Отношения между разными поколениями в семье



Каково место свекрови в молодой новообразованной семье? Как не помешать молодым?

– В молодой новообразованной семье у свекрови места нет. Напоминаю вам: муж и жена – едина плоть, а вовсе никакие не родственники, пусть даже и самые близкие. Это один человек. А мама является самым близким родственником. То есть родство с матерью – это родство первой степени, а родство мужа с женой или жены с мужем – родство нулевой степени. Следовательно, кого нужно любить больше: маму или мужа? Мужа! А слушаться кого больше: маму или мужа? Мужа. Или жену, если это муж. Мама для тебя кто, если ты вышла замуж? Очень близкий родственник. Но не более того.

Но мамы не хотят сдавать свои позиции: это моя деточка, моя кровиночка. Ваша кровиночка вам не принадлежит с тех пор, как он женился, а она вышла замуж. Теперь он или она принадлежит тому, с кем живет в законном браке. И вы должны это понять и сделать шаг в сторону.

Это нормально, когда человек ждет того времени, когда он уже не будет отвечать за своих детей. И ненормально, когда он до старости опекает их, и квохчет над ними, и лезет в их жизнь, потому что «Ну я же знаю лучше: я же твоя мама». Это залезание в чужую жизнь – очень печальное явление. Любить надо, но нужно скрепить сердце и отдалиться на некое расстояние.

Почему, собственно, плачут, когда выдают замуж дочерей или женят сыновей? Потому что это расставание. Это реальное расставание. Если угодно, это некая смерть. Переход из девичества в женское состояние – нравственное, социальное. Это умирание одного человека и рождение заново другого человека. Поэтому это всегда отдается в сердце близких как разлука – реальная разлука.

Нужно уметь расставаться со своими повзрослевшими детьми и передавать их на руки тем, кто сплетается вместе с ними. Это, собственно, корневое Православие, о котором мало кто знает. А если и знают теоретически, то практически знать не хотят. Мамы – чаще всего, папы всё же реже – как бы запускают руки в чужую жизнь на правах того, что она мама, совсем не давая себе труда понять, что с момента замужества она уже потеряла ближайшее место к своему ребенку. Ближайшее место занял супруг. Отсюда ревность, зависть, ненависть свекрови к невестке. Это чисто женская ревность: моего мальчика какая-то баба забрала и командует над ним. Это чисто человеческое, отчасти эротическое задавленное, отчасти психбольное. Ужасная сторона жизни.

Помогать как-то, может быть, и надо, но вообще пусть они сами варят свои первые никудышные борщи… Сами! И жить нужно отдельно. Пусть недалеко, но отдельно. Пусть на съемной квартире, но отдельно. Если молодая семья живет в квартире родителей жены, бедная супруга оказывается между двух огней – между мамой и мужем, разводит воюющие стороны. Если живут у его родителей, бедняга муж пытается и жену пожалеть, и маму. Все эти сю-сю не надо. Женился – бери жену под мышку, в другую руку чемодан с нехитрым скарбом и дуй на съемную квартиру, чтобы твоего духу не было в родительском доме. Всё, начинай самостоятельно жить. Ну, можно съездить в свадебное путешествие после венчания, а потом сразу на съемную квартиру.

Ситуация, с которой наверняка многие тоже сталкивались: молодое поколение с глазами горящими крестилось, как будто бы немного возрастает в вере, искренне желает делиться этой радостью веры с ближними – а ближние – родители – в храм пока не ходят, но и Церковь не отвергают… Как при этом не впасть в «православный деспотизм», не оттолкнуть от Церкви ближних своим настойчивым стремлением их воцерковить?

– Да, такое случается: воцерковляется кто-нибудь из членов семьи и начинает спасать всех других: это не ешь, это не смотри, это не одевай, это не делай… Конечно, такого нужно избегать. И нужно понимать, что, если старенький человек принимает веру, не нужно его пичкать богословской литературой, нужно его любить и уважать, быть к нему внимательным. Не всем всё.

Выбор жизненного пути

Скажите, пожалуйста, как сделать правильно жизненный выбор относительно любого действия? И как понять, оборачиваясь назад, что этот выбор ты сделал правильно?

