Правление Владимира Святого (980 - 1015)



Оглавление

Часть 1

1. В чём заключается цивилизованный выбор Владимира Святого? Его значение в судьбе России.

2. Какие факты позволяют считать период правления Ярослава Мудрого расцветом Киевской Руси?

3. Охарактеризуйте крупнейшие политические центры Киевской Руси периода феодальной раздробленности.

4. Золотоордынское иго в российской историографии.

5. Охарактеризуйте причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель.

6. В чём состоит специфика формирования единого Российского государства

7. Каковы отличия российского самодержавия от европейского абсолютизма

8. Существовала ли альтернатива опричной политике Ивана Грозного?

9. Cмута начала ХVII в.и историческое значение её преодоления.

10. Сословно-представительная монархия в истории России в российской историографии.

11. «Священство выше царства»- причины противостояния церкви и государства в ХVII в.

12. Можно ли считать XVII век переходным от Средневековья к Новому времени? Обоснуйте Вашу точку зрения.

13. Каковы экономические, социальные и социокультурные аспекты петровской модернизации.

14. Что такое «Просвещённый абсолютизм?», к какому периоду русской истории относится этот термин?

15. «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию»: причины протестного движения в эпоху либеральных начинаний Александра I.

16. «Россию надо подморозить»: удалось ли автору этих слов «подморозить» Россию. Что он имел ввиду?

17. «На Березине Наполеон потерпел сокрушительную победу» - как Вы понимаете эти слова? Кому они принадлежат и по какому поводу сказаны?

18. Кто такое народники? Лидеры движения, организации, их цели и задачи

19. «Порвалась цепь великая» : крестьянская реформа, значение, социально- экономические последствия.

20. Содержание манифеста 17 октября и начало российского парламентаризма. Роль С.Ю. Витте.

21. Расстановка политических сил в ходе первой русской революции. Третьеиюньский государственный переворот.

22. Системные реформы П.А. Столыпина, их результаты и значение.

23. Российская империя в Первой мировой войне: мировой баланс сил и национальные интересы.

24. Причины и последствия Первой мировой войны.

 

Часть 2

1. Падение самодержавия в России, расстановка политических сил. Сущность двоевластия.

2. Первые социально-политические и экономические преобразования в Советской России.

3. Борьба за выход из войны. Брестский мир и его последствия.

4. Политика и идеология военного коммунизма.

5. Гражданская война: сущность, участники, этапы, итоги.

6. Необходимость и сущность НЭПа.

7. Национальное государственное строительство в 1918-1924 гг. Образование СССР.

8. Внутриполитическая ситуация в стране в 20-е гг. ХХ в. Утверждение однопартийной политической системы.

9. Советская модель индустриализации: достижения и противоречия.

10. Сплошная коллективизация судьбы крестьянства в 30-е годы.

11. Сущность и основные итоги культурной революции.

12. Политические процессы и репрессии в 1930-е гг.

13. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности накануне второй мировой войны.

14. Этапы Великой отечественной войны.

15. Значение победы советского народа в Великой отечественной войне. Послевоенные геополитические изменения.

16. Особенности внутренней политики в послевоенный период. Возврат к массовым репрессиям

17. История «холодной войны»: предпосылки, основные этапы, итоги.

18. Десталинизация и укрепление позиций Н.С. Хрущева (1955-1958 гг.)

19. «Хрущёвская оттепель»: тенденции и противоречия.

20. Эпоха правления Л.И. Брежнева. Модель «развитого социализма»: теория и реальность.

21. Курс на ускорение социально-экономического развития СССР, причины его несостоятельности (1985-1991гг.)

22. Эпоха перестройки. Причины неудач попыток «совершенствования социализма».

23. Крушение советской власти и первые шаги новой российской государственности. Политические реформы в СССР в 1987-1991 гг.

24. Кризис межнациональных отношений в СССР в 1989-1990 гг.: «парад суверенитетов».

25. Политический кризис 1991 г. и распад СССР. Образование СНГ.

26. Ваучерная приватизация и экономические реформы Е.Е. Гайдара. Основные положения, результаты реформ, их радикализм и незавершённость.

27. Кризис двоевластия (1992-1993гг.) Причины противостояния президента Ельцина и Верховного Совета России.

28. Трансформация государственно-политического строя России (1993-1995 гг.) Конституция 1993г.

29. Кризисные явления в экономике и дефолт (1998г.)

30. Политические реформы В.В. Путина. Курс на суверенную демократию.

 

1. В чём заключается цивилизационный выбор Владимира Святого? Его значение в судьбе России.

