История возникновения Духовницкого района.



МОУ «СОШ им. Г. И. Марчука р.п. Духовницкое»

Саратовская область, Духовницкий район, р.п. Духовницкое

Проектно-исследовательская работа

На тему: «Возрождение культурного наследия земли Духовницкой»

Выполнил: ученик 10 «а» класса

Ежов Андрей

Научный руководитель: Каталина Надежда Александровна

Г.

Содержание:

1. Введение ………………………………………………………………………….3

Основная часть

2.1. История возникновения Духовницкого района……………………………………………………………………………5

2.2. Объекты культурного и духовного наследия………………………6

2.3. Особенности формирования историко-архитектурного наследия Духовницкого района………………………………………………………….8

2.4. Стратегия возрождения культурного наследия Духовницкого района…………………………………………………………………………...10

3. Заключение………………………………………………………………………...14

4. Список использованной литературы………………………………………..…16

Введение

Духовницкая земля имеет уходящую корнями вглубь веков славную родословную, неразрывно связанную с историей Отечества. Мы, молодое поколение Духовницкого района, путем краеведческих исследований по крупицам восстанавливаем прошлое, стремимся возродить культурное и духовное наследие нашей малой Родины. Из-за пренебрежения собственной историей многое утеряно безвозвратно, но мы должны это восстановить и передать своим потомкам.

В связи с этим, выбор темы актуален. Территория нашего района обладает огромным культурно-историческим потенциалом, и мы считаем, что его можно и нужно реализовывать, потому что это - большой толчок для развития самой территории. Прежде всего, туризма – направления, которое сейчас очень развивается. Известно, какой эффект может дать туризм для развития села. Кроме экономической составляющей, это даст возможность по другому взглянуть на свою родину, по новому влюбиться в неё, узнать больше об истории, о традициях и возродить их.

Целью настоящего проектной работы является сохранение и возрождение культурного исторического наследия Духовницкого района, популяризация сохранения духовно-культурного наследия и привлечение к ней внимания широкого круга людей. Восстановление объектов культурного наследия влечет за собой процесс экономических и социальных изменений, направленных и на развитие территории, и на развитие человеческой личности ее жителей, создает условия для полноценного духовно-нравственного и психологического ее развития, что особенно важно для представителей молодого поколения. Кроме того, наличие на территории района интересных и значимых культурных объектов может привлечь кого-то извне на сельскую территорию, начиная от туристов и заканчивая инвесторами, что также послужит мощным толчком для развития района, а значит и Саратовской области.

Настоящая работа имеет следующие задачи:

1.    Изучить историю возникновения и развития Духовницкого района;

2.    Выявить особенности культурного и историко-архитектурного наследия Духовницкого района.

3. Определить наиболее значимые объекты культурного и духовного наследия района;

4.    Привлечь молодежь, государственные и общественные организации к решению социально-культурных проблем района;

5.    Разработать предложения для решения проблемы сохранения и возрождения культурного наследия.

Настоящий проект является социально значимым, так как в Духовницком районе практически не осталось исторических памятников, а те, что сохранились, находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. Но сегодня есть шансы спасти эти объекты и сделать их точками притяжения для процветания и развития села. На сегодня в р.п. Духовницкое проживает около 6000 чел., а в районе – более 11000 человек, включая все социальные группы: пенсионеров, молодежь, многодетные семьи, людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня актуальны вопросы обеспечения комфортной среды проживания сельских жителей, включая удовлетворение их духовных и культурных потребностей.

Президентом РФ постоянно поднимаются вопросы приостановления процесса миграции людей из села в город, поиска ресурсов для формирования нового уклада сельской жизни в целях удовлетворения социо-культурных и духовных потребностей местных жителей, создания возможностей для их трудоустройства или самозанятости.

Сегодня обновление облика села должно начинаться с восстановления разрушенного культурного наследия села, что позволит увлечь людей не только сугубо материальными, а устойчивыми духовными целями, без которых подъем на селе совершенно немыслим.

