Пример 2: Группа как место коллективной исцеляющей практики



И, наконец, в качестве еще одного примера практики работы с интерактивными группами, хотелось бы показать, как работает такой новатор в области групповой арт-терапии, как Шон МакНифф. Его подход характеризуется соединением студийного подхода с элементами динамического подхода. Последний, однако, используется им совершенно нетрадиционным образом, что проявляется, например, в отходе от привычных для динамических групп интерпретативных стратегий и применении таких «интерпретаций», которые связаны с переводом изобразительного материала в иные сенсорные модальности, что будет показано ниже.

Работа МакНиффа с группами являет собой пример того либерального, основанного на шаманских и психодуховных практиках подхода к групповой арт-терапии, который характерен для определенной части американских специалистов. Примечательно также то, что по своей первой специальности МакНифф является художником, и это в какой-то мере объясняет его неприязнь к «сциентистскому», связанному с четким построением группового процесса и использованием различных диагностических процедур и вмешательств, подходу к арт-терапии. Свой подход к работе МакНифф определяет как поэтически-визионерский, делающий акцент на творческом самораскрытии и «диалоге» участников группы со своими произведениями, а также коллективном характере творчества.

Эксперименты МакНиффа в области интерактивной групповой арт-терапии относятся еще к началу 70-х годов. Спустя 30 лет, став президентом Американской арт-терапевтической ассоциации, он остается привержен поэтически-визионерскому подходу, выступая лидером того движения в американской арт-терапии, которое направлено на сохранение и дальнейшее развитие креативных, художественных элементов групповой арт-терапии.

В качетсве некоторых, наиболее значимых для себя культурных влияний МакНифф называет шаманскую традицию. Еще будучи студентом, а затем начав свою клиническую практику, он никак не мог согласиться с преобладающей в те годы среди арт-терапевтов тенденцией рассматривать художественные образы с точки зрения представлений о норме и патологии, поскольку его прежде всего интересовал исцеляющий потенциал искусства. Характеризуя некоторые признаки шаманской традиции МакНифф отмечает, что она предполагает использование всего спектра средств творческого самовыражения – музыки, движения, визуальных образов и объектов, костюмов, масок и т. д.. «В период своих экспериментов в Лесли колледже» –отмечает он (McNiff, S., 1992) – « я постепенно пришел к новым формам арт-терапии. Я, например, стал использовать барабаны и другие музыкальные инструменты для того, чтобы усилить воздействие образов и способствовать их появлению. Барабан позволял участникам группы воспринять изобразительную работу как движение и танец» (р. 23).

Другим важным признаком шаманской традиции МакНифф считает коллективный характер творчества. «История подтверждает» – продолжает он – «ценность сотрудничества в творческом процессе. Наши представления о художнике-индивидуалисте, творящем в полном одиночестве и вне общества, в сущности, игнорируют опыт истории искусства» (там же, р. 23). По мнению МакНиффа, характерное для западной культуры индивидуальное творчество связано с героической фазой в истории искусства, в то время как ренессанс шаманской традиции и использование исцеляющих возможностей искусства связаны с пост-героической фазой: «Возвращение шаманской традиции связано с верой в человеческое сообщество… Склонность к созданию шаманских сообществ участников творческого акта сохраняется в наших генах и ожидает момента своего проявления» (там же, р. 23).

Подчеркивая коллективный характер творчества в шаманской традиции и анализируя свой опыт ведения групп, МакНифф отмечает, что «Работа вместе с другими в группе создает особую энергию, отличную от той, которая появляется в процессе разговора. Душа «говорит» с душой через процессы создания образов, и члены группы по-особому чувствуют лидера. Я, например, заметил, что когда я не рисую вместе с другими, группа меня не «чувствует». Я считаю очень важным джля арт-терапии, чтобы специалист и члены группы использовали весь набор коллективных возможностей и избегали следовать определенным, жестко заданным ролям, которые чаще всего выполняют защитную функцию».

Проводя групповые сессии, МакНифф использует различные формы творческой работы с уже созданные участниками группы образами. Он, например, отмечает, что «используемые нами в арт-терапевтической студии способы интерпретации образов иногда являются групповой медитацией, в ходе которой мы созерцаем образы, разговариваем друг с другом и самими образами…» Он также использует сочинения участниками группы диалогов с образами и художественных описаний, визуализации и перформанса: «Продолжая применять диалоги с образами…, мы обнаружили, что процесс рассказы о них, либо общение с образами могут ограничивать интерпретации вербальной коммуникацией. Стремясь использовать возможности разных искусств, мы начали «интерпретировать» образы через перформанс и язык тела. Использование движений, драматического действия, голоса, звука и изменений в собственном облике и окружающем пространстве позволяло более полно включиться в образ… Перформанс являлся естественным результатом попыток найти более спонтанный способ взаимодействия с рисунками…, благодаря перформансу, мы даем автору возможность двигаться вместе с образом, отреагировать связанные с ним впечатления и осознать, как он влияет на тело» (там же, р. 119).

