I. Концепция воспитательной работы.



Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность и уважать и восхищаться неповторимостью личности другой.

Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности любого образовательного учреждения, и моя школа- не исключение, является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие макросоциума.

Цель системы воспитания - создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Для оптимальной реализации данной цели воспитания необходимо определиться с базовым тезисом. Основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие.

Исходя из этого, несложно было определить основные принципы построения воспитательной системы:

• системность;

• оптимальность, эффективность;

• точное целеполагание, конкретность;

• информационность, открытость;

• принципы здравого смысла и обратной связи;

• демократизм, гуманизм;

• дисциплина и порядок;

• стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.

В центр системы воспитания поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность:

познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;

найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;

реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.

Основной механизм воспитания - образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе. Как указывает Е.Н. Дзятковская, воспитывает сама среда воспитательного процесса:

• система отношений между преподавателями и школьниками;

• система отношений внутри ученического и педагогического коллективов;

• отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью). Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений.

Следующим структурным элементом воспитательного пространства школы является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

Внутренние условия:

• ученическое самоуправление;

• система работы классных руководителей, эффективность деятельности МО классных руководителей;

• психологическое и социальное сопровождение;

• построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего;

• система традиций школы.

К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, на наш взгляд, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение.

Цель:

• создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

• организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;

• развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;

• содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

• вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;

• создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;

• воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Принципы воспитательной работы:

1. Личностно-ориентированные:

• целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);

• психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);

• адаптивность ("Школа – мой дом!”).

2. Культурно-ориентированные:

• смысловое отношение к окружающему миру;

• опора на культуру как на основу мировоззрения;

• толерантность;

• целостная картина мира.

3. Деятельностно-ориентированные:

• овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);

• креативность.

Таким образом, признавая в качестве приоритета личность ребенка, мы сформулировали модель выпускника:
Выпускник – это свободная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.

 

5.Подготовьте реферат на одну из тем:

- Западные воспитательные системы.

Введение.

В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Средневековьем. Характерными чертами средневекового общества в Западной "Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские феодалы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь.

Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разрушались, уничтожались и предавались забвению, дух античности искоренялся.

Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь. Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духовный порыв к небу. Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни.

В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко греховное существо, от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Укрепилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма.

Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно связана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитарный характер, объявила себя исключительной. Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук. Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными.

Поэтому в эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и едва ли не главным - фактор являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции (содержание школьных программ).

И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. Влияние традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху ран средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбием, лучшей чертой аристократии - доблесть, главным достоинством духовенства - благочестие и пр. Таким образом, общество представляло собой социально-культурные типы, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.

Педагогическая мысль раннего Средневековья.

Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе " тем, воспитание представляло собой своеобразный сплав религиозного и светского начал. Светское начало предполагало необходимость освоение земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено к каждому "человеку в равной степени» но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали.

Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В этой педагогике заметно присутствие элемента авторитарности.

Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному - "языческому" воспитанию.

Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего Средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание, под которым понималось воспитание "чистоты сердца" путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний. Не зря учебное руководство для монахов, именовалось "Введение в изучение божественных и мирских наук".

Католическая церковь - духовный центр средневекового общества с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как "языческую" и "дьявольскую" мудрость, предпочитая знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего Средневековья существовал, небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились: спасти остатки традиций греко-римского образования.

Ученый мир раннего Средневековья не забыл античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями V-VI вв. при обосновании системы обучения и воспитания. Именно так поступили Августин (354-430), предложивший модель обучения клириков, Боэций (ок. 480-524) и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и др., а также программы средневековых учебных дисциплин - семи свободных искусств, истоки которых уходят в Римскую эпоху. Так, в трактате "Формулы благородной жизни" архиепископа Мартина де Брага (VI в.) рекомендовалось основывать воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоикоми: благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности.