Правление Владимира Святого (980 - 1015)

В целом время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становления феодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремесел. Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося государства побудила Владимира ввести на Руси в 988-989 гг. христианство в форме византийского православия. Первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались языческих верований. На княжение Владимира приходится расцвет Древнерусского государства, земли которого раскинулись от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей.

Благотворному влиянию христианства на жизнь и нравы русского народа содействовало развитие у нас духовного просвещения, учреждения школ и развитие духовной письменности. Св. Владимир заботился о просвещении народа. Им открыты были первые школы, куда родители должны были отдавать детей. В Киеве и других русских городах великий князь организовывал училища, сам призывал учителей к себе и наставлял их, как они должны обращаться с детьми. Примеру Владимира следовали и его преемники, а также духовенство и иноки. В монастырях на книжное дело смотрели, как на дело Божие, а потому некоторые из монахов все свободное время от молитвы время посвящали переписыванию книг и переводу их. Случалось, что для списывания книг монахи путешествовали даже на Восток – в Константинополь и на Афон. Заботясь о христианском просвещении народа, архипастыри и пастыри Русской православной церкви старались утвердить в Русской земле гражданский порядок на незыблемых основах христианского учения. Особенно благотворно было их влияние в бедственные времена княжеских междоусобиц. Митрополиты или сами старались прекращать споры князей, или для этого посылали к князьям епископов. Русские иерархи вступались почти в каждую усобицу князей, как общие миротворцы и ходатаи за благо народа. Среди удельных междоусобиц и разделений наша иерархия оставалась единой, нераздельной и это единство много содействовало объединению Русской страны.

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.

Т.о. можно сделать вывод, что принятие христианства стало новым витком в развитии общественных и культурных отношений восточных славян. Как креститель Руси, Владимир канонизирован Русской православной церковью.

2. Какие факты позволяют считать период правления Ярослава Мудрого расцветом Киевской Руси?

Правление Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. В Киеве при Ярославе было около 400 церквей и 8 рынков. С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Возникала первая русская живопись – иконопись. При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище. В нем учили письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.
При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение
Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда". "Это первый сборник русских законов в письменном виде. Ярославу принадлежат первые 17 статей. Они получили название "Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава". Законы Ярослава касались споров между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Кровная месть ограничивалась лишь кругом ближайших родственников. Это позволяет считать, что обычаи первобытного строя существовали уже как пережитки. Затем законы Ярослава были расширены и дополнены его сыновьями.
При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Немаловажной заслугой Ярослава стало также и то, что во многом благодаря его усилиям началось существование такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура.
Эпоха Ярослава Мудрого имеет еще одно непреходящее значение: позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению.

3. Охарактеризуйте крупнейшие политические центры Киевской Руси периода феодальной раздробленности.

В период феодальной раздробленности Древней Руси (середина XII в.- XIII в.) все князья хотели править без подчинения кому-либо. Ситуация неподчинения ряда княжеств центральной власти ради обособления называется феодализацией или феодальным строем. Характерен он были для Древней Руси.

Причиной феодальной раздробленности в любом государстве является наличии натурального хозяйства (все нужное производили у себя в княжестве или поместье, торговли было мало).

Съезд Рюриковичей в Любече в 1110 г. реформировал систему престолонаследия у Рюриковичей. Взамен кругового наследования по старшинству в роду, почти 200 лет державшее Древнюю Русь в условиях натурального хозяйства в единстве, пришло обычное при феодализме наследование отцу. При этом удел получал каждый сын. Следовательно княжества делились, мельчали Ничто больше не сдерживало стремление князей к обособлению.

Основными политическими центрами на Руси в период феодальной раздробленности началу XIII в. стали Киевская земля, Северо-восточная Русь, Юго-западная Русь, Северо-западная Русь.

К Киевской земле относились все вся территория по обеим сторонам Днепра -Киев,Чернигов, Полоцк и другие княжества. Однако в связи с тем, что каждый князь заботился о безопасности своих владений сам, значимость власти киевского князя падала, этому же способствовали жестокие междоусобицы за киевский все еще престижный престол, хоть в значительной степени и с номинальной властью.

К Северо-западной Руси относились ряд городов - Новгород, Псков, Изборск и др. Находясь в зоне рискованного земледелия, они получали сверхдоходы за счет торговли с Ганзой (Германия), что определило их политический строй по типу Генуэзской республики (торговые республики). Они управлялись ставленниками купцов (гостей). Князя нанимали для защиты городов и сбора дани в зависимых от них землях. Такое вечевое правление сохранялось до походов Ивана III в конце XYв.

