Буддизм как мировая религия, основы вероучения.



Слово «буддизм» говорит нам о том, что основателем этого учения был Будда. Вместе с тем слово «будда» является производным от санскритского корня «будх» (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего, затемнённого сознания к пробуждению, к просветлённому сознанию ». Так обычно трактуют учёные название этой самой древней мировой религии. О её основателе – Будде мы ещё будем с вами говорить специально, пока же остановимся на основных положениях самой религии.
На первом уроке этой темы мы уже с вами говорили о недовольстве многих индийцев строгим разделением общества на варны и сведением религии к строгому следованию ритуалам, вере в то, что достигнуть высшего состояния – нирваны – могут только представители высших варн. Одним из мыслителей, возглавивших новое религиозное движение стал Махавира Джина. Но большую известность завоевало другое оппозиционное брахманизму движение, основанное принцем Гаутамой, – буддизм, распространившееся со временем по всему миру и ставшее мировой религией.
Буддизм возник в середине I тыс. до н.э. на п-ове Индостан. Учёные считают, что его основателем был реально существовавший человек – Сиддхартха Гаутама. Он смог понятно и убедительно выразить представления и переживания индийского общества: «жизнь есть страдание», от страдания можно освободиться, существует путь освобождения.

Буддисты многое заимствовали из брахманизма: они пользовались священным языком брахманов – санскритом и многими их идеями. Например, буддисты принимали принцип перерождения (сансара), идею воздаяния за добрые и злые дела (карма), мысль о том, что существует некий праведный путь, который позволит достичь нирваны и разорвать круг перерождений. Новым же в учении Будды стало то, что в вере в новую религию, в желании встать на путь освобождения все люди равны, а социальные (общественные) различия объяснялись как вторичные, зависящие от нравственной близости человека к пути, указанному Буддой.
Постепенно буддизм приобретал всё больше и больше сторонников. В III в. до н.э. правитель самого крупного государства на территории Индии, царь Ашока, объявил себя главой буддистской общины (сангхи). Так буддизм стал ведущей религией в его царстве. Затем проповедники распространили вероучение буддизма по соседним государствам и это стало началом постепенного превращения буддизма в мировую религию.

Основные идеи и направления буддизма :

 

Учение буддизма изложено в виде специальных сборников. Центральное место занимает канон, записанный на языке пали (поэтому ещё называемый палийским) – «Типитака» (что означает «Три корзины»):
• «Виная питака» («Корзина дисциплины»)
• «Сутра питака» («Корзина бесед»)
• «Абхидхамма питака» («Корзина», в которой содержаться основы учения, упомянутые во второй «корзине»)
Основу вероучения составляют «четыре великие истины»:
1. Жизнь есть страдание.
2. Причина всех страданий – желания.
3. Страдания можно прекратить, отказавшись от всех желаний.
4. Для этого нужно вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и правильного знания» (не убивать и не причинять никому вреда, не красть, не лгать, не прелюбодействовать и не употреблять дурманящих разум напитков, заниматься внутренним созерцанием (медитировать)).

Буддизм относится к политеистическим религиям, в которых нет единого бога-творца. Буддисты верят, что существует множество миров и пространств, в которых жизнь развивается от зарождения до гибели и нового возрождения.
К началу нашей эры в буддизме сформировались два направления:
«узкий» путь спасения (хинаяна) – спастись (т.е. достичь нирваны) могут только монахи;
«широкий» путь спасения (махаяна) – спастись могут все верующие. В III – I вв. до н.э. буддизм распространялся к югу и юго-востоку от Индии в форме хинаяны. С начала нашей эры начинается продвижение буддизма на север и северо-восток в форме махаяны.
В самой Индии в начале второго тысячелетия н.э. буддизм практически исчез, уцелевшие монахи осели в Непале и Тибете.

Региональные формы буддизма: чань-буддизм и ламаизм.

В буддизме на рубеже нашей эры постепенно сложилось два главных направления: южный буддизм, получивший позднее название хинаяна, и северный буддизм, именуемый махаяна. В самой Индии IV – V веке нашей эры начинается процесс активного вытеснения буддизма индуизмом.

Китайский буддизм получил названиечань-буддизм. Слово «чань» (японский вариант «дзен» произошло от индийского «дхъя-на » — сосредоточение, медитация). По преданию чань-буддизм принес в Китай буддийский проповедник Бодхидхарма в VI в. н. э Главная цель религиозной жизни — освобождения как процесса внутреннего слияния человека с миром, вплоть до отка­за от своего собственного «Я», а формой осуществления такого слия­ния выступает недеяние, в котором, по мнению этих двух религиозно-философских учений, реализуется истинная природа человека.

