Особенности формирования историко-архитектурного наследия Духовницкого района.



Историко-архитектурное наследие Духовницкого района представлено многочисленными, хотя разрозненными памятниками периода XVII - начала XX в.в. и богатым опытом местных традиций. Идеи «древлего благочестия» «проросли» в градостроительстве и архитектуре старообрядческих скитов и крестьянских общин района. Старообрядческое архитектурное наследие середины XVIII - начала XX века создает единое градостроительное пространство, включающее цепь крестьянских поселений, монастырей и хуторов, мельниц, амбаров, храмов, купеческих и крестьянских усадеб.

В результате изучения архитектурных особенностей старообрядческих крестьянских усадеб используются гибкие многофункциональные и трансформируемые, чаще замкнутые градостроительные структуры. Организация усадеб использует ячейковую структуру закрытых и открытых пространств летнего и зимнего назначения, тесно связанных с особенностями природы, климата, характерными формами местности, традициями хозяйственного использования земли.

При изучении планировки крестьянских усадеб Духовницкого района определено преобладание традиционного замкнутого типа композиции застройки вокруг внутреннего двора с помощью размещения по периметру усадебных строений и высоких оград. Это выявляет тенденцию к отгораживанию от внешнего мира, что объяснялось самозащитой в условиях длительных гонений на старообрядцев. Кроме этого, старообрядческие усадьбы многофункциональны, это тщательно устроенный внутренний «малый мир», в котором можно самодостаточно вести натуральное хозяйство.

Сам районный центр сформировал свои индивидуальные черты на основе сплава духовного наследия русских старообрядцев, русских народных и ассимилированных многонациональных традиций с культурными веяниями периода историзма и модерна.

В Духовницком районе получили распространения дома-пятистенки и дома-клети (одно помещение). Старинные дома по-прежнему очень крепкие, выполненные из крепкой древесины. О грибке, который постоянно съедает в современных домах пол и даже стены, старожилы не слышали. Пил не было, рубили дома топором, древесина при такой обработке не махрилась, не впитывала влагу, а значит, и меньше гнила. Высокие пороги и очень низкие двери, здесь у староверов своя мудрость: и тепло не выходит, и вошедший может поклониться избе и хозяевам дома. В старообрядческом доме можно было увидеть полати, русскую печь, полки с посудой, божницу, сундук. Вдоль стен — врубленные в них лавки. Обязательным атрибутом в доме были полати, которые располагались у потолка, в стену напротив печи вбивались деревянные колья для лопотины (верхней одежды), их называли «тюрюки». Справа в избе — передний угол, а угол напротив печи — куть (это место хозяйки). По центру была грядка (место для белья, опоясок, рукавиц, шалей). Стол стоял у стены против входа.

Старообрядцы относились к своему дому с большим уважением и любовью. Во дворе — крытые амбары, а в них были устроены пятры (жерди, на которые вешали одежду). Была также отдельная амбарушка с погребом для лета, завозня (дощатый сарай с крышей). В каждой усадьбе был колодец, рядом с ним стояла баня, за ней — постройки для скота. В усадьбе ничего лишнего: расположение построек строго продумано. В Духовницком до сих пор сохранились дома, построенные первыми переселенцами, это не памятники истории и архитектуры: в некоторых из них еще живут люди, но именно эти дома — словно напоминание о старой вере раскольников, крепкой, несгибаемой, но уходящей.

Стратегия возрождения культурного наследия Духовницкого района.

Таким образом, в процессе настоящего проектного исследования мы выявили главные проблемы нашего районного краеведения, имеющие важное социально-культурное значение:

1. Недостаточность современных программ и мероприятий, направленных на повышение интереса молодежи к региональному краеведению.

Создание условий для познавательного проведения досуга молодежи, в том числе и в каникулярное время – остается проблемным для Духовницкого района. Не смотря на активную работу спортивных секций, библиотеки и краеведческого музея, на сегодняшний день количество познавательных проектов, реализуемых в нашем районе оставляет желать лучшего, а точнее сказать – их нет.