Юго-западная Русь (Галицко-Волынская земля) развивалась под влиянием своих западных соседей – центрально-европейских стран – Польши (лядская земля), Венгрии (угорская земля), Византии (греческая земля до 1204 г. она временно прекратила свое существование из-за крестоносцев) и др. Галицкая земля - это Прикарпатье обособилась от Киева в 1134 г., а Волынь - по течению Буга - несколько позднее в том же XIIв.

Волынское княжество достигло могущества при Ярославе Осмомысле (1152-1187 гг). В борьбе за престол князьям помогали венгры, германцы. С окончанием рода Ростиславичей в битву за княжение включились черниговские и смоленские князья. В 1199 г. Владимиро-Волынский князь Роман Мстиславович смог объединить землю, но вскоре погиб. Борьба за престол продолжалась. Во второй половине XIY в. Волынь захватила Литва, а Галицкое княжество - Польша

В Галицко-Волынской землераньше, чем в других частях Древней Руси развилась частная собственность на землю. Острее протекала междоусобная борьба. Им труднее было отстоять свой суверенитет. Самые крупные города Львов, Волынь, Владимир.

Северо-восточная Русь стала фактически правоприемницей Киева. Во Владимир в 1169 г. переместился княжеский престол, а позднее - митрополита. По этой и ряду других причин здесь возник центр собирания русских земель.

В различные периоды эта земля носила наименование Ростовской, Владимирской, Владимиро-Суздальской, Ростово-Суздальской и т.п.

До IXв. славян здесь не было, жили финно-угорские племена: мурома, мордва, мери и др. Вскоре здесь стали селиться кривичи, вятичи, словене. Появились города Переяславль-Залеский, Переяславль-Рязанский, Ярославль, Cуздаль, Владимир. Правили Всеволод, Юрий Долгорукий, с его именем связано начало Москвы, Андрей Боголюбский (жил в селе Боголюбово).

4. Золотоордынское иго в российской историографии

Большинство историков считает, что нашествие и установившееся затем монголо-татарское иго изменили весь ход русской истории.

При всех спорах и спекуляциях последствия монгольского нашествия представляются очевидными.

1. В битвах погибло большинство дружинников, часть мужского населения и вообще жителей, особенно в городах. Из 74 городов на подвергшихся нашествию территориях 49 были разрушены войсками Батыя. Треть из них обезлюдела и больше не восстанавливалась. Уцелели Новгород и Псков, до которых монголы не дошли. Многие русские люди были уведены в рабство. Сельское население лесостепи уходило в междуречье Оки и Волги, на северо-западные, северные и северо-восточные территории Руси. Осваивались земли в лесных массивах и на водоразделах рек, требовавшие больших начальных затрат труда. Появление слова «деревня» (от «драть») связано с раскорчевкой новых земель. Природно-климатические условия ведения хозяйства ухудшились. Преобладали тяжелые почвы, которые давали невысокие урожаи.

2. Вся территория некогда мощного Древнерусского государства была поделена между соседями, которые не преминули воспользоваться ситуацией и округлили свои владения за счет соседней Руси. В состав Великого княжества Литовского, возникшего в XIII в., вошли Полоцкое, Турово-Пинское, Волынское, Киевское, Черниговское, Смоленское княжества. Ливонский орден крестоносцев обосновался в Прибалтике и

стремился к постоянным захватам русских земель. Только победы новгородцев под руко­водством Александра Ярославича Невского (1220-1263) над шведами в Невской битве (15 июля 1240) и ливонскими рыцарями в «Ледовом побоище» (5 апреля 1242) приостановили экспансию с Запада.

3. В 1243 году, после возвращения Батыя из похода в Европу, в степных низовьях Волги образовалось государство Золотая Орда. Формально русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздальская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. «Ярлыки» – грамоты на княжение русским правителям стали выдаваться в Золотой Орде. Суверенного, политически независимого, самостоятельного государства на русских землях, на политической карте Европы не стало.

 

4. Монголо-татары осуществили перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»). «Ордынский выход» представлял собой прямой денежный налог по полугривне с сохи. Первоначально в сохе числили двух мужчин-работников. Впоследствии соха стала означать определенное количество пахотной земли, с которого взимался налог – посошная подать. Кроме «выхода» или «царевой дани», действовало более десятка других «даней» и «тягостей»: «запросы» – единовременные сборы; «ям» и «подводы» – участие в перевозках; «мыт», «тамга» – торговые сборы, «дары» и «поче­стья» – подарки в Орду; «корм» для проезжих ордынцев и т.д. Через налоговую систему изымался не только прибавочный, но и необходимый продукт. В денежном обращении наступил «безмонетный период». Почти все золотые и серебряные монеты ордынцы изымали. Приток иноземной монеты сократился. В качестве мелких платежных единиц использовались шкурки пушных зверей, шиферные пряслица, стеклянные бусы, старые дирхемы и денарии. Во время карательных экспедиций в русские земли гибли люди, материальные ценности. В «монгольский период» экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации (застоя). На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда. Развитие производительных сил происходило чрезвычайно медленно. Слабо развивались и товарно-денежные отношения.

