ЗАДАНИЕ № 2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.



1) Предложение 3 объясняет содержание предложения 2.

2) В предложениях 14-17 содержится прямая речь.

3) Предложения 37-38 включают описание состояния человека.

4) В предложениях 39-40 представлено рассуждение.

5) В предложениях 44-46 представлено описание.

ЗАДАНИЕ № 3. В отрывке текста (предложения 29-39) найдите синоним к слову сочувствие. Выпишите это слово.

 

ЗАДАНИЕ № 4. Среди предложений 32-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

ЗАДАНИЕ № 5.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1-4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В ответе должна стоять буква и цифра. Например, А6 или 6А!!!!

Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор достоверно передаёт его состояние, используя синтаксическое средство выразительности — (А) _____ (в предложениях 37, 38) и троп- (Б) _____ («как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37)).  (В) _____ («жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп — (Г) _____ («бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 37), использованные автором, обнаруживают отношение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий поступок».

Список терминов:

1) анафора

2) сравнение

3) диалектизмы

4) фразеологизмы

5) парцелляция

6) эмоционально-оценочные слова

7) ряды однородных членов

8) литота

9) эпитет

ВАРИАНТ № 2

Прочитайте текст и выполните задания по тексту.

ТЕКСТ.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2) У меня для неё было другое слово — мамочка. (З) Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4) Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5) У меня отросли усы, появился бас. (6) Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(7) Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8) Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9) Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10) Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы... (11) Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12) Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.

(13)— Мамочка! (14) Мамочка...

(15) Но она уже не слышала.

(16) На фронте мы всегда были голодны. (17) Нам всегда было холодно. (18) Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19) И ещё — когда получали из дома письма.

(20) Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21) В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22) Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.

(23) У меня не сохранились мамины письма. (24) Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25) Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(26) На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27) Это видение возникало ночью на посту. (28) У меня в кармане лежало письмо. (29) От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0) Это родное тепло было сильнее ветра.

(31) Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32) Был мамин голос. (33) Я слышал его даже в грохоте орудий. (34) Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(35) Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6) Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37) Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38) Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39) Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40) В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(41) Старые часы идут и бьют полночь. (42) Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

(43) Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

(44) Пахнет хлебом. (45) Тихо. (46) Ёлка погасла. (47) Печка горячая.

(48) Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49) И она писала, умирая. (50) Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(51) А я поверил легенде. (52) Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53) Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54) Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55) Мать писала эти письма, пока билось сердце...

(56) Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57) Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58) К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь...

(59) Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60) Но я вижу. (61) Теперь я всё вижу и слышу.

(62) Прости меня, родная!

 

(По Ю. Яковлеву *)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!