2. Разрушение архитектурной составляющей культурного наследия района.

По данным опроса, проведенного в р.п. Духовницкое, 75 % опрошенных считают, что важно знать историю малой Родины. Вместе с тем, для молодежи, проживающей в поселке (более 6 тыс. чел) не проводится мероприятий, нацеленных на изучение краеведения и истории региона. Считаем, что необходимо создать программу для школьников и молодежи, которая поможет включиться в этот процесс. В связи с этим предлагаем реализацию следующих мероприятий.

1. В рамках программы мы должны вместе разработать экскурсионный маршрут по Духовницкому району, связав его с видео, с интерактивом. Есть программа izi.TRAVEL, соединяющая мир реальный с миром виртуальным, QR-коды, через которые получаем доступ к определённому контенту, слушаем на маршруте аудиоверсии, смотрим видео про достопримечательности… Каждый день по району осуществляют доставку детей в школы несколько школьных автобусов. Почему бы не сделать нечто подобное звуковой экскурсии на этих маршрутах? Вместе с краеведами можно составить виртуальный путеводитель.

2. Предлагаю создать молодежное движение, пропагандирующее значимость изучения своей малой Родины. Еще лучше, если наше движение будет создано в составе Российского Союза Молодежи. В 2018 году Российский Союз Молодежи впервые в истории организации выиграл долгосрочный Президентский грант на реализацию проекта «Пространство развития» РСМ. Его размер составил 63,5 миллиона рублей. К 2021 году планируется полная реализация данного проекта, который, в свою очередь, был разработан специально для молодежи, проживающей в малых городах и поселениях Российской Федерации. Активные молодые граждане России из населенных пунктов численностью менее 50 тысяч человек смогут реализовать свои проекты, направленные на решение социальных проблем.

3. Необходимо проведение акций и мероприятий, где молодые люди по средствам «друг-другу» рассказали бы о самых интересных местах края.

В ходе таких мероприятий участники смогут узнать об истории своих населенных пунктов, сельских поселений Духовницкого района, людях внесших большой вклад в развитие района и области в целом. 

В результате подобных мероприятий ребята смогут не только изучать историю малой Родины, но и, взаимодействуя друг с другом, участники смогут почувствовать причастность к общему целому, появится интерес и осознание ценности общественных дел в которых принимает участие и значимость собственного вклада в них.

Заинтересовать сегодняшних школьников и молодёжь изучением традиций и истории можно с помощью интерактивных форматов, способных вовлечь их в действие, стать частью программы. Наше проектное предложение о создании волонтерского движения подразумевает, что местные жители (школьники, молодёжь, люди среднего возраста и «серебряные» волонтеры) смогут стать не только активными помощниками в благоустройстве территории, но, затем и, так называемыми, «народными» экскурсоводами для гостей поселка и организованных школьных групп.

4. Создание и развитие школьных СМИ, например, газета или журнал, а также интернет-блог.

Первая задача современного краеведения – превратить его из почти что академической науки – в средство для личностного роста. Сделать его не целью, а средством – ненавязчивым дополнением, материалом для развития личности. На краеведческом материале необходимо выстраивать систему занятий, которые будут не просто выдавать школьникам порции исторических фактов, а с помощью этих фактов раскрывать в нем способность работать с информацией.

Давно известно, что лучший способ впитать знания – это поделиться ими с другим. И именно в этом русле стоит строить свою работу. Причем, очень желательно, чтобы это превратилось в систему. Не услышал-прочитал-выучил-рассказал-забыл. А узнал, переварил, осмыслил, обработал и поделился конкретным информационным продуктом.

Последний момент очень важен. Необходимо, чтобы школьники доводили дело до конкретного результата, до творческого продукта: газеты, видео-ролика, сообщения в соцсетях или блоге, пусть даже просто мема или демотиватора.

В этом плане школьная газета – оптимальный вариант. Научиться ее верстать на самом деле очень просто: даже в стандартных программах, установленных почти на каждом компьютере. Придется немного повозиться, осваивая их. Но так ведь и мотивация совсем иная: то ли просто изучать историю края, то ли получать журналистскую практику и осваивать информационные технологии.