По подсчетам военных историков, с 1055 по 1462 год на Русь было совершено 245 нашествий. За 1228-1462 годах северо-восточная Русь вынесла 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн, не считая довольно частых эпидемий, неурожаев и постоянных пожаров.

5. Охарактеризуйте причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении северо-восточных русских земель.

Ордынское иго хотя и сдерживало развитие Руси, но не смогло его остановить. Центром ее возрождения и объединения была Северо-Восточная Русь. Этот район был окружен лесами и реками, меньше всего подвергался набегам монголо-татар, сюда увеличился приток населения.

В XIII–XV вв. в этом регионе развитие получили города – Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. Все они становились центрами ремесла и торговли.

В ходе этого процесса возникал вопрос, вокруг какого из этих центров будут объединяться русские земли.

На роль лидера претендовали прежде всего Москва и Тверь.

Тверское княжество как независимый удел возникло в 1247 г. Оно усилилось в период правления князя Ярослава. Но в конце XIII – начале XIV в. стало очень быстро возвышаться Московское княжество.

К причинам возвышения Московского княжества обычно относят:

1) выгодное географическое положение этих земель: их расположение на пересечении торговых путей, отсутствие границ с иностранными государствами;

2) личные качества московских князей, в частности Ивана Калиты и Дмитрия Донского;

3) выгодные условия для боярской службы при московском дворе, что привлекало сюда самые лучшие военно-служилые кадры;

4) промосковская позиция Русской Православной церкви (в 1326 г. Ивана Калита приглашает митрополита в Москву, сюда переносится его резиденция. Москва стала религиозным центром Руси);

5) более быстрое развитие в Московском княжестве прогрессивных для того времени феодальных отношений;

6) политическая «слепота» монголо-татар, которые не сумели за феодальными распрями рассмотреть нового лидера.

 

Основателем Московской династии был Даниил Романович, который получил Москву в удел от отца, Александра Невского, в 1276 г.

Потомки князя увеличили территорию вдвое к середине XIV в. Возвышению Москвы довольно долго препятствовала Тверь, очень сильное княжество, во главе которого стояли двоюродные братья князей московского дома.

Хитрая дипломатическая политика Ивана Калиты (1325–1340), водившего дружбу с Ордой, выдвигала Москву в лидеры.

6. В чём состоит специфика формирования единого Российского государства:

Особенности образования централизованного русского государства:

1) Для Древней Руси был характерен эволюционный путь развития, а, начиная с 14 века, начинается мобилизационный путь, который осуществляется за счет вмешательство государства механизм функционирования общества.

2) Хронологическая близость единого государства и централизованной монархии.

3) Отсутствие Руси достаточных социально-экономических предпосылок для складывания единого государства. На Руси преобладали государственно-феодальные формы отношения, личностные зависимости крестьян от феодалов только начали формироваться. Города находились в подчинённом положение по отношению феодальной знати.

4) Национальное: во-первых, русское государство с самого начало формировалось как военно-национальное, т. е. движущей силой которого была потребность в обороне и безопасность. Во-вторых, формирование государство проходило на многонациональной основе.

5) Ведущая роль формирования российского государства политический фактор, т. е. необходимости противостояние Орде и Великому Княжеству Литовскому, поэтому все слои населения были заинтересованы централизации.

Такой фактор процесса объединения способствовал формированию особенностей к концу 16 века:

А) сильная монархическая власть, прочная зависимость от власти, господствующего класса.

Б) высокую степень эксплуатации непосредственно производителей привело к формированию крепостнической системе.

Причинами усиления Московского княжества были:

- выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

- выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

- захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

- понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

- исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

7. Каковы отличия российского самодержавия от европейского абсолютизма.

Абсолютизм – это особая форма монархии, при которой власть правителя не ограничена какими-либо законами или институтами.

Особенности самодержавия как российского варианта абсолютизма:

Во-первых, это отношение к царю, как к полубожественному существу. Данная особенность восприятия верховной власти – одна из наиболее древних и, одновременно, наиболее устойчивых черт русской культуры. На Западе подобная архаичная черта традиционной политико-правовой культуры была слабее и исчезла гораздо раньше, чем на Руси.

