Индуизм: основы вероучения, основные направления.



Главным мотивом вероучения, как и в брахманизме, в индуизме остается концепция переселения, перевоплощения человеческой души. Она осложняется соображениями о том, что индивидуальная человеческая душа Атман (это человеческое "Я") все время хочет соединиться с духовным Абсолютом - Брахмой (мировой душой). Это верховное божество, Брахма, Абсолют, является одновременно и бессмертным духом и находится в душе человека, последняя - это частичка Абсолюта. То есть бог живет и вне человека, и в самом человеке. Смысл жизни человека - в постижении этого Абсолюта, в слиянии индивидуальной души с ним. В Бхагаватхи указывается на три пути этого соединения: путь добрых дел, путь любви (бхакти) и путь знания. На этих путях каждый человек должен строго соблюдать правила жизни своей касты. Она имеет во всем полагаться на Бога, выполняя эти правила, и Бог приведет ее к себе. В индуизме дальнейшее развитие получило учение о перевоплощении (переселение) душ, которое зародилось еще в брахманизме. Это перевоплощение души в тело новорожденного происходит после смерти. Конечной целью перевоплощения является его полное прекращение - мокша, слияние души человека Атмана с Абсолютом.

Принадлежность человека к той или иной касте объяснялось поведением человека, в теле которой, в предыдущем перевоплощении, она находилась, насколько она следовала закона (дхармы) той касты, к которой принадлежала. После смерти человека действует карма и определяется перевоплощения или в лучше - в тело человека высшей касты, или в хуже - в тело человека низшей касты или в тело животного или даже в какую-то вещь. Поскольку обвинения любого в нарушении дхармы в прошлой жизни доказать, они все-таки воспринимаются как бывшие, и верующему не остается ничего другого, как тщательно соблюдать нормы поведения, которые устанавливаются для него его кастовым положением, чтобы надеяться на лучшее воплощение его души в будущем.

Появление новых профессий, образования новых каст путем включения в них целых племен, изменение условий жизни из общественного на городскую, миграции и ряд других причин привели к возникновению большого количества новых каст. В современной Индии их насчитывается более 2000. Незыблемыми остались привилегии двух высших каст - брахманов и кштариив, в других появились специфические права и обязанности. Острота кастовой проблемы осложняет жизнь индийского общества. Особенно это касается каст так называемых неприкасаемых низких слоев общества. Ранее индуизм заботился только о содержании их под властью традиций и обычаев, религиозно обеспечивал сохранение их низкого состояния. Это, между прочим, создавало условия для успешного обращения их в другие религии. Теперь прогрессивные круги индийского общества пытаются изменить религиозно-правовой статус низших каст. Отсюда - новые религиозно-догматические установки в этой области, хотя положение в этом деле в целом существенно не изменилось. Учением перевоплощения души индуизм и теперь пытается решить кастовую проблему. Индуизм восстанавливался возобновлением авторитета древних богов.

В отличие от ведизма, в котором не было четкой иерархии божеств, в индуизме на первый план выдвигается бог-творец. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы.

 

Анимистические представления в системе индуизма были чрезвычайно разнообразны и достаточно развиты. В этом плане индуизм выглядит как религия универсального одухотворение природы и общества. Он унаследовал всех богов ведической религии и брахманизма, но сделал, так сказать, реконструкцию этого сложного политеистического пантеона и еще больше осложнил его, вводя принцип аватары - перевоплощение одних богов в других. В пантеоне индуизма, согласно традиции, насчитывается около трех миллионов божеств. Другие индуисты сводят их количество только до трех тысяч. А третьи считают богами только уже названных выше Брахму, Шиву и Виииипу.

Брахма считался создателем и управителем мира, но он, создав мир, исчерпал свои функции. Индуистский миф рассказывает, что Вечный Дух создал воды, бросил в них семя, которое превратилось в большое золотое яйцо и сам родился из этого яйца в виде создателя мира, Брахмы, а вместе с ним появились зародыши и всего мира, всех живых существ. Таким образом, Брахма только реализовал творческие возможности Изначального Духа, став его продолжением. Непосредственными же руководителями и составителями мира в индуизме считают Вишну и Шиву. Такое верования привело к появлению двух основных направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!