Формы организации музыкального воспитания



Формы организации музыкального воспитания - внешние характеристики музыкального воспитательного процесса, которые предопределяются количеством его участников и видом музыкальной деятельности.

В музыкальном воспитании принято разделять такие формы его организации: массовые; групповые; индивидуальные.

Массовые формы организации музыкального воспитания, как правило, внедряются в общественном воспитательном процессе. Они являются частью учебно-воспитательного процесса любого учебного заведения. В общественной жизни массовые формы организации музыкального воспитания внедряются средствами массовой информации, разными творческими организациями, развлекательными учреждениями.

Групповые формы организации музыкального воспитания отмечаются небольшим количеством участников, которых объединяет определенный музыкальный жанр или тематика. В практике наиболее популярные - это клубы любителей старинной музыки, почитателей определенных исполнителей, любителей современных музыкальных жанров, течений и т.п.

Индивидуальные формы организации музыкального воспитания применяются в профессиональной подготовке музыкантов и тесно объединяются с учебным процессом.

В практике - это индивидуальные занятия, во время которых рядом с учебными задачами решаются вопрос воспитательного плана.

Общие методы музыкального воспитания

Определение методов и форм организации музыкального воспитания в истории развития музыкальной педагогики имеет субъективно произвольный характер. Авторы, которые давали определение этим категориям, старались объяснять свои методические действия словами, которые чаще всего не имели чёткого научного терминологически-семантического обоснования. И это не удивительно.

Российский театральный классик К.С.Станиславский, который впервые разложил "по полкам" процесс обучения актерскому искусству отмечал: "Об искусстве нужно говорить и писать просто, понятно. Мудрёные слова пугают ученика. Они возбуждают мозг, а не сердце. От этого в момент творчества человеческий интеллект вытесняет артистическую эмоцию с её подсознанием, которым отведена значительная роль в нашем направлении искусства.

Но говорить и писать «просто» о сложном творческом процессе трудно. Слова слишком конкретны и грубы для передачи неуловимых, подсознательных ощущений" Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Искусство, 1951. -- С.3.

Это объясняет то, что, давая определение некоторым понятием воспитания и обучение искусству, авторы использовали терминологию, которая бытовала в практике их творческой деятельности. Такой подход приводил к тому, что формы организации и методы воспитания и обучения при их теоретическом определении приобретали тождественное (сходное) значение, а иногда смешивались с видами художественной деятельности.

Что касается процесса музыкального воспитания, то общности в теоретических определениях методов музыкального воспитания до сих пор нет.

Например, российский теоретик эстетического воспитания Лихачев Б. Т. в общем художественном воспитании детей выделяет три основные группы методов: а) практическое обучение; б) эстетичное оптимальное восприятие; в) художественно-творческая деятельность Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие. -- М.: Просвещение, 1985. - С.136-142. . В этом мы усматриваем терминологическую некорректность, так как процессы обучения и воспитание в педагогической науке рассматриваются отдельно и имеют свои четко определеные методы.

Авторы одного из последних российских пособий "Теория и методика музыкального воспитания" Халабузарь П.В. и Попов В.С. считают, что музыкальное воспитание осуществляется исключительно в формах музыкальной деятельности: а) слушание музыки; б) практическая творческая деятельность (исполнительство); в) учебная деятельность (музыкальная грамотность); г) общественно-полезная деятельность, которая выражается активной пропагандой музыкального искусства. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб, 2000 - С.6-13. . Это утверждение вообще отмечается глобальным подходом, который охватывает весь учебно-воспитательный процесс, где смешивается в одно и музыкальное обучение, и музыкальное воспитание.

Более четкого теоретического определения имеет характеристика методов музыкального воспитания, которая сформулирована исследовательницей проблем музыкального воспитания детей младшего возраста Ветлугиной Н.А. Эта характеристика сводится к их определению на основе общей педагогики, а именно: а) методы убеждения средствами музыки; в) методы приучения и упражнения. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - С.31-33. Такой подход имеет научно-теоретическую основу и дает возможность дальнейшего детального обоснования методов на основе главных положений теории воспитания.

Известная профессор Апраксина О.А. избегает теоретических обоснований и предлагает в организации музыкального воспитания школьников опираться на систему, которая включает: воспитание у школьников интереса и любви к музыке, необходимости общения с ней; обучение разным видам музыкальной деятельности; развитие музыкально-творческих способностей; образование, которое предусматривает знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. - М.: Просвещение, 1983. - С.54.

