Вопрос 2 Философия Древней Индии.



Лекция 1 Философия Древнего Востока.

План.

Вопрос 1. Философия Древнего Китая.

Вопрос 2. Философия Древней Индии.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.

Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен.

Восточная философия интровертна (погружена внутрь человека), она носит нравственно-религиозный характер.

В развитии философской мысли Древнего Китая следует выделить два

основных этапа:

Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений

(предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией.

Специфика китайской мифологии заключается в том, что мифы предстают

как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Они служили примером для подражания. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

Первые философские учения (VIII – VI вв. до н.э.) – натурфилософский

период, в который оформлялась модель миро устройства через переосмысление мифологической модели мира. Эта модель базировалась на следующих двух идеях: – идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. В частности, распущенность правителя

– непрекращающиеся дожди, глупость правителя – непрекращающийся ветер и т.д.

Небо – Человек – Земля – это изначальная гармония великой природы и эту гармонию следует поддерживать и не нарушать. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Это высший объект почитания в Китае, синоним окружающего мира в целом.  

Идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и

«инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян». Последовательность перемен, их ритмичность и направленность объясняется взаимо превращениями «инь» и «ян», круговоротом жизненной энергией «ци».

Второй этап На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли.

Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом

«соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей),

Даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.

Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Основоположник Кун Фу-цзы. Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы —

«благородный муж», идеализированный облик правителя. Конфуций считал, что в его время идеального правителя не было. Идеальные правители — святые «совершенно-мудрые» правили в древности. Результатом их правления являлось совершенное общественное устройство и передача

культурности (вэнь). Культурность и правильное общественное устройство — это две стороны единого«Пути» — Дао человека, который дано осознать и поддерживать не всем, а только образованным людям —чиновникам.

 «Благородный муж», по Конфуцию, это «тот, кто способен

проявлять в Поднебесной пять [качеств], является «человеколюбивым».

Обязательное качество, которое цзюнь-цзы должен воспитать в себе — это

жэнь — гуманность. Гуманность у Конфуция трактуется весьма широко как

совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, поэтому слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта». Гуманный человек должен быть лишен эгоистических помыслов и все силы отдавать на благо других.

Столь же обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу.

Долг — это моральное обязательство. Долг — это нормы отношений между

пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев,

мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

Следующее качество цзюнь-цзы—сяо — «сыновняя почтительность»,

благочестие и почитание старшего брата». Конфуций полагал, что если все

государство сверху донизу организовать как одну большую семью во главе с

верховным отцом-государем, то никаких противоречий между народом и

правящим классом не будетКонфуций рассматривал семью как «микрокосм

порядка в государстве и обществе».

Ли — следующая категория конфуцианской этики и обязательное качество

«благородного мужа»; «правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком

смысле правила поведения на все случаи жизни.

Еще одно качество, которым должен был обладать цзюнь-цзы — это чжи —

«разумность».

Учение о «совершенном муже» у Конфуция является очень важным, это

основа идеальной социально-политической структуры общества.

«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».

Первый следует долгу и закону, второй думает о том, как получше устроится, и получить выгоду. Первый требователен к себе, второй к людям.

«Благородный муж» - член правящей элиты, он управляет народом.

Главным средством управления Конфуций считал силу примера вышестоящих нижестоящим и убеждение.

Даосизм

Практически одновременно с учением Конфуция в Китае появляется еще

одна философская система — даосизм. Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао- дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.

Дао — одна из важнейших категорий даосизма и всей китайской философии.

Переводится это слово как «Путь». Конфуций видел в Дао олицетворение

верховных законов Неба, предписывающих создание определенного порядка в обществе, сумму социальных регламентов, дисциплины и этики.

В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения.

Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него. Дао никому не ведомо, оно недоступно для органов чувств Оно постоянно и неисчерпаемо. Даосские представления о Дао позволяют выделить ряд его интерпретаций.

1 Дао — это порождающее начало, генетически предшествующее миру

оформленных вещей. По представлениям даосов, Дао возникает в Пустоте и

туманности. Следовательно, Космос рождается в Пустоте.

2 Дао — Абсолютная пустота. Безграничная во всех отношениях.

3 Дао — как субстантивированная закономерность всего сущего, закон

спонтанного бытия космоса, общества и человека. Жить по закону Дао, означало: уважать мнение и действия других людей, относитися к ним по «человечески», не творить зла.

4 Дао — как принцип движения, как вечный источник движения. Главное

выражение Дао — «перемены» — изменение по принципу «то инь — то ян.

Это плавный переход одного в другое по закону всеобщего Дао: «одно инь,

одно ян и есть Путь».

К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй —

приницип недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление. Мудрый правитель следует Дао, опираясь на естественные свойства вещей, и не пытается упорядочить Поднебесную, используя законы, правила и ритуалы цивилизации, носящие внешний, искусственный характер.

Итак, даосизм — это философия, выражающая всю полноту человеческого

бытия, его нерасторжимое единство со всем миром, это путь цельного

существования человека, в котором духовное начало и физическая природа

рассматриваются в единстве.

 

Вопрос 2 Философия Древней Индии.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!