– Понять, что ты ошибся, очень легко: у тебя вся жизнь с ног на голову встала, всё в разные стороны разъехалось, и ты страдаешь. Что тут теоретизировать. А если всё слава Богу, то, значит, ты не ошибся. Как раз оборачиваясь назад, человек и понимает, что его жизнь представляет из себя чудную и гармоничную картину Промысла Божиего ежесекундного. Мы, как бешеные, пытаемся скакать из стороны в сторону, а Господь ставит нас на место и ведет по жизни. Поэтому, оглядываясь назад, мы видим две вещи: у нас куча ошибок, и Господь нас никогда не оставлял. Эти две вещи видит любой человек.

Конечно, такие важнейшие вещи, как выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор места жительства, рождение детей, серьезные болезни, из которых потом, даст Бог, выкарабкивается человек, – это всё требует внимательного подхода. Тут надо ставить вопрос, как готовиться к серьезным решениям и как не ошибаться при выборе. А оглядываясь назад… У меня очень много ошибок, но ты, Господи, хранил меня каждую секунду.

Есть ли у Бога замысел о каждом из нас, или человеку необходимо делать самому выбор жизненного пути? И если есть особый Божий замысел о каждом из нас, то как его узнать?

– Конечно, замысел есть.

А как выбрать жизненный путь в плане профессионального самоопределения? Есть такие светские методики, разработанные еще в советское время, с помощью которых определяются твои профессиональные интересы. Если человека, например, тянет к природе, то, очевидно, ему нужно быть садовником или егерем. Если его тянет к железякам, то, очевидно, ему нужно идти на станцию техобслуживания или на завод инженером. Если его тянет к людям, то, наверное, ему надо быть педагогом или экскурсоводом. А если его тянет к людям и к природе, то есть и профессии, сочетающие такие интересы. А может быть, его тянет, например, к книжкам, тогда ему надо быть библиотекарем или ученым. Человеку нужно проверить себя методом тыка, к чему тянется его душа, к какому жизненному пути больше он склоняется.

Конечно, вы должны проверить себя, должны узнать себя. Очень плохо, когда человек до старости найти себя не может, когда он живет словно бы чужой жизнью. Поэтому нужно в молодые годы попробовать себя в разных амплуа. Зачем, например, нужно детям ходить в спортивные секции и разные кружки: художественные, музыкальные? Не для того, чтобы быть музыкантом или спортсменом, но для того, чтобы испробовать себя: что тебе нравится больше, где твои таланты раскроются?

Так что ищите себя, юность дается именно для этого.

Можно ли женщине получать богословское образование?

– Можно. Почему нет? Есть очень умные женщины. Хотя, конечно, богословие – это совершенно не женское занятие. Оно требует мужского ума.

Но если у вас талант есть к этому и вас тянет – пожалуйста, занимайтесь.

Во сколько лет женщине можно думать о монастырской жизни? И стоит ли о ней думать, если ей 30–35, вышла замуж, но детей нет?

– О монастырской жизни невозможно рекомендовать думать или не думать. Выбирая монашество, нужно иметь такое непреодолимое желание к этому, чтобы все препятствия казались смехотворными. Если такой жажды облечься в черное, спогребстись Христу и умереть для мира у вас нет, оставьте мысли о монастыре! Это вам категорически запрещено.

Когда люди идут в монастырь от беды, с рассуждением, что жизнь не сложилась, замуж не взяли, деток нету, ничего хорошего из их монашества не получается. Монашество – это огонь. В этом огне вы будете томиться, пока не обуглитесь и не сгорите.

Самое красивое на земле – это монашество. Самое умное, самое сильное. Но человек, который не готов к монашеству, не имеет права подходить к этой святыне.

Теперь о возрасте… Что такое 35 лет? Вы думаете, что жизнь закончилась в эти годы? Напрасно! Жизнь начнется еще не раз и не два – и в 40 лет, и в 45, а может быть, и в 50. Может быть, Бог приберег вам сладкое счастье на более зрелые годы. Кто знает!