Важную роль в развитии педагогической мысли раннего Средневековья сыграла схоластика. Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XVI вв. Она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей.

. В создании новой идеологии, обучения и воспитания, сыграл роль философ и теолог Фома Аквинский (1225/26-1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского служили одним из главных источников при изучении богословия в средневековой школе.

В качестве примера блестящего ученого-схоласта можно назвать французского богослова и педагога Абеляра(1079-1142). Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - результат, прежде всего самостоятельной работы. Абеляр призывал учеников к творчеству.

 На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего Средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. Помимо Абеляра к таким фигурам можно отнести ряд других богословов Педагогов.

Так, глава Парижской кафедральной школы, автор "Дидаскалиона" (трактат о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096-1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он видел неразрывную связь между религиозным и светским началами воспитания. В "Дидаскалионе" речь шла о "спасении души" богоугодном образовании. Автор утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", Будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Гуго Сен-Викторский оставил важные дидактические рекомендации, частности, о целесообразности изучения, прежде всего сущностного знания.

Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове(190-1264) воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.

 Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, капризность, необоснованный страх), которые нужно учитывать в воспитательном процессе. Он призывал действовать убеждением и принуждением, считая телесные наказания крайней мерой. Бове принадлежит тезис о взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием.

Гуманистические мотивы слышны и у Шарля Герсона (1363-1429).Он призывает наставников к кротости и терпению.

Смелыми для своего времени были предложения мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 - ок. 1316), что начинать обучение надо на родном языке, что следует приучать к труду, с детства прививать навыки той или иной профессии.

Воспитание и школы.

В VI—VII вв. вместо исчезнувших античных школ. В практике воспитания и обучения раннего Средневековья причудливо переплетались языческая (варварская) и христианская традиции.

Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. исчез институт друидов - языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей, - еще долго жили традиции языческого, нравственного, физического воспитания.

Варварские традиции более всего проявлялись в семейном воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено системе ученичества и рыцарского воспитания.

Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Позже мастера увеличивали срок обучения 8-10 лет. Во многих договорах об ученичестве говорилось, что мастер позволил ученику посещать в течение года или двух лет школу или сам выучит его грамоте, после учебу становился подмастерьем и работал за плату пока не открывал собственное дело.

 Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. В рыцарском воспитании были идеи жертвенности, послушания и одновременно свободы, а также и элементы превосходства над сословиями. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей» в которую входили владение копьем, фехтование, езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Но, прежде всего юношей обучали военному искусству. Педагогами обыкновенно были лица служилой дворовой челяди. Приглашались для обучения музыканты и поэты. С 7 мальчики приобретали знания и умения. В 14 переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности.

Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечем. Обряд предварялся испытаниями на физическую, и нравственную зрелость в турнирах, поединках.

Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно.

После распада Римской империи в школьном деле сосуществовали традиционные формы и сравнительно новые. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые - церковными школами, ученичеством.

Античные школы исчезли не сразу. Во Франкском государстве при династии Меровингов(V-VII вв.) в Галлии, Аквитании, Бургундии действовали кружки, где изучались латинские риторика и грамматика, римское право. К VII в. школы античного типа полностью исчезли.

 Появляются церковные школы, которые стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением была латынь (хотя и искаженная). Следы античности находим в программах семи свободных искусств, в методах школы. С V по XV вв., церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они готовили служителей культа и обучали мирян. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священно служителях возрастала.

Церковь стремилась исправить положение. Соборы в Оранже и Валенсе (529), шестой Вселенский собор принимали обращения о необходимости создания школ. Развить образования пытались светские власти.

 Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов. Монахи составили «Каролингский минускул» - легко читаемое письмо. Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Освоил латинскую грамоту, начала астрономии. Карл создал при Меровингах дворцовую школу академию. Школа вела кочевой образ, переезжая вместе с королевским двором. В виде исключения академию могли посещать более низких сословий. В академии получали элементарное образование, а также осваивали классическую латынь, теологию, труды римских авторов. Академия культивировала высокую образованность.