Используемые МакНиффом элементы теоретического обоснования своего подхода к работе с арт-терапевтическими группами будут рассмотрены нами в следующем разделе книги. Завершая его общую характеристику, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что деятельность МакНиффа вызывает в среде арт-терапевтов неоднозначную реакцию (Tipple, R. 1995), она несомненно отражает стремление современных специалистов в области групповой арт-терапии как можно полнее раскрыть ее потенциальные возможности, дополняя, в частности, индивидуальную творческую работу участников группы их активным взаимодействием.

 

Тематическая группа

 

Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий как по сравнению со студийной, так и динамической группами. Это достигается, главным образом, за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного характера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время, в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна динамической группе. В то же время, работа этой группы более динамична, чем работа студийной группы. Ее большая структурированность, по сравнению с динамической группой, оказывает тормозящее влияние на групповую динамику. Как правило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников.

Для обоснования деятельности тематической группы используется широкий набор различных теорий психологии и психотерапии. Большое влияние на появление этой формы групповой арт-терапии оказал, в частности, гуманистический подход. Это просматривается, например, в том, что сессии в ходе работы тематической группы имеют характерную для «групп встреч» трехчастную структуру, а внимание ее участников, в основном, ориентируется на контекст «здесь-и-сейчас». Кроме того, на теорию и практику тематических арт-терапевтических групп оказали влияние семейная, игровая, кризисная психотерапия и другие подходы. В то же время, все эти влияния интегрируются в специфическом контексте групповой арт-терапевтической работы, что позволяет гибко сочетать связанную с индивидуальным художественным творчеством интраспективную ориентацию членов группы с их активным вербальным и игровым взаимодействием.

Тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с весьма широким кругом клиентов, что связано с тем, что, в зависимости от состава группы и задач работы , могут применяться те или иные темы и виды деятельности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания, либо исследование тех или иных аспектов опыта членов группы и системы их отношений. Тем не менее, для работы в такой группе клиенты должны, по меньшей мере, понимать и соблюдать некие основные правила и обладать способностью к вербальному взаимодействию и фокусировке на определенных темах и заданиях.

Тематический подход к групповой арт-терапии может сочетаться с динамическим или студийным, а также с различными видами вербальной групповой и семейной психотерапии. Либманн (Liebmann 1987) перечисляет следующие ситуации, когда использование тематического подхода может быть наиболее оправданным:

· когда члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале работы;

· когда они никогда раньше не занимались в арт-терапевтических группах и ориентируются, главным образом, на свои впечатления от школьных уроков рисования;

· когда они чувствуют себя в группе слишком напряженно;

· когда имеются временные ограничения для арт-терапевтической работы (например, связанные с коротким пребыванием больного в стационаре), заставляющие сфокусировать внимание на определенных темах и проблемах;

· когда необходимо сплотить группу;

· когда нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность определить наиболее значимые для них вопросы;

· когда требуется активизировать взаимодействие между членами группы;

· когда необходимо вывести членов группы из их погружения в свой внутренний мир и побудить к более активным совместным действиям.

В ходе работы тематической группы может использоваться не только изобразительная деятельность и обсуждение рисунков, но и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем, как по отдельности, так и в сочетании. В целом, значение фактора художественной экспрессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, например, при использовании студийного подхода. Все это делает данную форму групповой арт-терапии весьма доступной для использования разными специалистами – не только теми, кто имеет глубокую подготовку по арт-терапии, но и теми, кто применяет, в основном, вербальную или семейную психотерапию.

Тематические группы работают более короткое время, чем динамические или студийные. Иногда они даже организуются как группы однократных встреч, в частности, «группы выходного дня». Тематические группы, также как динамические, имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких раз в неделю). Продолжительность сессий обычно составляет 1,5 -2,5 часа, хотя иногда сессии могут быть более продолжительными. Оборудование помещения примерно такое же, как и при работе динамической группы.

Цели и содержание сессий тематической группы определяются составом ее участников, в частности, их возрастом, интересами, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами, типом психических расстройств, степенью физических, интеллектуальных и коммуникативных ограничений и другими факторами.

При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыслей и образов в визуальной форме; и завершающую часть, предполагающую обсуждение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии.