5. С течением времени район меняет свой облик, старые постройки заменяются новыми, постепенно остаются в прошлом старообрядческие архитектурные традиции, каноны. Все крупные постройки того времени разрушены, на их месте созданы современные постройки и комплексы, поэтому восстановление их не представляется возможным.

Но с целью сохранения исторической культуры земли духовницкой необходимо создание старообрядческого этнографического комплекса. Он будет представлять собой старообрядческую усадьбу, состоящий из жилого дома, построенного по типу - двухэтажная связь. Именно так были построены усадьбы династии Протопоповых и Чечериных. На территории усадьбы планируется воссоздать старообрядческую атмосферу. На территории усадьбы - музея предполагается разместить сельскохозяйственные постройки, для того, чтобы показать, как жили и чем занимались старообрядцы в свое время. Кроме того, на территории усадьбы необходимо создать музей становления и развития Духовницкого района. Это должен быть не просто музей, а современный комплекс, оснащенный мультимедиатехнологиями, создающими эффект полного погружения в традиции и быт прошлых лет. Аудио- и видеоряд позволит посетителям оказаться в старообрядческой избе, усадьбе Чечериной - Соплякова, церковно-приходской школе, старообрядческом монастыре, увидеть из окна виртуальную панораму улицы прошлого столетия.

Этнографическая усадьба — это проект, который позволит всем желающим в реальном режиме познакомиться с жизнью, историей, традициями и культурой коренного населения Духовницкого района. Только на нашей усадьбе каждый сможет стать жителем старообрядческой деревни, ощутив на себе всю многогранность культуры и обогатив себя новыми знаниями о жизни и традициях старообрядцев и староверов. В рамках проекта планируется воссоздать элементы скита старообрядцев, который будет состоять из трех площадок.

Первая площадка – это изгородь, главные ворота и колодезный сруб с журавлем. Именно на этой площадке будет проводиться обряд встречи гостей, которому в старину придавалось очень большое значение.

Вторая площадка – это дом с хозяйственными постройками. Где главная особенность жилища сельского старовера давнего прошлого — это единый комплекс, который, даже несмотря на разность хозяйственных построек, объединен был под общей крышей. Именно на этой площадке планируется проводить мастер – классы старинных народных ремёсел: деревянное зодчество, плетение из лыка, берестяное ремесло. Также здесь планируется выставка – продажа изделий народного творчества и продукция из личных крестьянских хозяйств.

 Третья площадка – историческая. На этой площадке будут представлены макеты скита и домов в нем начала XVII века и усадеб в Духовницком XVIII – XIX вв.

Для гостей, приезжающих в наш район, и коренных жителей главное условие – естественность, которая предполагает наглядно узнавать историю, быт и традиции. Следует вывод, что для этого должны быть созданы такие объекты, которые действительно отражают историческую сущность определенной местности. Именно это будет интересно и познавательно для посетителей.

Важно, что это не только изучение и сбор материалов по краеведению, изучение и сохранение традиций, помимо этого, в процессе совместной работы в этом проекте будет сохранена связь поколений – это то, чего так не хватает в современном мире. Также, этнографическая усадьба станет прекрасным местом отдыха для жителей и гостей р.п. Духовницкое, тем самым скрасив досуг его населения.

Заключение

В настоящем проектном исследовании мы кратко представили культурно-духовное и историко-архитектурное достояние Духовницкого района, тем самым показав, что нам есть, чем гордится, есть что возрождать и сохранять, а, значит, есть к чему стремиться.

Сохранение и изучение исторического прошлого - одно из важных составляющих в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

А ведь край и краеведение – это одна из точек опоры современной России. Почему край? Потому что, это то немногое вокруг нас, что бесспорно прекрасно. Далеко не каждый ребенок и подросток сельской местности имеет возможность выезжать за пределы своего региона, путешествовать и изучать мир. Поэтому, краеведение – это первое, что формирует личность любого ребенка.

