Освоение ладовых интонаций релятивной системы



Важна последовательность освоения ступеней лада, которая также вытекает из своеобразия национальных интонаций и национального колорита народной песни. Например, в Латвии педагоги установили такую последовательность:

1 год обучения - V, III, VI, II, I.

2 год обучения - II, IV, VII.

3 год обучения - VII, VI и верхняя I.

Педагоги Одесского педагогического института предлагают следующий порядок прохождения ладовых ступеней, которая основана на интонациях русской народной песни:

V, верхняя I, VI, VII, верхняя II, III.

 Преподаватели Минского педагогического института, используют другую последовательность в освоении мажорного лада исходя из национальных особенностей белорусской песни, для которой характерны обороты: VII, II, I и V, III, II, I.

Исходя из особенностей русской народной песни и, опираясь богатый опыт педагогов - соотечественников, которые работают по системе относительной сольмизации, выведена следующая последовательность освоения ступеней, которая стала общепринятой.

1 год обучения - V, III, VI.

2 год обучения - нижняя I, IV, II, VII, верхняя I.

3 год обучения- все ступени.

Используется следующая система изучения ступеней лада: в начале подготовки к пению по нотам, по ручным знакам осваиваются интонации V-III ступеней, так называемые ступени ЗО, ВИ и их различные фигурации: ЗО-ВИ, ЗО-ВИ-ЗО, ЗО-ЗО-ВИ. Эта интонация, встречающаяся в детском фольклоре многих народов, очень легко осваивается. Она уже знакома детям по многим песням, такие, как «Жил сверчок в лесу густом» или «Жучок - паучок». На занятиях хора дети учатся различать длину звука: какие-то из них короче, а какие-то – длиннее, прохлопывают простейший ритмический рисунок. Далее, участники хоровой группы разучивают ряд попевок, содержащих ритмические варианты знакомой интонации. В этих попевках дети узнают самостоятельно ступени ЗО и ВИ, поют мелодии с названиями ступеней и обязательно с показом ручных знаков.

Обучающиеся знакомятся с ручными знаками подражательным путем: педагог поет мелодический мотив с названиями ладовых ступеней, показывая при этом ручные знаки, а учащиеся повторяют его действия.
 На занятиях хора, когда дети поют по руке преподавателя, перед ними стоит задача «расшифровки» лишь звуковысотного движения мелодии; ритм и оттенки исполнения воспроизводятся рефлекторно-подражательным способом. 

Веселые упражнения на занятиях позволяют очень быстро наладить двухстороннюю связь между преподавателем и детьми, позволяя руководителю хоровых групп видеть одновременно скорость, точность и уверенность реакции сразу всех участников хорового коллектива. Ручные знаки являются очень удобным инструментом для различного рода детских мелодических импровизаций. Как вариант, можно исполнять с использованием ручных знаков мелодии, ранее разученные по слуху в детских садах или дома. Обычно это мелодии знакомых народных песен, которые были разучены ранее. В музыкальной культуре многие народные песни – марийские, чувашские и чеченские, татарские и башкирские также нередко "укладываются" в пентатоннный звукоряд. Пентатоника слышна и во многих русских народных песнях. Короткая, но интересная беседа о песенке оживляет её разучивание.

Дети с большим интересом пропевают и показывают ручными знаками свои имена. Это вносит непринужденность в учебный процесс.
Пение ступеней лада на занятиях хора помогает «не привязываться» к какой -либо тональности. Таким образом, начиная с первого занятия, учащиеся мыслят именно ступенями, а не нотами. Это нетрудно. Совсем скоро дети научаются петь по ручным знакам безошибочно новые для них ритмические варианты. Следует обратить внимание на то, что интервал восходящей терции ВИ-ЗО – хотя и присутствует в повторяемых попевках, но он не осознается детьми и остается как будто «немым». Поэтому фразы, оканчивающиеся на ЗО, и тем более начинающиеся с ВИ - представляют для учеников определенную трудность.

В системе относительной сольмизации с применением ручных знаков педагоги – музыковеды советуют не торопиться и лишь тогда переходить к новым интонационным вариантам, когда предыдущие ступени освоены всей хоровой группой. Так как хоровые группы в музыкальных школах посещают от10 до 12 детей, то предоставляется возможным проконтролировать и проанализировать усвоение учебного материала каждым ребенком
   Со ступенью РА дети знакомятся в попевках, где она играет роль вспомогательного звука к ЗО. Затем следуют мелодии ос скачками РА-ВИ и ВИ-РА. Эти интонации очень легки для разучивания по слуху.
Вместе с появлением ступени Ё вводится понятие тоники. Очень хорошо, если дети дополняют ступень Ё в качестве тоники мажорного лада не только в качестве упражнения, но и как основу разучиваемого хорового произведения. При знакомстве со ступенями ЛЕ и НА важно обратить внимание детей на их неустойчивость по сравнению с Ё, ВИ и ЗО, выражающуюся также и в особенностях ручных знаков.

Постепенно, в своей работе над релятивной системой, подключаем ступени МО и ЛЕ. Это I и II ступе­ни мажорного лада. Интонации V-III-I,III-II-I, I-II-III, V-III-II-I, различные фигурации этих ступеней, а также различные варианты этой цепочки. При освоении основных ступеней можно включить в работу элементарное двухголосие. Например, одна группа детей поет: ЗО-ВИ-ВИ-ВИ; а другая группа – ЗО-РА-ЗО-РА и так далее.

Освоение ладовых интонаций должно начинаться не с какой-нибудь схемы, а с музыки – простых детских песен, считалок, прибауток. Подбираются эти миниатюрные произведения таким образом, чтобы их интонации закономерно усложнялись. Ручные знаки позволяют наглядно, приблизительно изображать звуковысотное движение мелодий с точной передачей ритма. Выразительный характер движения, плавного или не связного разнообразят варианты исполнения этих попевок. Такая система ручных знаков-символов даёт ребёнку наглядные зрительно - двигательные представления о взаимоотношениях ступеней, в ладу и помогает ему сосредоточиться на каждом звуке. А в процессе работы появляется такая закономерность, что чем точнее показывает ученик высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует. Преподавателю хора  важно каждую мелодическую попевку, а также интонации ступеней давать в разных тональностях. Одна и та же мелодия, попевка звучит каждый раз по-другому – то выше, то ниже. Это очень удобно, особенно, когда в классе, где проходят занятия, нет музыкального инструмента или он плохо настроен.
Для показа начальных ступеней преподаватель поет в новой тональности вначале первую фразу попевки, позднее он поет только ступени ЗО-ВИ, наконец, ему достаточно задать тон с одной ступенью на нужной высоте, а дети поют сами «настройку» из двух ступеней. И в таком алгоритме рекомендуются действия при добавлении каждой новой ступени. На лицо единая закономерность, которая при произнесении — пропевании детьми названий ступеней постепенно формирует у них подсознательное ощущение их высокой или низкой ладовой позиции. В дальнейшем, при переходе в старшие классы музыкальной школы, такая система позволяет перейти к изучению практически любых ладов.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!