Сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека



 

Для того чтобы составить четкую картину о религии и культуры, раскрыть все "за" и "против", необходимо остановиться на проблеме сущности религии и культуры, их структур, компонентов структуры религии и культуры.

В научных кругах появляется все больше академической рефлексии о том, что, несмотря на процесс секуляризации, религия во многих обществах относится к базовым структурным элементам.

По мнению Ю. Дюркгейма религия есть важный и необходимый элемент духовной жизни общества [4, 114]. Она представляет собой веру в сверхъестественное. А по мнению американского социолога Крэйга Кэлхуна - "Религия угрожает, вдохновляет, утешает, провоцирует, обнадеживает в обыденности и требует привести свою жизнь в соответствие с нормами. Это путь к достижению мира и причина объявления войны".

"Религия - удивительный феномен, который играет противоречивую роль в жизни людей. Она может разрушить и оживить, усыпить и пробудить, поработить и освободить, научить послушанию или призвать к революции", - отмечает его иранский коллега Али Шариати. Примечательно, что социологи из двух стран, находящихся в состоянии антагонистического ценностного противостояния, сходятся в оценке роли религии в жизни человека и в публичной сфере.

Противоречивые взгляды по поводу религии позволяют раскрыть данный вопрос более обширно. По мнению Ю. Дюркгейма религия есть важный и необходимый элемент духовной жизни общества [4, 116]. Она представляет собой веру в сверхъестественное. Эта вера на разных стадиях общественного развития принимала различные формы и выражалась в почитании камней, растений, животных, огня, человека. Но П. Бергер опровергает высказывание Ю. Дюркгейма, он убежден в том, что религия формирует у человека особый взгляд на окружающую действительность.

Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь в своих учениях гласит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно, а в материалистических учениях религия рассматривается продуктом развития человеческого сознания.

Люди неверующие утверждают, что сверхъестественного просто не существует и живут в реалии, а верующие люди убеждены, что сверхъестественное не просто существует, но и может влиять на его жизнь и судьбу. Поэтому они эмоционально переживают свое отношение к сверхъестественному, верят, что с помощью особых действий могут оказать влияние на него. В структуре религии выделяют три основных компонента, которые заключаются:

в религиозном сознании;

в религиозном культе;

в религиозной организации.

А.В. Смирнов в самом общем виде культуру определяет так: культура - это все то, что не природа. Это все, что сделано руками человека. Культура - это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддержать себя в своем искусственном, то есть человеческом состоянии [9, 132].

С.В. Кириенко также определяет культуру - как мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и желаний [10, 172].

Современные аспекты культуры в современном обществе

 

Может ли современная культура быть религиозной? Приведем пример и попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях религии и культуры в сегодняшнем дне.

религия культура общество человек

Одной из фундаментальных характеристик человека, выделяющей его из всего биологического мира, является познание им действительности. Этот процесс, как и все процессы объективного мира, подчиняется определенным законам, таким как единство многообразного; единство и борьба противоположностей; качественные и количественные изменения; отрицание отрицания; причинность явлений; сохранение материи и энергии; динамическое равновесие и прочее [3, 179].

Религиозные идеи, в отличие от научных, в большинстве своем просты, легки, доступны для понимания любого человека [3, 179]. Церковь уже основательно заботится о своем имидже, своих перспективах на будущее. К этому направлены, например, интенсивные попытки преодолеть многовековой раскол между католической и православной ветвями в христианстве, связанный главным образом с борьбой руководящих структур этих ветвей за церковную власть, за сферы влияния в мире. Этому призвано послужить и то моральное покаяние, которое принес людям Папа Римский Иоанн Павел II. Он принародно извинился за те многочисленные преступления, которые совершила перед человечеством христианская церковь, в особенности католическая, за все время своего существования.

В 90-е гг. распалась наша великая страна - Советский Союз. Рухнули социалистическое общество и коммунистическая идеология. Начался беспорядочный переход к дикому капитализму. Стали закрываться многочисленные производства, школы и училища, научно-исследовательские институты, учреждения культуры и искусства. Многие лишились работы, уверенности в завтрашнем дне, обнищали. Людей охватили чувства отчаяния и безысходности. Участились конфликты на бытовой и межэтнической почве, случилось несколько крупных терактов. В этих тяжелых кризисных условиях понадобились новые идеи и концепции, а, может быть, и не совсем забытые старые. Сильно востребованной оказалась религия.