Во-вторых, в России даже высшая знать имела гораздо меньшее значение, чем в Западной и особенно в Средней Европе. В этом отношении она была похожа на знать Китая, Турции или Византии. Соответственно, самодержавие отличалось от западноевропейских вариантов абсолютизма большим объёмом власти правителя.

В-третьих, самодержавие в русской истории играло системообразующую роль. Государство здесь формирует сословия и обладает определенной самостоятельностью от основных общественных сил.

В-четвёртых, российский абсолютизм выполнял и многие задачи, имевшие общенародное значение. При абсолютизме Россия завоевала выход к Черному и Балтийскому морям, получив большие плодородные земли Новороссии. После окончания Северной войны 1700–1721 гг. Швеция в трех войнах так и не смогла вернуть себе Восточную Прибалтику. Западная Русь была вызволена из-под ига польской шляхты, а последний осколок Золотой Орды – Крымское ханство – было уничтожено в 1783 г., Турция была ослаблена, набеги на южнорусские земли прекратились. Последний полномасштабный набег крымских татар на территорию Российской империи произошел в 1768 г. Иными словами, самодержавие явилось исторической формой концентрации едва ли не всех ресурсов страны для проведения очередных тяжелейших воин. Во время войны цари получали почти автоматическую поддержку даже беднейших слоев населения.

В-пятых, существовал ещё один фактор. Если в Западной Европе абсолютизм был уничтожен буржуазией, то в России самодержавие само «выращивало» капитализм и долго сосуществовало с ним.

8. Существовала ли альтернатива опричной политике Ивана Грозного?

Ответ положительный. В результате деятельности «Избранной Рады» были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь был не только не таким мучительным и кровавым, как опричный, но и обещал результаты более прочные, исключал становление снабженной государственным аппаратом деспотической монархии.

При участии митрополита Макария была создана «Избранная рада» - это орган, который осуществлял исполнительную власть, формировал новый приказной орган.Избранная рада начала создание центральных органов гос. управления – приказов. ПРИКАЗ № 1: челобитная изба. Его задача: принимать жалобы (челобитные) на имя государя и расследовать их. ПРИКАЗ № 2: посольский. Это ведомство иностранных дел. ПРИКАЗ № 2: поместный. Занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. ПРИКАЗ № 4: разрядный. Штаб вооружённых сил. ПРИКАЗ № 5: разбойный. Ведал борьбой против разбоев и лихих людей. ПРИКАЗ № 6: земский. Ведал порядком в Москве. Для укрепления нового гос-ва монархии потребовалось создать чиновничий аппарат. В городах и волостях выбирались целовальники и старосты, которые становились чиноначальными людьми гос-ва. Было ликвидировано местничество. вводится постоянное стрелецкое войско, в отличие от дворянского ополчения. был принят новый судебник, который ликвидировал привилегию монастырей не платить податей в казну, запретил превращать в холопов детей боярских и дворянских. Введён поземельный налог в т.ч. и с церковных земель. Реформы укрепили гос. управление, военную систему, способствовали централизации.

Опричнина.2 февраля 1565 г. Иван IV объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. Последствия опричнины:1)опричнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;2)была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;3)опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

9. Cмута начала ХVII в.и историческое значение её преодоления.

Причины смутного времени:

Первая причина (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов .Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события:

1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.

2. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год.Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

1. Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова

2. Поход Лжедмитрия Второго В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников.

3. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским.

4. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции.

5. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.

Далее возникает период хаоса и анархии, конец которому положило Второе ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в конце октября 1612 года.

 

Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.

Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.

Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

10.Сословно-представительная монархия в истории России в российской историографии.

В середине XVI в. на Руси сложилась сословно-представительная монархия. Она основывается на разделении власти между монархом и его чиновниками, с одной стороны, сословными обществами с другой. В начале XVII в. в ходе Смутного времени сословно-представительная монархия достигает расцвета, с середины века начинается её кризис. Тем не менее, по мнению большинства современных историков, основные принципы сословно-представительной монархии сохранялись до начала XVIII в.

При этой форме правления основным источником государственного права остаётся обычай, однако в остальных отраслях права возрастает роль законодательства. Соответственно законодательство Московского государства является более сложным и обширным, чем в предшествующий период. В 1497 и 1550 г. издавались Судебники, посвящённые главным образом вопросам судопроизводства и уголовного права. В 1649 г. на смену им последовало Соборное уложение – полный свод законов России, охватывающий все стороны общественной жизни. Оно было написано на очень высоком для того времени юридическом уровне и не имело аналогов в других странах. Важной тенденцией законодательства Московского государства является постепенное уменьшение привилегий и влияния православной церкви. Она постепенно попала в зависимость от государства. Окончательно это произошло после церковного раскола середины XVII в.