Таким образом, с точки зрения чань-буддизма, достичь про­светления — значит воссоединиться с изначальной и всеобъемлю­щей природой Будды, а для этого вовсе не требуется изнурительная сидячая медитация, или бесконечное повторение священных текс­тов. Последователь чань-буддизма исходит из установки: Если Буд­да уже есть внутри нас и тогда нужны не специальные усилия, или в нас нет Будды, и тогда все усилия бесполезны. Поэтому главной фор­мой обретения Будды является недеяние.

Еще одна важная особенность чань-буддизма состоит в том, что его последователи не рассматривают в качестве конечной цели религиозной жизни достижение нирваны в том смысле, как это име­ет в виду Сиддхартха Гаутама и его последователи — сторонники хинаяны. Главной целью чань-буддиста является достижение про­светления в форме озарения. В хинаяне это лишь подготовительная стадия в нирване, одна из ступеней на пути к абсолютному покою. Для чань-буддиста это конечная стадия религиозной жизни, тот идеал, к которому он стремится. Просветление — это путь внутрен­него самоизменения человека, в процессе которого происходит пере­стройка не только интеллектуальной цели, но всей глубины его пси­хического и духовного «Я». Просветление несет человеку внутрен­нее освобождение от власти обстоятельств и пробуждает полноту творческой интуиции. Сознание просветленного человека как бы сливается со всем миром, начинает работать в его ритме. Сознатель­ный контроль уступает место бессознательной регуляции поведения человека и нужный результат достигается как бы без усилий, в ходе осуществления человеком своей внутренней сущности.

 Третья крупная разновидность буддизма получила название ламаизма (от тибетского лама – высший, небесный – так называли тибетских монахов). Лама – это учитель – наставник, монах, прошедший первые ступени монашеского обучения и посвящения. Для простых верующих их почитание очень важно, так как их роль во многом даже важнее, чем самого Будды.

Ламаизм возник на основе соединения учения махаяны с элементами других разновидностей буддизма, в частности тантризма и местных тибетских религиозных культов. Можно сказать, что именно в этой своей наиболее поздней, развитой и весьма специфической модификации буддизм как мировая религия достиг наиболее завершенного облика. Наибольший вклад в разработку вероучения ламаизма внес основатель буддийской секты Цзонкаба . Главное его сочинение «Великий путь по ступеням мудрости» стало настоящей библией ламаизма.

Во главе ламской иерархии, правда, уже после смерти Цзонкабы, были поставлены два верховных правителя – Далай-лама (буквально океан – учитель, т.е. учитель, чьи знания бесконечны, как океан и Панчен-лама (учитель – великое знание). Панчен-лама – это наставник и учитель Далай-ламы, но светской власти он не имеет. Оба считаются живыми воплощениями божеств. В истории Тибета четырнадцать человек носило титул Далай – ламы. С точки зрения верующих, все они – это один человек, воплощавшийся последовательно в каждом из 14 Далай-лам.

Центром религиозной жизни ламаизма является монастыри, в которых осуществляют культовую, ритуальную, просветительную и политическую деятельность иерархически организованные ламы. К высшему ламству, помимо приближенных Далай-ламы и Панчен-ламы, относятся также настоятели крупных монастырей. Далее в иерархии идут так называемые «полные» ламы, ниже их – посвященные в первую степень ламства гэцупы, еще ниже - послушники и затем – ламы, занимающиеся магией и врачеванием.

Основу вероучения ламаизма составляют пять основных положений: 1) учение о священных книгах, 2) о сверхъестественных существах; 3) о хубилганах; 4) о душе; 5) о загробной жизни. Для ламаизма характерно наличие множества божественных существ, среди которых тысячи Будд, но практически через культовое почитание, ламаисты поклоняются всего лишь десяткам бурханов. Если выделить основных бурханов по степени почитания, то можно говорить о Гаутаме – это четвертый и последний будда из числа тех, кто когда-либо приходил к людям. Второй срок загробной жизни в ламаизме предназначен только для особо заслуженных праведников. Он обозначается термином «нирвана» («угасание»). Нирвана – это тоже рай. Таким образом, для простого верующего нирвана как конечная цель отодвигается на задний план, а главным становится возрождение человека, а что еще важнее – рождение в стране ламаизма. Только в этом случае у него появляется возможность с помощью и под руководством ламы найти путь к спасению и успешно пройти этот путь. Главное на этом «пути мудрости» - пользуясь специальными методами – средствами, преодолеть незнание.

Большое развитие в ламаизме получила и обрядовая сторона, одной из ведущих сторон которой стала молитва, которая тесно переплетается с магией ритуальных действий. Широкое распространение получили так называемые молитвенные барабаны – цилиндрические емкости, вращающиеся вокруг неподвижной вертикальной оси. Верующие запускают цилиндр, один оборот которого равноценен прочтению всех заключенных в нем молитв.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!