Духовное окормление

Если девушка или юноша не собирается выбирать монашеский путь, а надеется и молится вступить в брак, стоит ли искать духовного руководства у монашествующих? Или лучше и полезней у белого священства?

– Конечно, лучше бы у белого духовенства, да еще и возрастом постарше. Потому что исповедоваться и брать советы лучше у дедушки. Добрый дедушка с седой бородой, с умными глазами, с лучиками морщинок возле глаз, проживший в три, четыре, пять раз больше, чем ты, слышавший и видевший на этой земле всё, что можно слышать и видеть, ничему уже не удивляющийся, жалеющий тебя и любящий, умеющий молиться, – это лучший человек, которому можно исповедаться. Причем сам семейный, то есть он дедушка не только по возрасту, но и по жизни. Но таких почти что нет. Белые священники – это дезертиры в большинстве своем. Они дезертируют от духовного окормления своей паствы, и людям приходится идти в монастыри и у монашествующих окормляться. Особенно те, которые ревностно хотят жить. Они тянутся к монахам, но это бывает опасно.

Мирянин, окормляющийся у монаха, – это некая двусмысленность. По крайней мере, возможность двусмысленности. На каждом шагу. Если монах молодой, например, то ему вообще не надо знать всё то, что вы ему рассказываете. Вы ему просто мешаете жить. Духовничество – это сострадание, сопереживание: нужно вобрать в себя этого человека, почувствовать его боль, его нужду. Монаху категорически противопоказано вникать в нужду незамужней женщины и вбирать в себя, носиться с ее богатым духовным миром. Категорически противопоказано! А если их, этих женщин, 28 или 145 и все они ему свой богатый духовный мир выворачивают наизнанку, то они просто убивают монаха, они превращают его из монаха в черную головешку. Если монах святой, вопросы сняты: там, где святость, всё снимается. Но святость достигается долго; может быть, разве что к возрасту дедушки быстрее.

А мы все – молодежь. Когда Иаков пришел в Египет, фараон спросил его: «Сколько лет тебе, отец?» «Дни мои, владыка, скудны и малы: всего-навсего 130 лет путешествует по земле раб твой», – был ответ. А что наши 35 лет, 45 лет, 55 лет? Это котячий возраст. Отнимите от него 15–20 лет детства и юности, которые мы вели несознательно, когда мы просто росли телесно, не набираясь духовного опыта. Те года, когда мы жили осознанно, думая, и будет наш возраст. И это очень маленький возраст.

Конечно, к монахам люди будут ходить, потому что, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, «свет мирянам инок, свет инокам – ангел». Но тут много чего намешано. Во-первых, монахи очень красивые. К ним интуитивно влечешься, потому что они хороши: у них глаза умные, они какую-то тайну в себе носят, а к таинственности, чистоте и уму естественно влечется человек. Иное дело наш брат, белый священник: нос дулей, живот арбузом… К такому не особо повлечешься. Да и он, собственно, не страдает, если к нему не влечешься. Сколько мы жалуемся друг другу: «Всё никак нет времени ни на кого»…

К монахам влечется душа человеческая, потому что монах – это удивительный человек, это уже немножко больше, чем человек. Но дух от плоти не далек, и человек никогда до конца не понимает, чего он хочет. Он не понимает степени вреда, который он может нанести другому человеку своими откровенными разговорами. Он думает только о себе, не думает о другом. А ведь монахи ушли от мира, а мир догоняет их и заставляет заниматься собою. И мне их жалко. Для монахов все эти исповеди – это очень опасно.

А вы ведь еще и воруете время, обращаясь с вопросами, с которыми не надо обращаться к другому, которые сам человек понял бы, если бы подумал над ними. А то ведь с откровенной чепухой лезут!

По идее, белый священник – это священник, который разбирается с мирскими проблемами. И монашествующие сами часто говорят: «Не спрашивайте меня об этом, я в этом ничего не понимаю. Ищите себе женатого священника: они должны знать это». Это правильно. А если монах не чувствует этой дистанции, он может вас покалечить, потому что он будет давать вам свои советы, будет транслировать вам свою жизнь – совсем иную, чем ваша, с иным опытом.

