Исторические аспекты изучения цвета



Лекция 1

Введение в предмет цветоведение

План:

1. Исторический аспект в изучении цвета.

  1. Понятие цветоведение. Свет и цвет.
  2. Основные качества цвета.

Цвет позволяет судить о складе чувств,

а стиль об образе жизни человека.

Гете.

Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие,

спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого.

В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета

на человека через чувство зрения.

Петров-Водкин.

           

       Окружающий мир мы видим благодаря свету – объективный фактор и зрению – субъективный фактор. К объективному фактору относятся тела, излучающие собственный свет. Солнце, раскаленные металлы и газы, костер, осветительные приборы и т.д. – называются первоисточниками света.

       Совокупность прямого и отраженного света, их интенсивность, спектральный состав – составляют в природе свето–цветовую среду, определяющую характерные черты цветового облика предмета, его светотень, а также общую окраску и светлоту колорита природы.

       Цветоведение – это комплексная наука о процессах восприятия и различия цветов.

Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредствам отношений цвета и цветовых оттенков.

Различают основные (красный, желтый, синий) и дополнительные цвета – все остальные, а также теплые и холодные.

Диапазон длин волн заключается в промежутке 380 – 760 нанометров.

760-620 нм - красный цвет

620 -585 нм - оранжевый

585 -575 нм - желтый

575 – 550 нм - желто – зеленый

550 – 510 нм - зеленый

510 – 480 нм - голубой

480 – 450 нм – синий

450 – 380 нм – фиолетовый

 В спектре белого цвета различают 7 цветов. Глаз среднего наблюдателя способен различить 120 оттенков цветов. А вообще глаз способен различать 200 оттенков цветов. Существует три области цвета: длинноволновая (от красного до оранжевого), средневолновая (от оранжевого до голубого), коротковолновая (от голубого до фиолетового).

Если поверхность отражает почти все падающие на нее лучи света, рассеивая их во все стороны, возникает зрительный эффект, который мы называем белым цветом.

Если поверхность предмета поглощает почти все падающие лучи, то производимое ею ощущение мы называем черным цветом. Когда определенная доля падающего света поглощается веществами предмета и от поверхности отражается лишь оставшаяся часть – мы видим эту поверхность цветной.

К основным качествам  цвета относятся:

Цветовой тон - особенность цвета отличающая его от других цветов спектра (красный, синий, зеленый, и др. цвета имеют различный цветовой тон.)

Светосила цвета - способность того или иного цвета отражать световые лучи. Различают более светлые и более темные цвета: насыщенность (интенсивность) цвет –количество определенного цветового тона в данном цвете.

Насыщенность цветовой краской может изменяться в результате разбавлению ее водой ( в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи.

В живописной практике всякий цвет всегда рассматривается в отношении к окружающим цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых цветов и оттенков.

Восприятие цвета зависит и от непосредственного чувства художника, от его переживаний, от его отношения к тому, что он изображает цветовой образ возникает из дара видеть и дара чувствовать.

Благодаря зрительным ощущениям есть возможность ощущать и воспринимать такие свойства предметов, как их цвет, объем, величина.

Ощущение света является результатом взаимодействия лучистой энергии с органом зрения и восприятия этого взаимодействия создание человека. Путем такого взаимодействия человек получает разнообразие ощущения света и цвета благодаря чему он воспринимает богатейшие цветовые градации, характеризующие предметы и явления природы. Зрительное восприятие цвета как определенного излучения является результатом сложного взаимодействия ряда процессов, возникающих в силу действия светового раздражителя на нервные окончания глаза. Вопросы зрительного восприятия изучаются с точки зрения физики, психофизики и психологии. Благодаря физике мы имеем возможность выразить в определенных величинах свойствах и особенности света и цвета одного и того качества не всегда одинаковы.

 

Исторические аспекты изучения цвета

       Цветовые системы появляются в культуре разных народов вместе с первыми магическими обрядами  и ритуалами. Исследования древнейших культур (каменного века) показывают, что уже в это время люди придавали особое значение трем цветам: красному, черному и белому. Этими красками обычно делали росписи в пещерах. Все три цвета первичной триады, имели символический и магический смысл.

       У каждых древних народов своя цветовая система. Например: у древних народов Востока (Китай, Индия) пышно расцветает искусство, развивается космическая система, а вместе с ней и цветовая: в древнем Китае основным космообразующим числом становится 5. Помимо четырех сторон света (юг-север, запад-восток.) выделяли еще и центр земли и всем им соответствуют времена года, небесные тела и мифические животные.

Космическая система древнего Китая:

  1. зеленый - синий, весна - дерево – восток – Юпитер – дракон
  2. красный – лето – огонь – юг – Марс – Феникс
  3. белый - осень - металл – запад – Венера – тигр
  4. черный – зима – вода – север Меркурий – черепаха – змея
  5. желтый – конец лета – Земля – центр Сатурн.

Большие надежды связывают с белым цветом потому, что это время сбора риса – основного «хлеба» китайцев, а также время цветения хризантемы – их любимого цветка.

В средние века цветовые системы, по сравнению с древними, расширяются и усложняются. Средневековая культура связана с единобожными религиями – буддизмом, христианством и исламом, сменившими прежние многобожные (языческие) религии.

Главный цвет – максимально светоносный – белый. Отблеск божественного сияния – желтый (золото). Красный (огонь, солнце), синий (небо, место обитания божества т постоянный источник дневного света). Третью ступень составляют цвета «земные», связанные с нижней сферой мира. Это зеленый цвет растений, пища, воспроизводство жизни (надежды, молодости). В культуре ислама зеленый настолько ценим и значим, что его поместили даже на небеса. Второй «земной» цвет – черный, или «подземный» - цвет ямы,(могилы). К третьему ряду – фиолетовый, который близок к синему, но хранит в себе еще отблеск красного, поэтому, хотя он и темный, но не лишен божественного сияния.

В эпоху возрождения появляется новый принцип квалификации цветов, который исходит не из мифологии и религии, а из практики живописи, притом такой живописи, которая ставит своей задачей изучение и воспроизведение реальной действительности. Создателем новой цветовой системы был Леонардо до Винчи. Он считал 6 основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Это были названия красок составляющие полную палитру живописца. Но в эпоху Возрождения были распространены и другие теории цвета ( и другие системы цветов), повторяющий то, что было известно в древности или в средневековье.

Только в 17 в. возникла теория цвета, которую мы называем научно-физической. Заслуга создания теории принадлежит Ньютону. Он разложил белый солнечный свет на ряд спектральных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и доказал , что этот ряд цветов и их порядок является постоянным.

Великий русский ученый и художник М.В. Ломоносов 18 в. составлял мозаичные картины из сотен оттенков цветов, чувствовал необходимость привести все это многообразие к простой и четкой системе. Он положил в основу триаду основных красок: красный, желтый, синий. Смешивая эти краски попарно в разных пропорциях, он получал множество оттенков.

 

Лекция 2


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!