, которые должен был дать отец жениха перед свадьбой отцу невесты). За стол молодых сажали вместе. После рукобитья невеста начинала причитать («выть» по местной терминологии). Незадолго до свадьбы в дом невесты приезжали родственники жениха с гостинцами. Всех приехавших сажали за стол и начинали угощать–«честить». Накануне свадьбы топили баню, которую выбирали подальше от дома невесты. Девушки украшали бантиками веник и, торжественно неся его, пели свадебные песни. При одевании в бане невеста выла:

Как оставте-ка, сударыни,

Меня в той бане жаркой,

Чтобы прошла такая славушка,

Что умерла-де красна девушка

Во той, во бане жаркой.

После бани на «вечеринку» приезжали родственники жениха, жених и его отец с матерью. Обычно отец привозил условленный «выговор» за невесту, жених привозил платок, ситцу на сарафан, башмаки. Невеста, в свою очередь, дарила

жениху рубаху, штаны, пояс.

На утро свадебного дня в доме невесты пекли «караваец» с начинкой. Его подавали за обедом после венчания. В доме жениха готовился свадебный поезд, но до отъезда его родственники и поезжане ели. Им подавали два варева и лапшу. Как только они пробовали лапшу, вставал дружка и распоряжался собираться в дорогу.

Во время выкупа и благословения родителей невеста выла. После выкупа жених с невестой выходили во двор. Дружка три раза обходил с хлебом-солью свадебный поезд, затем все усаживались и ехали в церковь. От венца возвращались в дом невесты, угощались «коровайцем», причем невеста и жених

обедали в другом доме. Подача на стол пирога без начинки означала конец трапезы, гости благодарили за угощение и отправлялись вместе с молодыми в дом жениха. На дворе молодых встречали родители жениха и благословляли их. По приглашению хозяев все проходили в дом, и начинался свадебный пир. Сваха выносила сундук с дарами, дружка распоряжался, кого следует сначала дарить.

После венчания невеста не причитала, звучали величальные и плясовые песни. За стол садились молодые и певчие. Певчие «делали службу», как в церкви. После ужина молодых уводили спать в особую избу или сенник, а гости продолжали веселиться. Утром молодой отправлялся звать к себе в гости тестя и тещу, которая угощала его блинами. Затем он забирал сундук с имуществом своей жены, и они вместе ехали домой.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 1292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!