Конечно, есть исключения. Есть прекрасные пастыри среди белого духовенства, есть прекрасные пастыри среди монашествующих. Но мне кажется, общим правилом должно быть следующее: «Мирской – к мирскому. Не трожь монашествующего – пожалей его».

Был такой случай в Оптиной пустыни, когда там был старец Лев. Возле него всегда стояло очень много людей. И он подолгу со всеми разговаривал. Обычно это были женщины старше среднего возраста – самый богомольный «контингент». Деревенские бабы, лет под 50. Старец Лев был крупный такой, здоровый – и очень веселый, мог пошутить. С ним люди легко себя чувствовали. А в монастыре на покаянии (до революции был церковный суд для священников, гражданский их не судил; согрешивших священников в монастыри отправляли на какое-то время на покаяние) находился некий ученый протоиерей. И вот он говорит старцу Льву: «И охота тебе, батюшка, полдня с этими бабами на улице стоять…» А он: «И то верно! Но ты же их у себя не принимаешь. А ведь это тебе, белому священнику, с людьми нужно стоять. А ты не хочешь. Вот они ко мне и идут».

Ведь как бывает? Приходят к белому священнику: «Батюшка, можно с вами поговорить?» – «Мне некогда!»; «Расскажите мне…» – «Обойдешься!»; «Можно…» – «Потом придешь!» А потом он уже не придет. Он пойдет туда, где с них поговорят. И чаще всего это монастыри. Вот такая церковная проблема.

В каком случае можно менять духовного отца?

– А зачем его менять? Люди могут прервать свои отношения, но для этого должна произойти какая-то катастрофа на маленьком человеческом уровне. Если у вас в жизни из-за вашего духовника произошел духовный сбой, то есть он вас не туда повел и советы его были губительны… Или вы не смогли выполнить то, что он от вас требует… Вы могли рассориться, расхолодить свои отношения, перестать понимать друг друга, например потому что вы повзрослели и переросли те требования, которые духовник к вам предъявляет. Во всех этих случаях духовные отношения расстраиваются.

Но я должен еще вот что сказать: настоящих духовнических отношений: духовник – послушник, человек – священник – правильных, хорошо настроенных, звучащих, как хороший инструмент, до крайности мало. Священнику не нужно брать на себя эти тяжелые парчовые одежды духовничества. Ему нужно быть советчиком, помощником, выслушивателем по принципу «не навреди», но не изображать из себя ничего гипердуховного. Молиться надо искренне, выслушивать и помогать по мере сил, но не изображать из себя египетского старца V века.

Молодежь в Церкви

Батюшка, почему в наше время мало молодежи идет в храм?

– Во-первых, наша сегодняшняя встреча – ответ на ваш вопрос. Мы пришли в храм, он нас приютил, мы у Бога за пазухой, и львиная доля людей, здесь находящихся, – это люди молодого возраста. Так что говорить, что молодежь не идет в храм, неправильно.

И приходы бывают разные: одни приходы полны молодежью, другие пусты молодежью. Здесь нужно уже разбираться, отчего так. Каков поп, таков и приход. Я только сегодня прилетел из Краснодара, и там в одном из храмов такая работа ведется! Молодцы духовенство этого храма! У них при храме есть своя общеобразовательная школа, светская, с элементами христианского воспитания, прошедшая аккредитацию. Так что дети учатся при храме. У них есть детский дом для брошенных детей, у них битком набит храм людьми обоих полов и всех возрастов, есть сестричества и братства. Глядя на такие приходы, а они у нас есть, нельзя сказать, что у нас нет молодежи.

Но когда, например, в пятницу вечером зайдешь в любое кафе или в ресторан, то понимаешь, что в пятницу вечером молодежи в ресторане больше, чем в храме, это правда. А вот как сделать так, чтобы они нашли для себя в храме правильное времяпрепровождение, так сказать – духовный досуг – и чтобы они пришли лечиться и учиться?.. Здесь нужна ваша помощь. Сколько сегодня пришло на нашу встречу? Допустим, 400 человек. Круг общения каждого примерно два-три-четыре человека, а у многих и больше. Умножьте 400 на 4 – будет 1600. 1600 человек могут быть привлечены в Церковь или вовлечены в церковную жизнь при ваших усилиях, то есть вы тоже должны нести какую-то крупицу апостольского труда.

