Принципы и этапы процесса музыкального воспитания личности



Лекция № 1

Понятие «педагогика».

Понятие «педагогика» давно вошло в обиход научных и бытовых терминов, обозначающих процессы и явления, связанные с обучением и воспитанием человека. В различных теоретических источниках его происхождение трактуется как соединение двух греческих слов: «пайда» - ребёнок и «аго» - вести. В словесной аббревиатуре - дословно «детоведение».

Долгое время педагогика в практической жизни людей имела синкретический характер, определяющий воспитание и обучение поколений укладом жизни, особенностями этнических, национальных и религиозных традиций. Лишь в ХVІІ веке она начала обретать научные основы. Это связано с именем чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), который впервые процессу обучения и воспитания человека начал давать научные обоснования, исходя из цели, логики и последовательности его организации. Свои взгляды на это он изложил в известной работе „Великая дидактика”(1632).

В последнее время в современной научно-педагогической теории появились разветвления педагогики по отдельным отраслям педагогических знаний, связанных с различными направлениями развития и функционирования жизни общества.

Наряду с педагогикой, изучающей особенности обучения и воспитания детей с различными возрастными и психофизиологическими характеристиками (дошкольная педагогика, педагогика средней, высшей школы, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика), появились педагогические науки, связанные с отраслями производства и отдельными аспектами общественной жизни - социальная педагогика, производственная педагогика, спортивная педагогика (педагогика спорта), медицинская педагогика, военная педагогика и другие.

Одной из таких отраслевых ответвлений следует считать и музыкальную педагогику, которая изучает особенности образования и воспитания людей в области такого вида искусства как музыка.

Любой учебно-воспитательный процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Этот процесс имеет двусторонний характер и предполагает как организацию и руководство, так и собственную деятельную активность личности воспитанника. Тем не менее, главная роль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обосновано выбирает и применяет формы организации, методы и приемы воспитательной работы.

Сущность любого учебно-воспитательного процесса включает основные компоненты: цель, закономерности, движущие силы, структуру, этапы воспитательного процесса и оптимальные условия его осуществления. Не смотря на то, что музыкальный учебно-воспитательный процесс - это комплексная категория, включающая в себя обучение и воспитание индивида, его всё-таки следует рассматривать дифференцированно - музыкальное воспитание и музыкальное обучение.

Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание как специфическую педагогическую деятельность, направленную на достижение разных уровней музыкальной сформированности личности, необходимо рассматривать в таких значениях:

· составная часть духовного развития человека, её художественно-эмоциональной сферы, эстетического отношения к окружающей жизни в процессе формирования личности.

· средство развития музыкальных способностей человека, которые обеспечивают сознательное восприятие музыкального искусства, способность критического отношения к музыкальным явлениям, распространению влияния музыки на процессы общения людей, улучшение их быта, сохранение и приумножение национальных музыкальных традиций.

· специально организованный целенаправленный процесс формирования профессиональных музыкальных качеств и музыкально-эстетического сознания будущего музыканта.

Структура музыкального воспитания

Процесс музыкального воспитания в своем логическом построении имеет структуру, которая определяется объективными и субъективными факторами.

К объективным факторам принадлежат особенности развития современного общества и связанных с этим процессов художественно-эстетического творчества и музыкального искусства, развитием профессионального музыкального образования и воспитания на государственном уровне, возрождением национальных музыкальных традиций и народного творчества, расширением влияния музыкального искусства на разные сферы общественной жизни.

Субъективными факторами являются стремления значительной части молодежи к овладению навыками музыкально-творческой деятельности, использование образцов музыкального искусства в повседневной жизни, расширением сети учреждений, которые используют музыкальное искусство как средство организации прибыльного бизнеса.

Методологической основой музыкального воспитания, как и художественно-эстетического творчества, в целом, есть эстетика - философская наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сути и формах отображения действительности и преобразование жизни по законам красоты. Поэтому цель и структура музыкального воспитания в целом должны быть подчинены эстетическим категориям, которые соответствуют и оказывают содействие воспроизведению и улучшению жизни “по законам красоты”.

Такое условие может быть создано только при подчинении объективных и субъективных факторов развития процесса музыкального воспитания единой цели - формированию личности, способной ценить красоту и создавать ее вокруг себя.

