В истории древнеиндийской философии можно выделить два основных этапа: 1 Ведический 8-6 вв. до н.э., 2. Буддизм.



Первым памятником религиозно-мифологической мысли, положившим

начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной предфилософией были Веды («знания»), конец VIII в. до н.э.

Веды – священное знание, которое рассматривалось как «услышанное», т.е.

имеющее сверхчеловеческое происхождение. Веды (священный текст) являются одним из древнейших литературных памятников человечества. Они представляли собой четыре сборника текстов религиозного, общественно-политического и философского содержания.

В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа,

Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:

- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и

Адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность

совершения ритуалов и жертвоприношений;

- араньяки - книги лесных отшельников;

- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.

Важнейшая идея Вед заключалась в том, что человек един с природой, он ее часть. Различие между растениями, животным и человеком непринципиально,  и растениям, имеют тело и душу. Тело смертно,

душа вечна. Она невидимый двойник тела. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником. Таким телом может быть не только человек, но и животное, насекомое, растение. Странствие, блуждание души по различным телам безначально и носит название сансары (буквально блуждание, странствие, переселение).

Сансара – это обозначение «круговорота бытия» – цепи непрерывных

существований, переселений. Представление о переселении души привело в

Индии к требованию ахимсы (непричинение вреда, неубиение) всего живого.

Даже самозащита, в случае крайней необходимости, не оправдывает убийства.

Переселение души связано с законом возмездия или кармой. Карма

(действие, поступок, жребий) – совокупность всех добрых и дурных дел,

совершенных человеком в предыдущих существованиях, которые определяют его судьбу в последующих. Карма – личный нравственный закон (все зависит от активности человеческой личности). Это закон наказания и награды за совершенное в прошлых воплощениях. Дхарма (держать, поддерживать) – безличный закон.

Первыми текстами уже философского характера явились Упанишады («сидящий у ног учителя», «тайное учение»).

В Упанишадах доминирует проблема первоначала бытия, его первоосновы,

природа мировой души. Возникают две основные категории, которые становятся центральными понятиями древнеиндийской философии – Брахман и Атман в их единстве.

Брахман – безличное, абсолютное начало, космическая душа, которая

наполняет Вселенную и порождает все, что в ней находится. Атман (дыхание, «я») – это личное начало, индивидуальная душа, то собственное, «Я», самость, что есть во всем. Центральная доктрина Упанишад – идея единства Брахмана- Атмана, мира и человека.

 В Упанишадах происходит демифологизация понимания космоса и акцентируется выяснение скрытой, «глубинной» основы микрокосма, обозначаемой преимущественно термином «атман», и макрокосма,

обозначаемой термином «Брахман». Под Брахманом понимается высшая

объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. Атман — «душа» происходит от корня «as» — дышать, который в санскрите дал одну из форм глагола «быть».

Регулирует процесс перевоплощения закон кармы, в котором учитывается

количество совершенных человеком добрых и злых дел.

Согласно закону кармы каждый человек получает воздаяние соответственно

своим поступкам: хорошим или дурным. У каждого человека есть своя дхарма, закон образа жизни, установленный свыше. Уклонение человека от выполнения своей дхармы может привести к тому, что его душа возродится в телесной оболочке какого-либо другого существа.

Третье кардинальное понятие этики Вед — понятие мокши (освобождение от

цепи перевоплощений). Такое освобождение провозглашается высшей жизненной целью.

 Середина I тыс. до н.э. сыграла в истории Древней Индии особую роль.

Начиная с VI – V вв. до н.э. возникают философские школы. Их было 9 Они

делятся на ортодоксальные . (астика) и неортодоксальные (настика).

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед и следуют заложенным в

них традициям. Это школы: веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья.

Неортодоксальные школы отрицают либо полностью, либо частично

ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и

локаята (чарваки).

Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы,

который регулирует связь индивидуальной души с природой. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.

Таким образом, джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное

блаженство, оказаться в состоянии нирваны.

Все эти идеи нашли своеобразное отражение в буддизме - религиозно-

философской концепции, которая возникла в VI-V вв. до н.э. и упрочила свое

влияние в мире и сегодня, когда буддизм является мировой религией.

Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ.

Буддийская мудрость выражается в так называемых четырех благородных истинах. Первая истина: есть страдание. Вторая истина: есть причина страдания. Третья истина: есть освобождение от страдания. Четвертая истина: есть путь, ведущий к освобождению от страдания.

Цель буддистов — освободиться от желания, и тем самым повернуть «колесо

дхармы» на земле.

Будда, как известно, указал на восьмеричный путь к освобождению, суть

которого в следующем.

Во-первых, это истинное воззрение («четыре благородных истины»),

во-вторых, истинное намерение (отрешение от привязанности к миру),

в-третьих, истинная речь (воздержание от слов, связанных с миром),

в-четвертых, истинные поступки (ненасилие и ахимса),

в-пятых, истинный образ жизни, в-шестых,

истинное усилие (бдительность в отношении дурных мыслей и поступков),

в-седьмых, истинное медитирование, и,

в-восьмых, истинное конечное сосредоточение.

Последнее как раз соответствует состоянию просветления, которому нет

Аналогов в нашей обычной жизни. Поэтому буддисты указывают на

непостижимое молчанием.

Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о

познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возникает около I в. до н.э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановить поток перевоплощений. Это могут не все. Такое по плечу только "святым". Обыкновенные люди не могут полностью освободиться от связей с материально-телесным. "Святые" - это люди, достигшие нирваны, полностью освободившиеся от всего земного. Достичь нирваны чрезвычайно трудно, но можно. Как особое состояние его сложно представить рационально. Нирвану можно только ощутить. В состоянии нирваны нет времени, оно вечно; в нем прекращаются страдания, волнения, желания; в нирване человек достигает успокоения, избавляется от всего, что его волновало в жизни. По сути это бессмертие, вечность, конец мира.

Итак:


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!