Если возложить церковные проблемы только на плечи священников, Церковь ничего не сможет сделать. Активная помощь мирян нужна во всём, в том числе и в проповеди. Мы же общаемся друг с другом, делимся новостями, делимся тем, что мы любим, делимся книжками, обсуждаем какие-то житейские проблемы. Рассказывая ненавязчиво или помогая что-то о Христе узнать, вы можете тоже заниматься апостольским служением. Молодежь кого будет слушать? Конечно, молодой человек будет молодого человека слушать больше и внимательнее. Поэтому я ожидаю от вас, вообще от всех мирян более активного отношения к христианской вере, чтобы вы приводили кого-то в храм, чтобы облегчали людям приход в Церковь.

Протоиерей Андрей Ткачев

5 января 2016 г.

Рейтинг: 9.5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ПредыдущийСледующий

Смотри также

Революция в умеПрот. Андрей Ткачев

Семья — лечебница страстейМитр. Лимасольский Афанасий

Где твой муж?Архим. Андрей (Конанос)

Комментарии

Иоанна25 января 2016, 13:00

Иван, спасибо, что ответили, не обиделись. У каждого церковного возраста свои плюсы и минусы. И мы сами в 50 другие, чем были в 25, что ж здесь удивительного? И вот ещё вспомнилось, как тогда ещё отцу Тихону на одной встрече задали хороший вопрос: "Не разучились ли мы довольствоваться малым?" И в нашей собственной жизни, и в церковной. В идеале надо стараться, как преподобный Паисий, всё избыточное, всё, без чего можно обойтись, изгонять из своей жизни. Чтобы за кучей хлама (и материального, и душевного) не потерять ГЛАВНОГО. Будем работать...

Иван24 января 2016, 00:00

Иоанна23 января 2016, 17:00 "...нельзя так подходить: постройте, заплатите, а теперь ступайте себе...". Иоанна, да никто так и не делает и не сделает. Ни у кого духу не хватит. Хотя может и надо бы именно так... Как говорит (вздыхая) наш наместник "они столько денег вложили в наш монастырь, что уже считают его своей собственностью". И ведь считают. И мы считаем. На праздники выгораживают специальное вип-место у солеи, "для благодетелей". И стоят толстые дяди и тети перед иконостасом, а за ними "простой люд", отгороженный ленточкой от "господ". Хорошо ли это? Наверное нет. А получиться ли по другому? Деньги "на трапезные" и на "теплые туалеты" нужны? Нужны. А тут предлагают. Соблазн очень велик, как отказаться? Хоть и понятно, что "за всё нужно платить". Вспоминаю конец 80-х, самое начало 90-х, денег тогда ни у кого нее было, поэтому вся помощь была "своим руками". А восстанавливать нужно было очень много, все храмы-монастыри лежали в руинах. И ведь восстанавливали. Я сам вместо отпуска месил цемент в Оптиной, а по выходным на своих старых жигулях с прицепом возил кирпичи в два восстанавливающихся московских прихода. Деньги на кирпичи собирали сами прихожане по копейке. Сами эти кирпичи потом и укладывал, учились на ходу, ибо по большей части были безрукой интеллигенцией)). Была атмосфера одной семьи. Как в общине апостолов, наверное, прости меня Господи. Сейчас не так. Сейчас на спонсорские деньги строят узбеки. Предложил недавно одному знакомому московскому настоятелю организовать прихожан на работу, он посмотрел на меня как на сумасшедшего. Что то ушло из нашей жизни...

Иоанна23 января 2016, 17:00

Иван, простите великодушно! Я к таким дамам не отношусь, уж по уровню доходов точно. Просто хотела сказать: все мы видим "что-то" и спешим сделать выводы. Но ведь мы видим не всё. А то, что не видим, может быть, важнее. И ещё была мысль, что без благотворителей много сейчас не построишь, сами понимаете. А они ведь тоже люди, и нельзя так подходить: постройте, заплатите, а теперь ступайте себе, а мы, все такие духовные, будем здесь молиться. Простите ещё раз. Да хранит вас Господь, Иоанн!

