Религия и культура: происхождение понятия и смысла



Содержание

 

Введение

1. Культура и религия, ее сущность и формы существования

2. Религия и культура: происхождение понятия и смысла

3. Сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека

4. Современные аспекты культуры в современном обществе

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Актуальность выбранной темы заключается в том, в последнее время в общественных дискуссиях активно поднимается вопрос о месте и роли религии и культуры в нашем обществе на современном этапе его развития, о соотношении религии и науки.

Диапазон мнений здесь довольно широк. Но обозначились и крайние позиции.

Одни утверждают, что религия и культура - это источник всякого добра, важнейший ориентир и идеал.

Поэтому они должны быть широко представлены в любом сегменте общественной жизни.

Изучению вопросов религии и культуры посвящено (большое количество) множество работ следующих авторов: Белла Р., Дюркгейм Э., Сорокин П.А., Столяренко В.Е., Самыгин С.И., Томарев С.В., Хромова Е.В. и многие другие.

Цель работы выяснить, каким образом проявляется религия в контексте культуры.

Для выявления цели работы, необходимо решить следующие задачи:

.   Изучить сущность культуры и формы ее существования;

2. Проанализировать происхождение понятия и смысла религии и культуры;

.   Раскрыть сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека;

.   Представить современные аспекты культуры в современном обществе.


Культура и религия, ее сущность и формы существования

 

Для того чтобы выявить проблему данной темы, выставим ряд вопросов которые необходимо раскрыть при ее изучении.

.   Что из себя представляет культура?

2. Какие функции выполняет религия?

.   Каково содержание культуры?

.   Какие формы существования имеет культура?

Культура представляет собой сосредоточие духовной жизни общества. В самом общем виде ее можно определить как искусственный мир, созданный руками человека. В этом мире формируются и развиваются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая самыми утонченными; в нем осуществляется производство идей и их потребление; в нем реально существуют духовные отношения, отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным ценностям и, в конечном счете, ко всей действительности.

Религия выполняет различные функции, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур. Функциональный подход оказался чрезвычайно плодотворным для изучения и объяснения религии как социального феномена. Но вместе с тем функциональный подход должен быть четко разработан и предполагает ряд ограничений. Пожалуй, самое важное - понимание того, что в разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции, т.е. универсальный функционализм как попытка просто перечислить функции религии, которые она выполняет в любом обществе, или предположительно должна выполнять, неприемлем [1,112].

Культура неоднородна. В ее содержании принято выделять материальную культуру и духовную культуру.

В культуру входят, прежде всего, энергетические и сырьевые ресурсы. Технологии, орудия труда индивиды практической деятельности человека, производственные отношения, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта и т.п. Духовная культура включает в себя обычаи, нормы и образцы поведения человека, символы, идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

Очевидно, что мир духовной культуры безграничен, он имеет множество элементов, форм и способов их взаимосвязи. В зависимости от особенностей производства и потребления духовных ценностей выделяют три формы существования культуры: массовую, элитарную и народную [2, 94]. Само понятие "массовая культура" указывает на то, что в современном обществе культура (в отличие от предшествующих исторических эпох) становится достоянием масс. Ее появление в XX столетии связано с целым комплексом разнообразных явлений, среди которых необходимо отметить разрушение локальных общностей и размывание территориальных, социальных границ, урбанизацию, научно-техническую революцию, повышение уровня образованности масс, увеличение времени досуга и затрат на него в бюджете средней семьи.

Массовизация культуры непосредственно связана с развитием средств массовой коммуникации - радио, теле-, кино - и видеопродукции и т.п. Фактически ее использование через систему массовой коммуникации превращает массовую культуру в отрасль экономики. Массовая культура охватывает подавляющее большинство членов общества, через единый механизм моды она ориентирует и подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до выбора идеологической ориентации.

В области художественного творчества массовая культура выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная, приобщающая человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез.


Религия и культура: происхождение понятия и смысла

 

Рассмотрим изученную нами при написании данной работы литературу.

Анализ этой литературы позволил выявить несколько точек зрения на рассматриваемую нами проблему.

Прежде всего это касается самого происхождение понятия и смысла слова "культура".

Например, Н.П. Семин говорит, что "культура" происходит от латинского слова "культивировать" - обрабатывать почву. Так как, по мнению автора первым проявлениями культурной деятельности человека была обработка земли [8, 44].

А.С. Голикова приводит совершенно другие аргументы, а именно по её мнению понятие "культура" произошло от слова "культ", так как основой культурной деятельности человечества по мнению автора являются именно религиозные и ритуальные действия, с помощью которых человек призывал высшие силы, "общался" с ними [2, 64]. То есть можно сделать вывод о том, что базой для развития культуры послужила имена религия.

Этой же точки зрения придерживается и Л. Мамфорда - анализ его работа показал, что автор полагает, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд [6, 91]. То есть важнее, чем обработка земли, было создание тотемных столбов, молитвенных дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, то есть совершение чисто человеческих действий, преображавших душу человека. Да и сама обработка земли была священным обрядом, частью культа - то есть именно "культ" дал рождение "культуре".

Теперь рассмотрим вопрос о религии. Здесь также существуют различные точки зрения и подходы.

Один из наиболее известных подходов - функциональный, который рассматривает религию с точки зрения выполняемых ею функций. Именно этот подход дает возможность увидеть взаимосвязь религии и культуры. Функционального подхода придерживаются Р. Белла [1, 112] и А.В. Смирнов [8, 133]. Оба этих автора также говорят и о тесной взаимосвязи культуры и религии, их взаимном влиянии друг на друга. Хотя конечно, религия выполняет и многие другие функции, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур.

С точки зрения Р. Белла религия - призыв к осмысленной жизни (или точнее - один из призывов) [7, 14]. По мнению автора, главная проблема заключается в осуществлении этого призыва, в том, чтобы найти такие средства, которые, делая осмысленной жизнь одних индивидов или групп, не создавали бы больших трудностей для развития других.

А.В. Смирнов больше говорит о взаимосвязи культуры и религии. Он считает, что религия во многом дала толчок развитию культуры. Многие предметы искусства, являющиеся сейчас культурным наследием мирового масштаба, были созданы именно на религиозной основе. Более того, зачастую именно представители религии являлись покровителями деятелей искусства.

Таким образом, подводя итоги изложенных точек зрения авторов, чьи работы послужили основой для настоящей работы, можно сделать вывод, что большинство из них отмечают тесную взаимосвязь религии и культуры. Более того, они считают, что именно религия послужила отправной точкой развития культуры. И мы поддерживаем данную точку зрения, поскольку история мировой культуры и различные предметы искусства позволяют нам понять, что действительно очень многие произведения искусства были созданы благодаря религии - особенно это заметно на примере раннего периода развития человечества и средних веков.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!