Образование единого государства потребовало идеологического обоснования. Переход к новой форме правления вызвал размышления о политическом развитии страны. Поэтому в XVI в. на Руси появляется политическая публицистика, наиболее яркими произведениями, которой являются трактаты Филофея и письма Ивана Грозного и кн. А.М. Курбского.

11. «Священство выше царства»- причины противостояния церкви и государства в ХVII в.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь. Наметившаяся к середине XVII в. тенденция к огосударствлению всей жизни общества затронула и интересы церкви. «Соборное уложение» 1649 г. запрещало новое приобретение земель церковью. Одновременно сокращаются ее многочисленные привилегии. Тем самым ограничивается экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждается Монастырский приказ. Многие иерархи восприняли нормы Уложения как покушение на принципы церковного устроения. К числу наиболее последовательных противников новшеств относился Никон, в 1649-1652 гг. новгородский митрополит. Став патриархом, Никон постарался отчасти восстановить порядки, существовавшие на церковных землях до 1649 г. «Уложение», сохранившее на церковных землях судебные и административные права и привилегии патриарха, предоставляло ему возможность распоряжаться в собственных владениях, подобно удельному государю. Эту возможность Никон использовал для косвенного утверждения права церкви на участие в светских делах.
Никон, подобно патриарху Филарету, назывался великим государем. Такое формальное равенство царя и патриарха казалось Никону важным шагом к осуществлению идеи превосходства церковной власти над светской. Эта идея стала обоснованием теократических устремлений, то есть попыток церковных иерархов присвоить функции светских властителей.
В течение своего патриаршества (1652-1658) Никон отстаивал мысль о том, что священство выше царства. Однако в России не было предпосылок для установления теократии: царская власть упрочилась и стала приобретать самодержавный характер; в церковной среде теократические взгляды не были преобладающими. Патриарх, вероятно, надеялся, что сам царь добровольно признает главенство церкви. Чтобы добиться от царя уступок, Никон в 1658 г. под предлогом того, что в последнее время царь прекратил посещение церковной службы, отправляемой патриархом, а также не приглашал его на торжественные приемы, публично отрекся от патриаршества и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Однако Никон явно переоценил свои силы и влияние. Он рассчитывал, что царь будет просить у него прощения и вместе с боярами молить о возвращении на патриаршество. Но этого не случилось.
Тогда Никон передумал и решил остаться патриархом. Но теперь уже на это не соглашался царь. Началась изнурительная тяжба между патриархом и царем. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы оформить низложение Никона - Церковный Собор 1666 г. с участием восточных патриархов вынес приговор, угодный царю: бывший патриарх простым монахом был отправлен в Ферапонтов монастырь. Соперничество церковной и светской власти завершилось безусловным торжеством монархического принципа над теократическими притязаниями. Однако экономическое могущество церкви не было сломлено. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По настоянию этого же Собора был упразднен монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством. Все это восстановило позиции духовенства и замедлило процесс «обмирщения» материальной и духовной жизни общества.

12. Можно ли считать XVII век переходным от Средневековья к Новому времени? Обоснуйте Вашу точку зрения.

XVII – переходный период российской истории от эпохи Средневековья к Новому времени. Современники называли его «бунташным». Великая смута, крестьянские войны, городские и стрелецкие восстания, конфликт светской и церковной властей, раскол внутри самой церкви – все это отразилось на культуре, придав ее памятникам невиданную дотоле социальную остроту и злободневность.

Главной отличительной особенностью культуры стал бурно протекавший процесс ее обмирщения, освобождения от церковного влияния. Рождаются новые жанры в литературе, ведущим изобразительным стилем эпохи является барокко. В литературе его утверждают Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин. Зримо проявляется личностное начало в творческой деятельности людей, почти неизвестное Средневековью. Выразительные средства всех видов искусств берут отныне истоки в самой жизни, литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В
1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства чиновников государственной службы.

Под влияние Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 г. был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Культовая архитектура XVII в. перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчество.

Плодотворно развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразовании Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с Западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры, науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ.

Выводы

1.Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени.

Преобразования XVIII в. имели глубокие корни в XVII веке.

2.Переходный период характеризовался острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми,светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения.

3.Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению культуры, которое проявилось в стремление к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений.

Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.

4.Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской.В

XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей, а заимствований – все больше. Рост международного авторитета России, активизация ее внешней политики, увеличение объема культурных контактов способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные в ту эпоху русскими авторами, позже стали достоянием мировой культуры.