Авторы Дмитриева Л.Г. и Черноиваненко Н.М. разделяют методы музыкального воспитания на три подгруппы: методы стимулирования музыкальной деятельности; методы эмоционального влияния; методы сравнения. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методы музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989. - С.3-10. Такая характеристика включает только определенную часть музыкально-воспитательной деятельности, которая не в полной мере предусматривает формирование навыков музыкально-творческой практической деятельности учеников, которая является составной частью музыкальной воспитанности личности.

Известный украинский методист, профессор Ростовский А.Я. определяет основные методы музыкального воспитания на основе закономерностей музыкально-образовательного процесса, которые в свое время выдвинул Кабалевский Д. Б.: а) воспитательное влияние музыки возможное только тогда, когда дети учатся по-настоящему слышать ее и раздумывать над ней; б) эстетичное влияние музыки на духовный мир ученика возможный только тогда, когда музыкальное произведение приносит ему художественное наслаждение Ростовський О.Я. Методика викладання музики в основній школі: Навч. посібник. - Тернопіль, 2001. - С.8-10. Такой подход раскрывает перспективу субъективного (творческого) определения и применение методов музыкального воспитания, исходя из конкретного содержания музыкального материала, который предлагается ученикам для ознакомления и изучение.

В профессиональном музыкальном обучении Полянский Ю.А. предлагает комплексный метод воспитания и обучение музыканту, где понятие метод рассматривается как совокупность действий преподавателя, построенных на объективных способах познания и превращение действительности в процессе обучения и воспитания. Дьяченко Н.Г. и др. Теоретический основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях / Н.Г.Дьяченко, И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. - К.: Муз. Украина, 1987. - С.22-33. Такое определение включает широкий круг основных категорий музыкального обучения и воспитания и претендует на отдельную методику подготовки музыканта определенного уровня.

Более творчески предлагает подходить к выборам методов воспитания будущих музыкантов Баренбойм Л.А. Во-первых, в музыкальном воспитании и обучении он отстаивает необходимость преодоления противоречия между эстетичными (художественными) принципами и выбором методов музыкального обучения и воспитанию. Он отмечает: "Нередко методы работы педагога находятся в противоречии с его художественными установками. Если, например, он ставит своей задачам воспитать исполнителя, который сможет свободно и импровизационно передать поэтический образ музыкального произведения, но при этом "натаскивает" ученика, заставляя его механически копировать свое исполнительство ("играй, как я"), то между художественным идеалом и методами создаются непреодолимые противоречия". Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -- М.: Музыка, 1974. -- С.12..

Во-вторых - в профессиональной подготовке музыканта Баренбойм Л.А. определяет необходимость воспитания качеств творческого представления и эстрадного самочувствия.

В общем музыкальном воспитании он предлагает применить так называемый "элементарный музыкальный комплекс", который включает в себя пять основных компонентов: переживание музыки; музыкальный слух; чувство музыкального ритма; умение сосредоточенно "наблюдать" по течению музыки; привычки и умение читать музыку (Там же. - С.229). Из этого нужно сделать вывод, что формирование указанных качеств Баренбойм Л.А. относит к сфере формирования музыкального сознания (мышление), что в свое время подчеркивали Б.В. Асафьев и Б.Л.Яворский.

Несколько необычный подход к определению теоретических категорий музыкально-педагогического процесса осуществляют Абдуллин Э.Б. и Николаева Е.В. в своем учебнике «Теория музыкального образования» Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. Во-первых, понятие музыкальное образование они рассматривают субъективно, не придерживаясь основных положений основ классической теории педагогики. Образование - это процесс и результат обучения, воспитания и формирования личности. Образование по отраслям производственной и общественной сферы, в том числе и музыкальное, в конечном счете, может быть элементарным, средним, специальным, высшим и т.п. Поэтому формы его организации определяются внешними характеристиками процесса его получения - дневное, вечернее, заочное и др. Авторы в качестве основной формы музыкального образования считают уроки музыки, хотя в общей педагогике уроки являются основной формой организации исключительно школьного обучения или видом учебных занятий.

Не совсем корректно выделены в отдельную главу упомянутого учебника «методы музыкального образования». Такого понятия в теории музыкальной педагогики вовсе не может быть. Категория «метод» в классической педагогике относится исключительно к конкретным ее разделам - теории воспитания, теории обучения (дидактика), а не к образованию в целом. Поэтому методы обучения и методы воспитания в музыкальной отрасли следует рассматривать раздельно, т.к. они имеют разное предназначение. Как теоретические категории, они представляют собой взаимодействие учеников (воспитанников) и учителей (воспитателей), в результате которого в музыкальном обучении происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков, а в музыкальном воспитании - формирование сознания (мировоззрения), личностных музыкальных качеств, развитие музыкальных способностей учеников (воспитанников).

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!