Таким образом, структура процесса музыкального воспитания - это логическая, последовательная совокупность основных теоретических и практических компонентов воспитательного процесса, которые составляют его основную сущность. К ней принадлежат: Цель, содержание, формы организации, методы и средства воспитания, результат.

Цель музыкального воспитания предусматривает всестороннее музыкальное развитие человека, которое даст способность ему воспринимать и ценить музыкально-эстетичные явления как частицу общественного сознания, развивать и использовать её для улучшения окружающей жизни, создания музыкальных произведений и других образцов музыкальной культуры.

Содержание музыкального воспитания включает: формирование музыкально-эстетического сознания личности, ее музыкальных способностей и привычек музыкально-творческой деятельности.

Формирование музыкально-эстетического сознания личности в конечном результате предусматривает: овладение определенным комплексом знаний и представлений о музыкальном искусстве; навыки аналитически-оценочного музыкального мышления, базирующегося на приоритетных общечеловеческих и художественных ценностях. Содержание музыкального воспитания реализуется: условиями создания музыкально-эстетичной среды; воспитательным влиянием музыкальных явлений с помощью педагогической деятельности преподавателей; созданием условий для самостоятельной музыкально-творческой деятельности личности.

Формы организации музыкального воспитания разделяют на индивидуальные, групповые и массовые. В контексте учебно-воспитательного процесса различают урочные и внеурочные формы организации музыкального воспитания.

Методы музыкального воспитания - это взаимодействия между объектами и субъектами (воспитанниками и воспитателями) музыкального воспитательного процесса, направленные на формирование музыкально-эстетического сознания, навыков практического музыкального творчества и личностных музыкальных качеств.

Методы музыкального воспитания в практической реализации имеют составные части - приемы. Прием музыкального воспитания - кратковременное действие (взаимодействие), деталь метода воспитания, которое реализуется в условиях конкретной воспитательной ситуации.

Средствами музыкального воспитания считаются разные виды музыкально-эстетичной деятельности, которые реализуются в процессе изучения учебных предметов музыкального цикла, а также во внеурочных формах организации музыкально-воспитательной работы.

Эти виды деятельности можно разделить на сугубо учебные, учебно-игровые, общественно-творческие и развлекательно-прикладные.

Выбор методов и средств музыкального воспитания зависит от цели, содержания и принципов воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Как и всякий общественный процесс, музыкальное воспитание личности имеет свои движущие силы, т.е. предпосылки, которые заставляют постепенное количественное и качественное преобразование уровня ее музыкальной воспитанности.

К главной движущей силе процесса общественного музыкального воспитания можно отнести основное внутреннее противоречие, которое определяет необходимость продвижения музыкально-воспитательного процесса вперед - противоречие между желательным и имеющимся состоянием развития национальной музыкальной культуры в контексте развития мировых культуротворческих процессов.

С другой стороны, движущими силами могут выступать личностные противоречия, которые побуждают человека к участию в процессе музыкального воспитания и развития своих музыкальных качеств. Эти противоречия вызваны противоречием между новыми музыкально-эстетическими требованиями, запросами личности и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения.

Разрешение этих противоречий приводит к созданию личных мотивов овладения личностью музыкальными знаниями, умениями и навыками. Эти мотивы можно условно разделить на материальные, социальные и морально-психологические.

Материальные мотивы- это стремление овладеть музыкальной профессией с целью получения в дальнейшем материальной выгоды (работать в музыкальной сфере, получать материальное вознаграждение). Социальные мотивы - это стремление овладеть музыкальной профессией или знаниями с целью определения своего места в обществе, личностного самоутверждения. Морально-психологические мотивы - это стремление овладевать музыкальными знаниями, умениями и навыками ради собственного удовольствия, получения удовлетворения и наслаждения от соприкосновения с музыкальным искусством.

Как динамический процесс музыкальное воспитание личности в логике своего построения имеет последовательные этапы. Эти этапы обусловливаются основными критериями музыкально-эстетичной сформированности личности и проходят параллельно с этапами формирования личности в целом.

Принципы и этапы процесса музыкального воспитания личности

Любая социально-педагогическая система состоит из единства двух структур. Первая - содержательная - дает четкое представление об основных целостных системах, методологических подходах к определению содержания, форм организации и методов ее реализации. С помощью содержательной структуры определяется и формулируется основной набор конкретных содержательных задач. К ним принадлежат, например, такие, как: развитие физиологической и психологической основы музыкально-эстетичной культуры; развитие культуры восприятия и оценки художественно-эстетичных явлений из позиций единства формы и содержания; воспитание художественного вкуса в его единстве с морально-эстетическим идеалом, формирование особого типа художественно-образного мышления; развитие эмоциональной сферы личности; содержательное обогащение процесса духовной жизни, содержания духовных нужд и обеспечения глубокого эстетического переживания.

