Характеристика цветов по ассоциации
Цвета | теплые | холодные | легкие | тяжелые | отступающие | выступающие | возбуждающие | Угнетающие | успокаивающие |
Спектральные | |||||||||
красный | + | + | + | + | |||||
оранжевый | + | + | + | ||||||
желтый | + | + | + | + | |||||
Желто-зеленый | + | + | + | ||||||
зеленый | + | + | + | ||||||
Зелено-голубой | + | + | + | + | |||||
голубой | + | + | + | + | |||||
синий | + | + | + | ||||||
фиолетовый | + | + | + | + | |||||
пурпурный | + | + | + | + | |||||
Ахроматические | |||||||||
белый | + | ||||||||
Светло-серый | + | ||||||||
Темно-серый | + | + | |||||||
черный | + | + |
|
|
Теплые тона выступают по отношению к холодным только тогда, когда они светлее холодных или при равенстве светлот. Теплый же очень темный цвет может казаться отступающим, а светлый, холодный и интенсивный – выступающим. Из двух теплых выступает более теплый, светлый, насыщенный и фактурный, из двух интенсивных – более интенсивный.
Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Так, отступающий синий цвет с сильно выраженной фактурой может казаться расположенным ближе, чем выступающий оранжевый с гладкой поверхностью.
Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве и пр.
Лекция 4. Цветовая композиция
Цветовой композиции называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.
Существует несколько типов цветовой композиции.
|
|
Монохромия – одноцветные. Сочетания являются простейшими. Они состоят из разных по светлоте ступеней одного цвета. Монохромность создает впечатление цветового единства. Для подобного цветового решения можно взять любой цвет, в том числе и ахроматический. Однако чаще выбирают цвета, которые дают много ступеней светлоты (коричневый, оливковый, фиолетовый и др.) они не могут дать большое количество оттенков. Монохромия встречается в искусстве всех времен и народов. При помощи композиции этого типа достигаются разнообразные и сильные эффекты:
1. Классическая простота и ясность художественного языка. (древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы, живопись барокко и реализма 17 в.)
2. Сосредоточенность на внутреннем мире человека, интровертность (средневековая живопись Китая и Японии, живопись20в. – А. Васнецов, И Маркевич, В. Попков.
3. Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан, Тинторетто, Ф. Хальс).
4. Простота, доходчивость, броскость (геральдика – знамена, гербы, знаки отличия, изделия массовой культуры, реклама).
Полярная цветовая композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных (полярных) в цветовом круге. Полярную композицию могут составить только два цвета, например красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, т.е. каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме того, в полярной композиции свои «функции» и задачи. Чаще всего она применяется в следующих случаях:
|
|
1. Для выявления противопоставлений, например фигура и фон; большое и малое; верх и низ; доброе и злое и т.д. Сама природа «выявляет» красные и фиолетовые цветы на фоне зеленых листьев и травы, синие васильки в золотистой ржи, черные глаза и брови на светлом лице, она окрашивает небо в синий, а землю - в желтый цвет.
2. Для достижения декоративности, основанного на физиологической потребности глаза в «уравновешивании» впечатлений. Если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии (т.е. диссонируют), то такая композиция используется для изображения конфликтности, напряженности, драматизма или трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).
Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (лучше всего – 12-ступеней). Некоторые триады в оптической смеси дают серый, производят впечатление чего-то грубого, неклассического, например триада желто-оранжевый-голубой-фиолетовый - пурпурный. Для восприятия зрителем трехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветие мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых членов триады выполняло золото.
|
|
В живописи Возрождения трехцветные сочетания встречаются очень часто, но обычно сосредоточены на одной фигуре или на группе фигур и служат как бы акцентом в композиции, не распространяясь на всю ее площадь. Особенно характерен такой прием для библейских сцен и многофигурных композиций.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!