Карл был одним из первых, кто осознал роль школ для государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях церковным приходам и епископствам вменялось в обязанность открывать школы для всех сословий.

 Средневековой Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) монастырские школы.

Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны высшим сословиям. Учебные заведения элементарного образования малыми школами, а учебные заведения повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики (в малых школах - 7-10-летние дети, в больших старше 10 лет).

 В малых школах один учитель обучалвсем предметам. По мере возрастания числа обучающихся к нему присоединялся кантор, преподававший пение. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы. Епископальные (кафедральные) IX в. являлись церковными учебными заведениями основного типа.

 В IX в. школы при епископствах и кафедральных переживали упадок. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Например, во вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). Монастырские школы создавались - для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние).

Первые монастырские школы были учреждены орденом анахоретов. В монастырях анахоретов первых порах обучали членов ордена. В этом случае родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7лет. Затем было организовано и обучение мирян (внешняя школа).

В течение шести веков их монастырские школы оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. Первенство в организации монастырских школ орден капуцинов - францисканцев и орден доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов по преимуществу дети высших сословий. Во главе заведений ордена стояли видные богословы.

 Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей
дворянки именитые горожане, создавались в центрах церковного управления

Приходские школы: открывались при церковных приходах, помещались или в специальной комнате, или на квартире служителя культа и собирали 3—10 мальчиков.

Языком обучения являлся латинский.

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. В школах повышенного типа, предпочитали Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа.

По тем же причинам почти в полном пренебрежении физическое воспитание. Учителя руководствовались христианским догматом "Тело - враг души".

Порою устраивались «дни веселья», решались игры, борьба и пр. Хотя формально каникул не существовало, дети могли отдохнуть от учебы во время церковных праздников.

 Царили жестокие наказания: лишение еды, карцер. До XI в. учеников били по щекам, губам, носу, позже - по голому телу. Наказания рассматривались как естественное и богоугодное дело. 

 Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ, например, было в конце VIII в. в Англии, Ирландии. Ряд церковных школ превратился в крупные центры. Так, в начале XII в. в Парижской богословской школе по свидетельству современников, обучались до 30 тысяч студентов.

Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Канон семи свободных искусств обычно включил дисциплины: грамматику (с элементами литературы), философию, риторику (включая историю),географию (с элементами геометрии), астрономию (с элементами физики), арифметику.

Программа семи свободных искусств делилась на; низшую - тривиум (грамматика, риторика, диалектика),высшую - квадривиум (арифметика, география, астрономия).

Грамматика была главным учебным предметом, изучение латыни начиналось с усвоения элементарных правил Постепенно учебники упрощались. После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты. Далее приступали к правилам стиха, читали поэтические сочинения.

Диалектика и риторика преподносились одновременно. Первая правильно мыслить, строить аргументы и доказательства, т. е. часто выступала и как логика. Вторая учила строить фразы, искусству красноречия. Обучение философий и диалектики опиралось в первую очередь на произведения Аристотеля. Уроки географии и геометрии давали представление об устройстве обитаемого пространства. Число не отделялось от пространственной формы.

В музыкальном образовании наименьшее внимание уделялось игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой как источником гармонии.

Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Бытовало убеждение, что усидчивость - наилучший способ овладения христианскими школьным знанием.

В итоге церковные школы раннего Средневековья имели не много пользы. Детям из низших слоев, т. е. большинству населения, доступ к образованию закрытым. Уровень подготовки был крайне низким.

В период с XII по XV в. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов. Создание светских учебных заведений тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, нуждавшихся в близком образовании. Такие учреждения зарождались в недрах церковного образования.

Первые городские школы появились во второй половине XII - начале XIII в. в Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.

Происходило это по-разному, например, путем трансформации приходских школ. Так были основаны в Париже XII в. малые школы. Преподавание вели светские лица под руководством каноника собора Нотр-Дама.