Другая сторона социально-педагогической системы предусматривает формальную (внешнюю) структуру, которая оформляет рассмотренные выше содержательные задачи в теоретические границы логики их реализации.

Эффективность музыкально-эстетического воспитания зависит не только от степени единства его внутренней и внешней структур. Она зависит еще от правильного понимания специфики музыкального искусства как общественного явления, от умения преподавателей проявить эту специфику и учесть ее в практической преподавательской деятельности.

Формальную (внешнюю) структуру организации музыкального воспитания определяют принципы - теоретические идеи, на которых базируется содержание процесса музыкального воспитания.

В процессе организации практической воспитательной работы необходимым условием выступает принцип объединения урочных, внеурочных занятий и организованного влияния музыкального искусства с помощью средств массовой информации. В учебном плане предметы музыкального цикла имеют такое количество часов, которых достаточно для усвоения лишь основных профессиональных знаний. Поэтому учебный процесс может дать только направление, определить задачи профессиональной музыкальной подготовки.

Но в области музыкального воспитания необходимо учитывать, организовывать и анализировать весь поток художественной информации, которая стекается к личности по разнообразным каналам. Поэтому важно достигать единства урочных и внеурочных форм организации музыкального воспитания. Обязательность этого требования сохраняется при любом количестве учебных часов, которые отводятся на профессиональную подготовку в учебном плане.

Как и любой воспитательный процесс, музыкальное воспитание имеет свои этапы, которые определяют уровень музыкальной воспитанности и сформированности личности в определенный период или промежуток времени. Каждый этап имеет свою цель и содержательные компоненты, которые определяют формы организации, средства и методы музыкального воспитания.

Первый этап - осознание основных музыкально-эстетических понятий, исторического опыта становления и развития музыкального искусства, его роли в общественной жизни и жизни отдельного человека.

Содержательными компонентами музыкального воспитания на этом этапе выступают развитие общей музыкально-эстетичной эрудиции личности, предоставление элементарных знаний в области музыкального и сопредельных с ним искусств. Для этого используются средства и методы массового привлечения личности к знакомству с музыкальными явлениями. В процессуальном плане - это организация посещения музыкальных концертов, слушание музыкальных произведений, изучение истории музыкального искусства, его специфического влияния на развитие человеческой цивилизации.

Второй этап - формирование оценно-критического отношения к явлениям музыкального и сопредельных с ним видов искусства. Основой содержания музыкального воспитания личности на этом этапе становится формирование личностного отношения человека к явлениям музыкального искусства и развитие привычек самостоятельного музыкального творчества.

Как средства и методы музыкального воспитания применяются действия, связанные с выделением наиболее любимых для личности музыкальных произведений, их анализ с целью развития личных музыкально-эстетичных преимуществ, которые базируются на эмоциональной адекватности восприятия музыкального произведения, обоснованности оценочных суждений.

Третий этап - формирование музыкально-эстетических взглядов и убеждений, построенных на приоритетных общечеловеческих и художественно-эстетичных ценностях.

Процесс музыкального воспитания на этом этапе имеет решающее значение для формирования личности. Содержательными компонентами его выступают такие, которые дают способность не только проявлять оценно-аналитическое отношение к музыкальным явлениям, а и четко отмежевывать антихудожественные, антиэстетические музыкальные произведения и проявления подобного музыкального творчества.

Средствами и методами здесь выступают такие, в основе которых лежит не только восприятие музыкальных явлений, а и практическая музыкально-творческая деятельность. На этом этапе музыкальное воспитание осуществляется с привлечением личности к активной музыкально-творческой деятельности, где она выборочно относится к формированию своего исполнительского репертуара согласно личностным музыкально-эстетичным убеждениям.

Четвертый этап - формирование музыкально-творческой и художественно-эстетической направленности личности, способной создавать новые музыкальные произведения и образцы музыкально-эстетической культуры.

На этом этапе содержание музыкального воспитания направлено в завершение музыкально-эстетического формирования личности. Оно реализуется в условиях профессиональной подготовки музыканта.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!