5.Основным содержанием историко-культурногопроцесса этого периода былоформирование русской национальной культуры.

 

 

13.Каковы экономические, социальные и социокультурные аспекты петровской модернизации.

1. В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира.

2.Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления старых форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

3.Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.

4.Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т. д. Но с другой – механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

5.Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее носителя – русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам не ослабевала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала XX в.

Парадокс петровских реформ сводился к тому, что «вестернизация» России, носившая насильственный и поверхностный характер, укрепляла основы традиционной русской цивилизации – самодержавие и крепостничество. С одной стороны, преобразования вызывали к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой – провоцировали антимодернизационную и антизападническую реакцию низов общества, а также сторонников традиционализма и национальной самобытности среди его интеллектуальной элиты.

14. Что такое «Просвещённый абсолютизм?», к какому периоду русской истории относится этот термин?

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных про-тиворечий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г, ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. «Вот я и в Азии», – писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. «Это – особое царство, – писала она, – столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екате-рина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. «Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, – писала она еще до воцарения, – слава страны моя собственная слава».

15. «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию»: причины протестного движения в эпоху либеральных начинаний Александра I.

 

16. «Россию надо подморозить»: удалось ли автору этих слов «подморозить» Россию. Что он имел ввиду?

Несмотря на то, что Александр III вступил на престол после того, как врагами России и Православия был убит его отец Александр II, годы его правления можно считать настоящим расцветом Российской Империи. Это последнее царствование, завершившееся без потрясений. Именно в этот период державная мощь России явила себя в полной мере.
Из-за обилия врагов и духовного кризиса, приведших страну к цареубийству, Император вынужден был действовать сурово и следовать принципу Победоносцева: "Россию надо подморозить". Так, был принят ряд мер, которые ограничивали права выборных, традиционных для России земских учреждений (введение "земских начальников" в 1889), а также были введены ограничения на доступ к среднему и высшему образованию детей трудящегося населения (пресловутые указы о "кухаркиных детях"). В итоге революционные космополитические круги были значительно подавлены.

Вместе с тем Александр Александрович всегда заботился о простом народе. При нём приняли ряд льгот для трудящихся: понижение выкупных платежей по реформе 1861, создание Крестьянского поземельного банка. Вместе с тем были, по сути, отменены ограничения для старообрядцев.
Александр III по истинно народному мнению получил прозвание "Миротворец". И действительно, период его правления был мирным для России. Обширные пространства Средней Азии присоединены бескровно, без войны отражена агрессия Великобритании. Хотя вооружёнными силами Император занимался очень много, и именно из его уст впервые появился афоризм: "У России только два союзника - армия и флот".

17.«На Березине Наполеон потерпел сокрушительную победу» - как Вы понимаете эти слова? Кому они принадлежат и по какому поводу сказаны?

По выражению Аркадия Аверченко (русский писатель) , Наполеон на Березине «потерпел победу». Когда 12 ноября Наполеон подошел к р. Березине, он располагал всего лишь 30—40 тыс. боеспособных людей и 35—40 тыс. безоружных и больных. Действительно, потерял он здесь людей больше, чем под Бородином (20—25 тыс. строевых и примерно столько же прочих). Через три дня после Березины у него, по Данным Ж. Шамбре, оставалось кроме 10—15 тыс. «некомбаттантов» (от французского «combattant» — воин) всего 9 тыс. бойцов: 2 тыс. офицеров и 7 тыс. солдат, почти исключительно гвардейских.

18. Кто такое народники? Лидеры движения, организации, их цели и задачи

Народники стали преемниками и продолжателями Герцена и Чернышевского. В 60-е и 70-е годы 19 века ведущим направлением стало революционное народничество. Идеализируя общинные порядки, народники полагали, что капитализм не имеет почвы для развития в России, а искусственно насаждается властью сверху. Революционные народники выступали за безвозмездную передачу всей земли крестьянам, требовали покончить с произволом полиции и чиновников, мечтали о свободе и равенстве для всего народа.

Их силы были направлены на пропаганду революционных идей в массах, на подготовку народа к восстанию. Они надеялись, что им удастся поднять крестьянство на революцию, которая затем осуществит необходимые социалистические преобразования в стране. Революционные народники выражали настроения широких крестьянских масс.
В революционном народничестве существовало три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Идеологи народничества признавали революцию единственным способом освобождения народа, однако они расходились во взглядах на формы и методы борьбы.