Эти учебные заведения просуществовали около 100 лет. В 1292 г. насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна для девочек, в 1380 г. - 63 школы, включая 22 женских; учились дети представителей высших сословий. К концу школы они приобретали умения читать, писать и много знали латинскую грамматику. Выпускник получал звание клирика, что в дальнейшем позволяло ему стать учителем или священнослужителем.

Городские школы рождались и из системы ученичества из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникших в то же время гильдейских школ.

Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведений для девочек.

Городским школам пришлось преодолевать жестокий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в них опасных конкурентов церковному образованию. Сначала городские школы находились под властью церкви. Церковники урезали программы. Постепенно, однако, города избавились от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей. Городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу, прежде всего духовники, позже - бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой. По истечению контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали работу в другом месте.

Программа носила более прикладной характер, чем в церковных школах. Кроме латыни изучались арифметика, элементы делопроизводства, техника, естественные науки.

Происходило разделение городских школ. Школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений давали образование повышенного типа. К ним относились, например, возникшие во Франции коллеги были светские учебные заведения, которые служили связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоев населения. В дальнейшем они становятся для учебных заведений при университетах.

Важной вехой в развитии науки и образования создание университетов.

Университеты родились в системе церковных школ XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейски! университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже, Лиссабоне (1290). Сеть - их быстро расширялась. Университеты учреждались и светской властью.

Рождение и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.,), освобождали студентов от военной службы и т.д.

В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, в следующем столетии к ним добавились еще 25.

Рост университетского образования отвечал велению времени.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Поэтому города охотно соглашались на открытие университетов.

Открытие университета оговаривалось определёнными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся. Например, город Винченца (Италия), учредив в 1261 г. университетский курс каноническогокого права, согласился оплачивать труд профессора при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под свое влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах богогословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр, держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. Университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию. Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практическилюбые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов, которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Но выросло немало подвижников науки и образования.

Первые университеты были весьма мобильны.. Студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское. 

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где изучались «семь свободных искусств», и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После б—7 лет обучения, окончивший его и защитивший ученик перед членами факультета работу, получал степень «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом, факультетах, где срок обучения составлял также 6—7 лет и заканчивался зашитой работы на ученую степень доктора наук.

Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств.

От студента требовалось посещать лекции: дневные (ординарные) и повторительные вечерние.

Существовали университеты за счет денег, выделяемых церковью, взносов за обучение самих учащихся и различных пожертвований. Университеты обычно не были зависимы от городских властей; как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью, Не поладив с властями или оказавшись в полосе войн, университеты перебирались из одного города в другой.

Список литературы

1. А.Н. Джуринский «История педагогики. Древнего и средневекового мира». – М. «Совершенство» 1999г. // стр. 138,142 – 148.

2. «История педагогики»- М. «Владос» 2000г. // стр 100-120.

3. Г.Б. Корнетов «История педагогики» - М. «Урао» 2003 // стр 49-51.

4. А.И. Пискунов «История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в.».- М. «Сфера» 1998.

 

     
     

 

4-ая тема. Задания для самостоятельной работы
1. Составьте схему классификации методов и приемов воспитания с подробной их характеристикой с точки зрения: функции, сущности, условий эффективного применения. Докажите целесообразность такой классификации.
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.
В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:
1. Воспитание словом.
2. Воспитание делом.
3. Воспитание ситуацией.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями.
В классификации С.А.Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:
- методы формирования социального опыта детей;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
- методы самоопределения личности ребенка;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.
В классификации Г.И.Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов.