С учетом условий и целей работы тематической группы, а также используемых в ходе нее психотерапевтических интервенций и форм взаимодействия участников, она может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время, в силу более значительной структурированности сессий, по сравнению с динамической или студийной группами, а также с индивидуальной арт-терапией, действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы, главным образом, на исследование вполне определенных аспектов их личного опыта и системы отношений. Поэтому действие фактора художественной экспрессии и разнообразные, связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт-терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода. Менее значимым в деятельности тематических групп оказывается и фактор психотерапевтических отношений. Взаимоотношения членов группы друг с другом и с психотерапевтом более жестко регламентированы, чем при использовании динамического подхода, что не дает достаточной возможности для отреагирования членами группы неосознаваемых, латентных потребностей переживаний. Все это дает основание представителям динамического подхода к групповой арт-терапии (Malloy 1988, Mcneilly 1984, 1987, 1989) критиковать тематический подход, называя его, в частности, «слишком инвазивным и связанным с директивным вторжением во внутренний мир членов группы» (Malloy 1988).

Позиция психотерапевта при использовании тематического подхода, действительно отличается большей директивностью, по сравнению с динамическим и студийным подходами. Он выступает в качестве безусловного лидера, организуя деятельность членов группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно использует собственные комментарии, коррегирует ложные умозаключения членов группы, дает советы, предоставляет им определенную информацию а, в случае необходимости, оказывает также прямую эмоциональную поддержку, убеждение, внушение и другие формы психотерапевтического воздействия.

Надеемся, что приводимый ниже пример позволит лучше понять особенности тематического подхода и позицию ведущего тематической группы. Данный пример характеризует деятельность Мариан Либманн – британского арт-терапевта, работы которой широко обсуждались в профессиональной среде в 80-90 годы.

Пример. Групповая арт-терапевтическая работа с использованием тем, игр и упражнений

 

В качестве условного названия используемого М. Либманн подхода мы выбрали словосочетание из подзаголовка одной из ее книг (“Арт-терапия для групп. Руководство по использованию игр, тем и упражнений”). На наш взглфд, данное словосочетание отражает один из основных принципов ее подхода к групповой работе, который заключается в структурировании деятельности группы за счет выбора тех или иных форм работы ее участников. Хотелось бы обратить внимание на то, что до получения арть-терапевтического образования М. Либманн имела квалификацию педагога, а позднее – социального работника, что, на наш взгляд, в определенной мере повлияло на ее подход к работе с арт-терапевтическими группами. Приводимый ниже материал основан, с одной стороны, на нашем личном общении с М. Либманн и, с другой стороны, на ее публикациях, в том, числе, вышеназванной книге (Liebmann, M., 1986), а также таких работах, как «Арт-терапия с группами» (Liebmann, M., 1990) и “Арт-терапия с правонарушителями” (Liebmann, M., 1994). Лежащая в основе ее подхода методология будет кратко рассмотрена в следующем разделе книги.

Подход М. Либманн к групповой арт-терапевтической работе отличается четкой структурированностью ходя сессий, достигаемой как за счет деления ее на определенные, различающиеся по характеру деятельности участников группы этапы, так и за счет регулирования содержания их изобразительной работы, связанного с выбором ведущим тех или иных тем, упражнений и материалов. Что касается деления сессии на этапы, то М. Либманн использует трехчастную структуру сессии, характерную также для “групп встреч”, предполагающую ее деление на введение (разогрев), основную деятельность и обсуждение. В отличие от “групп встреч”, первый и второй этапы связаны, в основном, с изобразительной деятельностью участников группы. На этапе введения (разогрева) они приветствуют друг друга и сообщают о своем самочувствии. Кроме того, ведущий может напомнить им о том, что происходило на предыдущей сессии и использовать те или иные способы “разогрева” участников за счет различных упражнений или простейших изобразительных техник. Затем участники группы переходят к основной деятельности или теме сессии: “Обычно ведущий выбирает для них тот или иной вид активности, с учетом того, что происходило на предыдущих сессиях, либо ориентируясь на те проблемы, которые проявились непосредственно в ходе данной сессии. Если группа уже работала в течение некоторого времени, она может самостоятельно выбрать для себя тему или род деятельности, также как и брать на себя ответственность за другие стороны работы, в частности, оказывать помощь новым участникам” (Liebmann, M.m 1986, p. 160).

Значительная часть (до 30-40%) общего времени сессии отводится на обсуждение изобразительных работ и подведение итогов занятия. Судя по публикациям и личным описаниям М. Либманн, обсуждения также определенным образом структурируются. Так. В частности, каждому участнику группы может даваться возможность рассказать о своей работе без каких-либо комментариев или вопросов со стороны окружающих, после чего участники группы могут делиться впечатлениями от работ друг друга или задавать вопросы. Иногда также может использоваться ретроспективный анализ работ, выполненных за определенный период времени, либо техника гештальта, когда участникам группы предлагается высказаться от лица всей работы или ее отдельных частей.