И как показывает уже имеющаяся практика, восстановление исторически значимых культурных и духовных объектов вдохновляет местных жителей на реализацию своего потенциала, через создание туристических маршрутов, возрождение местных традиций, участие в работах по восстановлению этих объектов, организации культурных мероприятий.

В рамках настоящего проекта планируется повышать заинтересованность к историческому культурному наследию у детей и подростков, привлекать добровольцев для проведения работ на памятниках, не требующих профессиональной реставрационной квалификации.

Реализация проекта "Возрождение культурного наследия земли Духовницкой" будет иметь значимый социально-культурный эффект для района, побуждая и вдохновляя местных жителей на дальнейшие позитивные преобразования своих поселений, повышать привлекательность сел для туристов и предпринимателей.

 

 

Основная часть.

История возникновения Духовницкого района.

Известно, что один из двух первых Духовницких поселений был основан на левом берегу Большого Иргиза, о названии которого существует много легенд. Когда-то здесь были густые, непроходимые леса, излюбленное место охоты на разных зверей для различных племен кочевников. Великий русский ученый Н.М. Карамзин в своем труде «История Государства Российского» писал: «Доселе ходили торговые караваны из черноморских городов». Отсюда следует, что места нашего нынешнего проживания были известны уже много веков тому назад народами, говорившими на семи языках. Ученые свидетельствуют, что еще в VII – V веках до нашей эры в поисках пастбищ, мест для удачной охоты здесь проходили племена скифов. Они занимались земледелием и скотоводством. Скифы отличались своим гордым, своенравным характером, были прирожденными воинами.

Однако, их ждала жестокая учесть – разгром Филиппом Македонским, отцом великого полководца Александра Македонского. А сарматы окончательно расправились с этим народом.

Первые поселения в нашем крае появились по берегу Большого Иргиза в эпоху бронзы. Об этом есть косвенные свидетельства в древних рукописях. Духовницкая земля видела исстари немало: и нашествия аваров, хазаров, печенегов, половцев, савроматов. Именно последние оставили после себя семь курганов I – II веков нашей эры недалеко от села Брыковка, обнаруженные девять лет назад саратовскими археологами.

Поскольку довольно длительное время в заволжских землях властвовали племена кочевников, русские долго не решались постоянно селиться здесь. Совершая набеги, кочевые племена разрушали поселения, брали людей в плен и продавали в рабство, а скот присваивали. По этой причине земля на волжских берегах и реках, впадающих в нее, обрела недобрую славу, которая позже послужила надежным прикрытием для беглых крестьян и посадских людей (жителей городов). Скрываясь от феодального гнета, они бежали именно сюда. Первое упоминание о постоянных поселенцах, живших первоначально в землянках, имеются уже в летописях XVII века.

В 1653-1656 годах патриархом Никоном проведены коренные церковные реформы, приведшие к расколу русского вероисповедания. Те, кто на захотели принять новую веру, стали называться староверами или, как еще их называли, раскольниками. Петр Первый жестоко преследовал инакомыслящих, поэтому староверы бежали в те места, которые были недоступны для царских воевод.

Именно на месте нынешнего посёлка Духовницкое они основали скит с духовной школой, уже довольно крупный на момент начала освоения этих земель при императрице Екатерине II, которая своим манифестом от декабря 1762 года разрешила на законных основаниях раскольникам селиться «на землях русских».

Согласно последней царской переписи населения накануне Октябрьской революции, в Духовницком районе не было ни одного села, где бы ни проживали старообрядцы. Считая, что они являются хранителями своего духовного наследия, веры, знаний, которые так оберегали от преследований и гонений, поселенцы-староверы назвали свой первый скит (поселение) – Духовинским (позже название преобразовалось в «Духовницкое»). Тем более, что в поселке довольно длительное время существовали староверческие училища, готовившие священников для всех скитов Поволжья, молельные дома и тайные убежища, где можно было спрятаться от властей, не жаловавших раскольников. С годами все больше укреплялись селения вокруг Духовницкого, напоминающие собой скиты, которыми они, по сути, и являлись. Разумеется, они не были безымянными, а некоторые духовницкие села сохранили первоначальные скитские названия.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!