Я считаю, что эта классификация целесообразна. Функция её – по отношению к деятельности. Сущность – в усвоении знаний о правилах и нормах поведения, выработка норм правильного поведения, оценка деятельности.
- Методы формирования сознания.
Основной функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах и нормах поведения.
Рассмотрим некоторые методы данной группы:
Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Данный метод используется преимущественно в младших средних классах. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.
При помощи рассказа на этическую тему может быть представлен идеальный образец, пример нравственного поведения, психологически достаточно близкий детям, чтобы взволновать их, вызвать стремление подражать этому примеру, равняться на него в своем поведении. Прекрасным материалом для рассказа на этическую тему являются сказки, рассказы, легенды и притчи. Они населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума; они несут в себе те ситуации нравственного выбора, которые должны быть разрешены детьми с помощью воспитателя.
Этическая беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Может проводиться индивидуально, в группе, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обогащение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Эффективность беседы зависит от ее проблемного характера, эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельности выводов воспитанников. Правильное руководство этической беседы заключается в том, что воспитатель учитывает интересы детей, характер их взаимоотношений, их нения. Этические беседы строятся по определенному сценарию, включающему в себя сообщение и анализ фактов, обсуждение конкретных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков нравственных качеств личности, мотивацию и формулировку нравственного правила, применения воспитанниками усвоенных знаний при оценке своего поведения, поведения других людей (И.П. Подласый).
Диспут - разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают заинтересовавшую их проблему. Этот метод предназначен для учащихся средних и старших классов, поэтому диспут проводится в живой, яркой форме, учитывающей направленность юношеского возраста на проблемы мировоззренческого, ценностного, духовно-нравственного осмысления жизни. Диспут-это сложный метод, который требует высокого уровня профессиональной компетентности воспитателя. При организации и проведении диспута педагог должен учитывать право воспитанника на выбор собственного мнения, проявлять максимальную деликатность и уважение к высказываниям учащихся.
Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый). Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

- Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
Основной функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения. К данной группе методов относятся:
Упражнение - неоднократное совершение поступков на основе общепринятой норм. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.
Приучение - побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Применяется данный метод, начиная с раннего возраста, когда ребенок вовремя ложится спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективность метода зависит от того, насколько выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия.
Воспитывающие ситуации - создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребенка какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно усиливающий каждый из них.
По мнению Н.Е. Щурковой, организовать педагогическую (воспитывающую) ситуацию целесообразно на основе перевода социальной ситуации в воспитывающую. В таком понимании перевод рассматривается как целенаправленный, организуемый на основе ценностного взаимодействия процесс выстраивания культурно- значимых средств действия, в отношении к которым субъект (и воспитанник и воспитатель) реализует свои родовые сущностные силы. Перевод социальной ситуации в воспитывающую осуществляется соответственно этапами:
- Предъявление мира. На этом этапе ребенку открывается окружающий мир во всем его многообразии и многоликости. Педагог целенаправленно расширяет кругозор видения объектов действительности.
-Интонирование мира. Педагог совместно с воспитанниками расставляет ценностные акценты в освоении мира, человеческих отношений и поступков.
-Мобилизация сил. После двух первых этапов, когда воспитаннику был предъявлен мир, проинтонирован, перед ним встает ситуация выбора. На этом этапе предстоит сделать выбор «и нести тяжесть или радость ответственности».

- Методы стимулирования деятельности.
Основной функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения.
Рассмотрим методы данной группы:
Соревнование - создание ситуации, в которой воспитанник стремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности.
Поощрение - положительна я оценка поведения ребенка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует от воспитателя учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным и поддерживаться коллективом.
Наказание - отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, отстранение от участия в коллективной деятельности, лишение почетных обязанностей. Основные требования к применению данного метода: наказание должно быть понятно воспитаннику; оно не должно унижать личность ребенка; недопустимо применение физических наказаний в воспитании; последствием наказания становится появление чувства вины и раскаяния.

