Технологии развития певческих способностей, умений и навыков
Исполнительская деятельность (музицирование) на уроках музыки включает: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения; инструментальное музицирование; инсценирование, драматизацию песен и пьес. Ее организация предполагает достаточно большой арсенал педагогических приемов, методов и технологий.
Выделяют следующие наиболее распространенные технологии детского музицирования[7]:
· хоровое, ансамблевое и сольное пение;
· свободное дирижирование;
· имитация игры на музыкальных инструментах;
· пластическое интонирование;
· музыкально-ритмические и танцевальные движения;
· инсценирование песен;
· драматизация песен и пьес (программных и непрограммных);
· импровизации (речевые, пластические, инструментальные, изобразительные, вокальные) и др.
Хоровое исполнительство является самой распространенной формой музицирования школьников. В числе основных видов музыкально-педагогической деятельности при реализации данной формы работы выделяют: настройку на певческий процесс и распевание, разучивание произведения, исполнение произведения, вокализацию фрагментов инструментальных произведений[8]. Вокально-хоровая исполнительская деятельность, как и слушательская деятельность, позволяет решать ряд задач, сообразных возрастным особенностям и опыту учащихся и различающихся на первой и второй ступенях обучения. Сравним их[9].
|
|
Начальное образование | Среднее образование | ||
развитие | |||
становление и развитие - вокально-хоровой культуры школьников; - интереса к вокально-хоровым занятиям; - певческого голоса, музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; - музыкального восприятия и творческих способностей в процессе вокально-хоровой деятельности | дальнейшее развитие - певческого голоса, музыкального слуха, музыкальной памяти; - способности к сопереживанию; - образного и ассоциативного мышления); | ||
освоение | |||
- вокально-хоровых произведений и знаний о вокально-хоровом искусстве; - способов хорового и сольного пения с сопровождением и без сопровождения; - пения с ориентацией на нотную запись; - вокально-исполнительских средств воплощения музыкального образа произведения; - различных видов вокальной импровизации | формирование устойчивого интереса к вокально-хоровой деятельности, традициям своего народа и мировой культуры | ||
овладение | |||
- практическими вокально-хоровыми умениями и навыками для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению; - опытом театрализации и инсценирования, использования игровых форм музыкально-творческой деятельности при разучивании и исполнении песен | усовершенствование практических умений и навыков вокально-хоровой деятельности | ||
воспитание
| |||
- музыкального вкуса; - нравственных установок и эстетических чувств, любви к человеку, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, вокально-хоровой культуре родного народа и народов других стран мира; - эмоционально-ценностного отношения к вокально-хоровому творчеству | - эмоционально-ценностного отношения к вокально-хоровым занятиям; - музыкального и художественного вкуса учащегося; - интеллектуально-образной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, воображения, мышления; |
С середины ХХ века арсенал традиционных технологий формирования певческой культуры учащихся был значительно пополнен авторскими методиками развития слуха и голоса учащихся[10]:
· хоровое сольфеджио Г.А. Струве – наглядность (пальцы рук изображают нотные строчки) сочетается с четкой последовательностью изучения ступеней лада, набором интервалов и аккордов при многоголосном пении, игровыми методами освоения упражнений и вокального репертуара;
|
|
· система комплексного музыкально-певческого воспитания школьников Д.Е. Огороднова может быть отнесена к методикам интенсивного здоровьесбережения;
· фонопедический метод развития детского голоса В.В. Емельянова – основан на физиологической целесообразности и акустической эффективности работы голосового аппарата ребенка при пении;
· методика Г.П. Стуловой – связана с выявлением акустико-физиологических основ вокальной работы с детским хором, активизации ощущений резонирования звуков собственного голоса юных хористов;
· методы и приемы вокалотерапии, нашедшие отражение в работах С.В. Шушарджана;
· развитие дыхательного аппарата хористов на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
· методика обучение детей разных возрастов эстрадному пению В.Х. Хачатурова и др.
Литература для самостоятельного изучения:
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки. – М., 2005. – С. 52–87.
Алексеева Л.Л. Культура пения // Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей / Под ред. Е.П. Кабковой. – М., 2009. – С. 61–76.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 431 с.
|
|
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002. – С. 195–203.
Рудзик М.Ф. Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников. – Курск, 2009. – 142 с.
Задания для самостоятельной работы:
Раскройте задачи, решаемые через включение данной технологии в образовательный процесс.
Проведите сравнительный анализ содержания вокально-хоровой деятельности в начальной и основной школе.
Продемонстрируйте на конкретном музыкальном примере методические подходы к организации вокально-хоровой деятельности учащихся по этапам работы (настройка учащихся на певческий процесс и организация разучивания и исполнения вокально-хорового произведения).
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!