Также мы выявили проблемы в сфере регионального краеведения нашего района: исчезновение исторических памятников культуры, отсутствие планов и мероприятий на их возрождение и реконструкцию, низкий интерес жителей к своим истокам. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой низкого уровня знаний своего наследия. В процессе работы над настоящим проектом мной был проведён опрос среди школьников и молодёжи р.п. Духовницкое в возрастной категории с 12 до 25 лет на знание исторического прошлого своей малой Родины. В результате чего выявилось, что 70% опрашиваемых не знают свои истоков, либо приводят недостоверные исторические факты.

В нашем поселке есть музей и библиотека, где можно найти краеведческую информацию своего края, но школьники и молодежь не очень стремятся туда, объясняя это тем, что времяпровождение там для них «нудно и скучно». Мы уже привыкли к тому, что в сегодняшних СМИ разработчики интеллектуальных программ ломают головы над тем, чтобы сделать свои проекты интересными и захватывающими, путь к знаниям для нас украшают яркими красками, прожекторами и софитами, стараясь хоть как-то привлечь наше внимание. Ведущие познавательных программ для молодежи сегодня – это креативные молодые люди с нестандартным мышлением, которые преподносят материал будучи «на одно волне» с зрителем-подростком. При такой подаче даже не приверженец изучения истории и краеведения заинтересуется этой темой. Поэтому, слушать монотонные рассказы работника музея или районной библиотеки сейчас никто не хочет. При слове «краеведение» в уме большинства людей, наверное, все-таки возникает образ старого провинциального музея, где выставлены коромысла и черепки, найденные в этой местности.

Способом решения данной проблемы, на наш взгляд, является создание и внедрение современных методик и способов проведения мероприятий и акций по краеведению, применение интерактивных технологий и использование технического оснащения.

Другими словами, лучший способ привлечь внимание молодежи к истории своего края – это необходимость модернизации краеведения. В виде чистой науки краеведение изживает себя. Разумеется, это не должно быть развлечением, но в любом случае его изучение должно быть интересно. Ведь любые события можно поворачивать под максимально привлекательным углом, искать так называемую фишку – особенность, уникальность или хотя бы оригинальность. В современном мире популярным и запоминающимся становится то, что можно охарактеризовать в пяти строчках. Нужно находить самую интересную информацию, выделять в ней наиболее яркое, запоминающееся, чтобы в пять строчек вложить полноценный образ места, события или человека.

Разумеется, модернизация краеведения становится эффективнее посредством внедрения новых технологий (фотограмметрия, 3D- моделирование, 3D-печать, дополненная реальность). Работать над созданием моделей могут даже старшеклассники. Технологии дают возможность взглянуть на краеведение под новым углом, что, безусловно, станет интересным для каждого.

Следующим этапом реализации возрождения культурного наследия является восстановление существующих исторически значимых объектов и строительство «Духовницкой усадьбы» вместо утраченных объектов, которые не представляется возможным восстановить, но о которых помнить очень необходимо.

Конечно же, мы будем считать свои задачи в рамках данной работы выполненными, когда привлечем внимание общественности, государственных и общественных структур с целью реализации предложенных мероприятий, так как настоящие проектные предложения созвучны тезисам послания Президента Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 «Я предлагаю существенно расширить поддержку местных культурных инициатив – проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны…».

 

Список использованной литературы:

1. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов: Саратовский университет, 1984. – 144 с.

2. Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В, География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2007. – 336 с.

3. Дом жилой. Соляная, 30, В. Давыдов, Е. Савельева, И. Сорокин, Саратов, "Город в развитии", 2016.

4. Записки старого помещика, В. Шомпулев, Москва, Новое Литературное Обозрение, 2012.

5. Зелёное зодчество Саратовского Поволжья, О. Сокольская, Саратов, издательство СГУ, 1993.

6. Историко-архитектурное наследие степного края Заволжья, Н. Попова, Саратов, СГТУ, 1999.

7. Куртасов А.П. Здесь наши корни: Очерки по истории Духовницкого района Саратовской области. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1998. – 240 с.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!