Методы воспитания (по С.П.Баранову)

 

 

 

Методы формирования общественного сознания Методы формирования общественного поведения     Методы стимулирования     Методы самовоспитания

 

 

 
- рассказ - беседа - разъяснение - пример - упражнение - приучение - поручение - требования     - требование -постановка перспективы -соревнование - метод «взрыва» -поощрение - наказание -одобрение - порицание   - личные обязательства - самоотчет - самоанализ - самооценка  
                   

 

 

2. Выделите методы, относящиеся к группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: лекция, беседа, упражнение, педагогическое требование, приучение, поощрение, увещевание, разъяснение, пример, поручение, общественное мнение, дискуссия, воспитывающие ситуации, рассказ, соревнование, наказание.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации).

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций.

Выделим несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Какими должны быть воспитывающие ситуации? Прежде всего, это те, в процессе которых ребенок сам решает какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др.

Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Ситуации могут быть самые разные в процессе включения ребенка в деятельность, общение, игру.

Это может быть проиллюстрировано на примере организации так называемых ситуаций "непринужденной принудительности" (термин Т.Е.Конниковой). Смысл их в том, что школьникам предъявляется "нравственный образец", пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению. На первый взгляд механизмы ситуации "непринужденной принудительности" просты: привлечь внимание воспитанников к поведению того или иного их сверстника или показать личный пример определенного поведения и поощрять малейшие положительные сдвиги. Однако простота эта кажущаяся, ибо поведение, привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж привлекательным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощрение такого поведения может вызвать прямой их протест, что надо предугадать, побуждая детей к тому или иному типу поведения, сделать рекомендуемое поведение привлекательным.

Когда ситуации создают проблему для ребенка, возникает возможность социальной пробы (испытания) как средства самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

3. Определите и проанализируйте условия, определяющие выбор методов воспитания. Проиллюстрируйте конкретными примерами.

Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания.
Какими причинами определяется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший -- оптимальный. Выбор метода -- это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.
Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин
следующие:
1. Нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.
2. Множественность условий применения методов.
3. Единственный надежный критерий оптимизации -- время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.
Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания -- высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:
1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.
2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно, поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.
3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств
4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше -- материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических -- относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.
7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации -- необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим!
8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие -- гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.
9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые -- это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.
10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.
Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает по-требность в определенном воздействии.
Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.
Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом -- это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда -- совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

6. Проанализируйте возможности применения наиболее эффективных методов и приемов воспитания в рамках деятельности классного руководителя. Аргументируйте свой ответ
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. В качестве приера, обратимся к одному из направлений в работе классного руководителя. Это нравственное воспитание.
Поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступаеткак основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время
Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы следующие.
Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта.

1. Существенным компонентом нравственного воспитания является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

2. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно- массовую деятельность

3. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

4. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции.
Следующие функции должен выполнять классный руководитель по организации процесса нравственного воспитания и повышения его педагогической действенности.
Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом
Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи.
Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др.
В деятельности классных руководителей особенно большоеместо занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том,что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах)
Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные принципы .
В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хо рошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей
Упражнение в системе нравственного воспитания.
Процесс нравственного воспитания обязательно включаетв себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения.Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников
В процессе нравственного воспитания классным руководителем применяются в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, - основное условие приучения .Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

Классный руководитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.

5. Подберите из педагогической литературы ситуации с использованием методов стимулирования. Дайте анализ и объясните свой ответ.

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование может быть организовано педагогом и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог сам или совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников. Цель соревнования для ребенка - быть первым. В соревновании бывают победители и проигравшие. Эмоциональное переживание победы и поражения учеником может стать элементом социального закаливания. Соревнование побуждает не только актуальную активность ребенка, вызванную сиюминутными переживаниями, но и формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам деятельности.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

Поощрение и наказание формируют у учащихся умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

Эмоциональная сфера предполагает формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

 

5-ая тема. Задания для самостоятельной работы
2. Сформулируйте цель и приоритетные задачи воспитательной работы классного руководителя.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

       Задачи деятельности классного руководителя:

       – формирование и развитие коллектива класса;

       – создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

       – формирование здорового образа жизни;

       – организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

       – защита прав и интересов обучающихся;

       – организация системной работы с обучающимися в классе;

       – гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

       – формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

       – организация социально-значимой творческой деятельности обучающихся.

