Поведенческая составляющая Я – концепции.



Введение

Я – концепция – это ощущение постоянной определенности самого себя, самоотождествленности, своего Я. Я – концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Я – концепция формируется в человеке в процессе взаимного (настоящего) общения. Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она есть для других.

Человек все больше и больше контактирует с обществом, строит различные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтому самоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека. Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой бы ей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я – концепция».

Поэтому, целью данной работы является рассмотрение Я-концепции как основу саморазвития и самореализации

Понятие Я – концепции

Общее определение

Итак, В. Джемс выдвинул 2 аспекта осознания человеком самого себя:

1) Я – содержание (совокупность качеств, умение описать себя),

2) Я – процесс (описание себя в данный момент).

На основе этого Р. Бернс дал свое определение Я – концепции и разработал ее структуру. Я – концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я – концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я – концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [1].

Структура

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Когнитивная составляющая Я – концепции

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными.

Когнитивная составляющая включает:

Я – реальное – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; его представлениями о том, каков он на самом деле.

Я – зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Я – идеальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Причем каждая может включать эмоциональную, когнитивную, волевую, соматическую составляющую.

Оценочная составляющая Я – концепции.

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я – концепция – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я – концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я – концепции, как местожительством может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы.

Купер Смит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. То есть, самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965); для него это – позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули (1912) и Мида (1934).

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться»» в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

 

Поведенческая составляющая Я – концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я – концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты.

Значение Я – концепции

Я – концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я – концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я – концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Заключение

В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознание себя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контакт человека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями. У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, к которому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализировать свое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

Я – концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную (совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает), оценочную (единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую (комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуации определенным образом). Существует 3 условия становления самооценки: отношение между Я – реальным и Я – идеальным, интериоризация социальных реакций и успешность его деятельности.

В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, как представление о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях, субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе, идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина – женщина);

Я – концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Также люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, и осмысляя ее, человек строит представление о себе. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Таким образом, Я – концепция является основой для саморазвития и самореализации личности.

Список литературы 1. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986, 367 с.

2. Дерябин, А.А. Я – концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. - М., 1994, 352 с.

3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин. - М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008, 315 с.

4. Колесникова, С.С. Особенности Я – концепции подростков с аддиктивным поведением/С.С. Колесникова. - М., 1998, 326 с.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000, 291 с.

 

 

2 тема. 1. Опираясь на научную литературу, дайте определение понятий: «воспитание», «воспитательный процесс», «воспитательное воздействие», «формирование», «система воспитательной работы», «воспитательная система школы», «социализация», «самовоспитание», «перевоспитание».

Воспит а ние, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Воспитание — целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание также трактуется еще в более конкретном значении – как решение определенной воспитательной задачи.
Воспитательный процесс- это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении. В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания.

Воспитательное воздействие- это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направленные на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.

Формирование - объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

 

Система воспитательной работы школы складывается на основе концепции воспитательной системы школы. Она построена на следующих принципах воспитания:

1. принцип целостно-смыслового равенства взрослого ребенка;

2. принцип целесообразности;

3. принцип природосообразности;

4. принцип креативности, творческого начала в воспитании;

5. принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

6. принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;

7. принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.


Воспитательная система школы-
совокупность вза­имосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реа­лизующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной воспитательной системы школы: на­личие единой концепции развития школьной воспитательной си­стемы, формирование здорового образа жизни, сочетание фрон­тальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, раз­нообразная и многообразная совместная деятельность разновоз­растных коллективов и объединений.

Социализ а ция (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.

Перевоспитание – вид воспитания, имеющий целью избавить человека от негативных особенностей его личности, сформировавшихся ранее. Нередко человек, являющийся объектом П., не считает имеющиеся у него негативные привычки вредным.

 

 

3. На основе изученного материала, сформулируйте своё развёрнутое определение воспитательной деятельности.

Воспитательная деятельность – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

       Основные признаки воспитания:

· целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента, (конечная цель воспитаний – освоение социально-культурных ценностей общества и развитие всесторонней индивидуальности воспитанника),

· воспитание – процесс, характеризующийся изменчивостью и динамичностью,

· воспитание – процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ов) при активности обеих сторон,

· воспитание – процесс многофакторный (географическая, социальная и микросреда действуют на человека стихийно, интенсивность и результативность их действия неоднозначна),

· важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания (формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности воспитанника),

· воспитание – процесс творческий,

· воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.

 

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

       Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

· процесс воспитания – процесс многофакторный (установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания),

· деятельность воспитателя, организующего воспитательный процесс, обусловлена не только объективными закономерностями, это в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам,

· сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении,

· сложность воспитательного процесса обусловлена тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью,

· одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность,

· процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостного формирования личности,

· воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов (это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию),

· процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику, от воспитанника - к воспитателю).

 

Процесс воспитания – сложная динамическая система. Его структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти весь процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания, следующие:

·  формирование сознания,

· формирование убеждений,

· формирование чувств,

· выработка навыков и привычек поведения.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!