Идеологом бунтарского направления был М.А. Бакунин. Основная задача революционеров: разрушение гос-ва и всякой государственности, что должно привести к социализму и всеобщему равенству. Главная сила революции- это крестьянство и городские полупролетарские слои. Тактика строилась на широком использовании бунтарских методов. Отдельные вспышки крестьянских восстаний следовало слить в общую крестьянскую революцию, которая уничтожит гос-во. На его развалинах возникнет анархия в форме федерации самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.
Пропагандистское направление было связано с именем П.Л. Лаврова. Он считал, что народ еще не готов к революции, и, по его мнению, интеллигенция должна усвоить социалистические идеи и нести их в народ. Не немедленный бунт, а длительная пропаганда- главная задача. Чтобы развернуть пропаганду, необходимо создать революционную организацию.

Теоретиком заговорщицкого направления был П.И. Ткачев. Он, так же как и Лавров, не считал крестьянство готовым к революции полагая, что самодержавие в России не имеет под собой социальной опоры, его ничего не стоит уничтожить силами одной организации. Революционная интеллигенция должна путем заговора захватить государственную власть и установить новый общественный порядок. В начале 70-х годов движение народников приняло форму «хождения в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Эта акция не имела успеха. Главной причиной неудачи была беспочвенность веры народников в исконные «коммунистические инстинкты» крестьянина. Но осознание этого пришло не сразу.

19. «Порвалась цепь великая» : крестьянская реформа, значение, социально-экономические последствия.

Отмена крепостного права «Порвалась цепь великая, Порвалась – рассокочилась Одним концом по барину, Другим по мужику!...» А.Н. Некрасов. 16 февраля 1861 г. в Государственном совете было завершено обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Их подписание было приурочено к 19 февраля – 6-й годовщине восшествия Александра II на престол. Одновременно им был подписан и Манифест. Первоначальный его текст был составлен Н.А. Милютиным, но по повелению царя он был переделан московским митрополитом Филаретом. Он должен был придать Манифесту форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян. « …Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» Александр II. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». одготовка к обнародованию «воли» потребовала 2 недели. Оно проходило в течение месяца: с 5 марта (Петербург и Москва) по 2 апреля 1861 г. (на местах). «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов. Крестьянская реформа 1861 г. распространялась на помещичьих крестьян Европейской части России. Для национальных окраин были разработаны аналогичные законодательные акты в последующие десятилетия. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. 1. Крестьяне: а) получали личную свободу; б) наделялись общегражданскими и имущественными правами. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования: было объявлено, что они в течение еще 2-х лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать, хотя и в несколько измененном виде, те же самые повинности, что и при крепостном праве. Запрет помещикам переводить крестьян в дворовые. Сохранилось: а) сословное деление; б) подать от крестьян; в) рекрутские наборы; г) зависимость от общины. 2. Порядок наделения землей: а) сохранение помещичьего землевладения; б) крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях; в) размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1,1 гектара); г) за землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину (70 дней в год вместо 140) и оброк до полного ее выкупа; д) крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными. Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года. Выкупная операция: 1) 25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 2) 75% стоимости земли помещику возмещает государство. На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга. После этого оказаться от выкупной операции нельзя! Перевод крестьян на выкуп – завершающий этап крестьянской реформы. При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». 3. Порядок управления крестьянской общиной: а) государство вело расчет за землю с крестьянской общиной; б) контроль со стороны мировых посредников. Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине. Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами общины. Сохранение черт внеэкономического принуждения. Историческое значение реформы 19 февраля 1861 г. 1. политический фактор – укрепление авторитета правительства и царя, который получил имя Освободителя, то есть освободив крестьян с наделом, монархия упрочила свою социальную базу, получив миллионы налогоплательщиков; 2. экономический фактор а) стимулирование развития капитализма – отношения свободного найма и конкуренции способствовали подъему экономики; б) укрепление финансов государства; 3. социальный фактор – складывание новой социальной структуры, характерной для капиталистической страны (пролетариат и буржуазия).

По своему значению и последствиям эта радикальная реформа фактически означала перестройку самого фундамента государственной власти и государственной системы в целом. Отмена крепостного права воспринималась современниками и оценивалась исследователями как «перевал», «поворотный пункт» русской истории. Вывод: 1. крестьянская реформа носила недемократический, явно продворянский характер и стала результатом сложного компромисса между помещиками, крестьянами и правительством; 2. условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов с помещиками; 3. предотвращение массовых выступлений крестьян, хотя локальные имели место; 4. крестьянская реформа имела половинчатый характер, не решив аграрного вопроса, который оставался центральным и наиболее острым; 5. создание условий для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

20. Содержание манифеста 17 октября и начало российского парламентаризма. Роль С.Ю. Витте.

Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.

Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.

«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране. Содержание Манифеста 17 октября 1905 года

Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.

Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.

Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!