        


3. Охарактеризуйте взаимосвязь функций классного руководителя.
Функции воспитательной работы классного руководителя

       Классный руководитель выполняет несколько функций:

       – аналитико-прогнастическую;

       – организационно-координирующую;

       – коммуникативную;

       – контрольную.

       Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:

       – изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

    – изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов – с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);

       – анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

       – анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

       Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой четверти, в старшей – через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность – личную и учителей класса – надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.

       Организационно-координирующая функция предполагает:

       – установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

       – проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

       – организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

       – работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов – с воспитателями группы продленного дня;

       – организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

       – организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

       – стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

       – индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;

       – ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

       Коммуникативная функция заключается:

       – в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;

       – в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;

       – в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;

       – в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

       – в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

       Контрольные функции предполагают:

       – контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

       – контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

4. Раскройте направления деятельности классного руководителя.

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

  • на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
  • на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

 

9. Составьте примерную тематику классных часов с учетом возраста учащихся:

-по нравственному воспитанию;

- формированию культуры поведения учащихся;

- здорового образа жизни;

- формированию культуры общения;

- подготовке учащихся к сознательному выбору профессии;

- формированию культуры умственного труда и др.

1) Возможные классные часы по нравственному воспитанию.

Й класс

«Кто я? Какой я?» — игра.

«Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

«Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

«Архив 5 класса» - праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год.

Й класс

Мои интересы, мои увлечения - аукцион увлечений и интересов учащихся.

Я — дома, я — в школе, я — среди друзей — интерактивная игра.

Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

Иметь свое мнение — это важно?! — беседа.

Й класс

«Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

«Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.

«Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности — беседа.

Й класс

Умею ли я любить? — аукцион мнений.

Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? —дискуссия.

Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фанта­стических проектов.

Й класс

«Я имею право на...» — разговор на заданную тему.

Всему начало любовь... - праздник.

Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

Й класс

А если не получилось?.. Что дальше? — диспут.

Я среди людей, люди вокруг меня — деловая игра.

Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? - экскурсия в мир профессий.

Й класс

Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.

Есть только миг между прошлым и будущим... - дебаты.

Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? — пре­зентация.
Моя миссия в мире — конференция.

 

2)Возможные классные часы по формированию культуры поведения.
5класс

Азбука вежливости.

Класс

Как надо дарить и принимать подарки.

Класс.

О  вкусах не спорят.

Класс.

О культуре речи.

Класс.

Школьный этикет.

Класс.

О культуре поведения.

Класс.

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»

 

3) Возможные классные часы по формированию здорового образа жизни.
5 класс

4) игра «Поговорим о здоровье»

Класс

Беседа «Слагаемые здоровья»

Класс

диспут «Секреты здорового питания»

Класс

форум «Я выбираю жизнь»

Класс

Смерть без выстрелов (профилактика против табакокурения)

Класс

ролевая игра. «Суд на сигаретой».

Класс

Влияние пива на организм подростка.

6) Возможные классные часы по формированию культуры общения.

5-6 класс «Азбука общения»

7 класс – «Чтобы быть понятым»

8 класс- «Культура общения»

9 класс- «Я – человек»

10 класс- «Гордость. Достоинство»

11 класс- «Основы культуры общения в обществе»

7) Возможные классные часы по формированию культуры умственного труда

5 класс – «Как выполнять домашнее задание?»

6 класс –– «Учись учиться» брейн-ринг «Что? Где? Когда?»

 7 класс – круглый стол «Что мешает успешной учебе?»

 8 класс - брейн-ринг «Что? Где? Когда?»

 9 класс – «Учение и воля»

 10 класс - «Как рационально распределять время»

 11 класс – Азбука умственного труда


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!