Как следует из приводимых М. Либманн описаний своей работы с группами, она не пытается интерпретировать ни изобразительную продукцию участников, ни групповой процесс, ни межличностные отношения участников группы.

М. Либманн активно работает с разными по составу группами в г. Бристоль. Ее группы состоят, в основном, из представителей местных сообществ. Так, в частности, она проводит сессии со смешанными группами детей и взрослых, а также с представителями «помогающих профессий». Продолжительность групповой работы как правило невелика. Нередко М. Либманн проводит «группы однократных встреч», например, такие, которые связаны с проработкой женских проблем.

 

Литература

 

Беккер-Глош В. Арт-терапия в алексианеровской психиатрической больнице // Арт-терапия: хрестоматия /Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001

Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.. М: Медицина, 1989.

Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. М: Академический проект, 2000.

Инкманн Л. Kunst Haus Kannen // Арт-терапия: Хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина – СПб: Питер, 2001.

Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002.—Том 5, №1. – С. 6-36. 

Кери Л. Семейная песочная психотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шефера и Л. Кери. – СПб: Питер, 2001.

Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб: Питер, 2001.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002.

Луззатто П. Краткосрочная арт-терапия в остром психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2000.

Макаров В. В. Лекции по психотерапии.-- М: Академический проект, 2000.

МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №2. – С. 8-25.

Навратил Л. К истории и предыстории Дома художников в Гуггинге // Из мира аднаво в другой / Под ред. Р. Буксбаума и П. Штели. – Киев: Сфера, 1997.

Рутан Дж. И Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. – СПб: Питер, 2002.

Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

Уайтекер П. Движение, импровизация и телесные ощущения в арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №1. – С.37-56.

Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. – СПб: Наука, 1992.

Хоган С. Проблемы идентичности// Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

Юткейт Л. и Тельгер К. Творчество душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской психиатрической больнице г. Мюнстера // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб: Питер, 2000.

Case, C. And Dalley, T. (1992) The Handbook of Art Therapy. London: Tavistock and Routledge.

Dax, C. (1953) Experimental Studies in Psychiatric Art. London: Faber.

Elliott, A. (2001) Concepts of the Self. Cambridge: Polity.

Gilroy, A. (2000) In Search of an Australian Art Therapy. International Networking Group of Art Therapists Newsletter. Vol. 13 (1), P. 3-10.

Gustafson, J. P. & Cooper, L. (1979) Unconscious Planning in Small Groups. Human Relations, 32, 1039-1064.

Hill, A. (1945) Art Versus Illness. London: Allen & Unwin.

Hogan, S. (1997) Feminist Approaches to Art Therapy. London: Routledge.

Kelly, O. (1984) Community, Art and the State: Storming the Citadels. London: Comedia.

Kramer, E. (1986) The Art Therapist’s Third Hand: Reflections on Art Therapy and Society at Large. The American Journal of Art Therapy, 24, 71-86.

Liebmann, M. (1986) Art Therapy for Groups. London: Croom Helm.

Liebmann, M. (1990) Art Therapy in Practice. London: Jessica Kingsley Publishers.

Liebmann, M. (1994) Art Therapy with Offenders. London: Jessica Kingsley Publishers.

Maclagan, D. (1985) Art Therapy in a Therapeutic Community. Inscape.

McNiff, S. (1992) Art as Medicine. London: Schambhala.

McNiff, S. (1999) Art-Based Research. London: Jessica Kingsley Publishers.

McNeilly, G. (1983) Directive and Non-Directive Approaches in Art Therapy. The Art in Psychotherapy 10 (4), 211-219 (Reprinted in Inscape, December 1984).

McNeilly, G. (1987) Further Contributions to Group Analytic Art Therapy. Inscape, Summer, P. 8-11.

McNeilly, G. (1990) Group Analysis and Art Therapy: A Personal Perspective. Group Analysis 23 (3), 215-224.

Rutan J. & Stone W. (2001) Psychodynamic Group Psychotherapy. New York: Guilford Press.

Stacey, K. (1993) Exploring Stories of Lesbian Experience in Therapy: Implications for Therapists in a Postmodern World. Dulwich Centre Newsletter, 2, 3-13.

Stevens, A.

Thornton, R. (1985) Review of Gerry McNeilly’s Article and Non-Directive Approaches in Art Therapy. Inscape, Summer, 23-24.

Ulman, E. & Dachinger, P. (1977) Art Therapy in Theory and Practice. New York: Schocken Books.

Wadeson, H. (1980) Art Psychotherapy. New York: Willey and Sons.

Waller, D.(1991) Becoming a Profession: The History of Art Therapy in Britain. London: Routledge.

Waller, D. (1993) Group Interactive Art Therapy. Its Use in Training and Treatment. London: Routledge.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!