Иван23 января 2016, 00:00

Иоанна, вы где высокомерие то увидели? Я просто констатировал факт - дамы в норковых шубах и на дорогих машинах. И всё. И где здесь высокомерие? О их богатом духовном мире я вообще ни слова не сказал, это вы домыслили зачем то. Впрочем, вы только подтвердили мои наблюдения. Таких вот дам только тронь. О них надо только с пиететом, что бы все помнили КТО тут платит "за трапезную", "за воскресную школу" и "за теплый туалет". Повторюсь, я не осуждаю. Не могу осуждать. Я сам уже давно такой же. Если помогаю, то в глубине души всегда жду восхвалений. Приятно когда прихожане друг другу пальцем на тебя показывают - "благодетель". Об этом я и говорил. Жаль что не поняли. Впрочем, похоже теперь люди искренне не понимают что ТАК НЕЛЬЗЯ! Говоришь им что так нельзя, а на тебя смотрят как на идиота...

Иоанна22 января 2016, 13:00

Иван, ну вот откуда это высокомерие - "холёные дамы в дорогих норковых шубах"? Откуда вы знаете о духовной жизни такой вот "дамы"? Откуда знаете, что она приезжает только "пообщаться"? В России у многих есть норковые шубы, и у тех, кто в метро ездит, не заметили? В 80-е и у меня была куртка на все времена года, а сейчас, действительно, есть норковая шуба, и что теперь? Не буду говорить о том, что и реставрация храма, и трапезная, и воскресная школа, и тёплый туалет руками и за деньги таких вот презираемых вами дам и их мужей сделаны. Храм Божий ДЛЯ ВСЕХ, и для таких вот дам тоже. Господь ВСЕХ зовёт, всем желает спасения, а вы уже заранее всё распределили: "эти - одесную, эти - ошуию..." То, что между каждым человеком и Господом происходит - это ТАЙНА, и будем эту тайну уважать, - вот такое моё предложение ко всем.

Иван22 января 2016, 00:00

Суеверия в 80-е было не больше чем сейчас. Сейчас его даже побольше будет. Чего стоят одни эти ставшие уже массовыми народные ныряния в крещенскую прорубь, "чтобы грехи смыть". В целом согласен с К.Р., в 80-е и в 90-е горения и подвижнического духа было больше. Было большее искренности и бессребренничества. Люди искали подвига. А сейчас зачастую приходская жизнь большее похожа на клуб. Причем как тут правильно заметили, на дамский клуб. Холеные дамы в норковых шубах на дорогих машинах подъезжают к определенному часу, светски общаются и уезжают. Говорю о том что вижу в Москве. Надеюсь что где-то в глуши ещё осталось что-то настоящее. Я никого не осуждаю. Я сам такой стал. Просто что-то ушло з нашей жизни. Простите...

Е.Д.21 января 2016, 18:00

К.Р. (21.01.16 00:00). Спасибо, что напомнили светлые имена. Я писала о массах, которые при действующих церквях почему-то терпели, не шли в церковь. Да и Вы ведь писали о приходах, а не о подвижниках. В 80-х в настроениях новоначальных было много суеверия. И в статье, от темы которой мы отошли, об этом есть: венчаться летят не только на адреналине, но и с суеверием. И в 80-х было: "Ну, теперь всё будет по-другому! Теперь уж я ..." А благодать едва-едва сверкнёт, а потом и год, и два, и пять лет ничего. И вот тут-то ... Ну, в общем, это достаточно описано.

К.Р.21 января 2016, 00:00

Е.Д.19 января 2016, 19:00 "Я тоже хорошо помню 80-е годы и ранее. И пламенеющих прихожан. Чем горели, если горели? Протестом к "совку"?" Уважаемая Е.Д., наверное Вы помните не всё. Среди тех кто пришел к Богу в 80-е годы были и три инока Оптиной пустыни: иеромонах Василий (Росляков), инок Ферапонт (Пушкарёв) и инок Трофим (Татарников). Они приняли мученическую смерть за Христа в 1993 г.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!