В отличие от Советского времени, религию широко стала использовать государственная власть, частично компенсируя этим отсутствие четкой государственной программы развития современной России. В этом смысле весьма показательно, что на официальных приемах в Кремле рядом с Президентом страны сидит наш Патриарх, а высшие руководители страны нередко посещают храмы и стоят со свечкой в руках. В религию огромным потоком ринулись массы народа, чтобы найти в ней хотя бы какое-то успокоение для себя и надежду на лучшую жизнь. В разы возросло число прихожан в храмах. Даже бывшие воинствующие атеисты сделались глубоко верующими людьми.

Церковь воспользовалась благоприятной ситуацией и стала всемерно укреплять свои позиции в обществе. Благодаря значительным преференциям со стороны государства, солидным пожертвованиям со стороны отдельных богатых граждан в большом количестве восстановлены старые и построены новые храмы. Появились новые духовные академии и семинарии, возникли многочисленные воскресные и церковно-приходские школы. Церковь получила широкий доступ к государственным СМИ, к Интернету и успешно ими пользуется. Она свободно выступает с различными общественными инициативами, например, против абортов, против войны, за права человека и пр. Но ей показалось этого недостаточно. Она хочет идти гораздо дальше, проникать повсюду, куда только можно: в государственные учреждения, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в армию и на флот, в места заключения, в вузы, колледжи, школы, даже в детские сады.


Заключение

 

В заключении сделаем выводы о том, что в органическом единстве своих функций религия и культура играет важную роль в жизни современной цивилизации.

Церковь как религиозная культура в особенности православная, стремится фактически стать государством в государстве, как это было в давние века. К сожалению, наше государство всячески этому потворствует. Такие действия активно поддерживают определенная часть российской интеллигенции, различные группы населения. И результаты налицо. В ВАК активно обсуждается вопрос о присуждении ученых степеней кандидата и доктора богословских, теологических наук и уравнивании их в правах со светскими учеными степенями. В ряде ведущих вузов страны, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаются курсы теологии. Так или иначе, религию изучают во многих общеобразовательных школах всех субъектов РФ. А с 2010 г. по распоряжению Правительства РФ (октябрь 2009 г.) в общеобразовательных школах 19 регионов России в качестве обязательного апробируется комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", включающий ряд наиболее распространенных у нас в стране религий.

По государственным каналам радио и телевидения транслируются различные религиозные проповеди, крестные ходы, ритуалы освящения бесчисленных объектов. Нас регулярно потчуют всевозможными выдумками о многочисленных ангелах и Сатане, о всезнающем и всемогущем Боге; рисуют красочные картины про загробный мир с его Раем и Адом, про путешествие человеческих душ в этом загробном мире и пр. Служители культа активно участвуют во многих передачах на актуальные темы. В газетах и журналах широко печатаются их статьи, интервью, публичные выступления. Страна в целом все более погружается в пучину клерикализма.


Список используемой литературы

 

1. Белла Р. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - 2011. - № 8 С. - 112-116.

2. Голиков А.С. Вся надежда на культуру // Культура и религия. - 2013. - № 6 С.94-96.

.   Гончаров В.П. Проблема взаимоотношения науки и религии // Философия и общество, 2009, №2 С.179-180.

.   Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество, 2012, №6 С.155-156.

.   Мамфорда Л. Культура - человеческие действия, преображавшие душу человека // Культура и религия, 2012, №7 С.91 - 92.

.   Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество.М., Политиздат, 2011, №4 С.91-93.

.   Семин Н.П. Культура и труд // Культура и религия, 2012, №1 С.44 - 47.

.   Смирнов А.В. Культура - искусственный мир // Культура и религия, 2011, №2 С.132 - 134.

.   Кириенко С.В. Культура и восприятие мира // Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 2011, №5 С. - 172-173.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!