Обзор федеральной прессы, направленной на тему культуры



Сегодня на страницах периодической печати очень много ведется разговоров о духовности, о роли культуры в жизни нашего общества. Материалы о культуре встречаются в прессе нередко. В различных журналах, газетах. Мы видим освещение различных культурных событий: творческие встречи, обзор книг и спектаклей и многое другое. Это позволяет говорить о том, что в последнее время необычайно возрос интерес к своей культуре. Масштаб культурных событий и фактов, интересующий авторов и различных изданий (к примеру, "Культура", "Известия" и многие другие) очень широк. Среди них литературы, живопись, музыка, театр и другое. Современный человек осознаёт, что он н может быть человеком без знания культурных истоков, без опыта, в котором столетиями оттачивались нравственные правила жизни. В первой части мы рассматривали функции и типологию прессы в общем. В этой главе, опираясь на печатные издания мы рассмотрим, насколько культура в современной прессе отображает вышеизложенные пункты.

Реализация культуроформирующей функции издания зависит, с одной стороны, от особенностей личности журналиста, а с другой от политики издания. Речь идет не об объективной информации в сфере культуры, а субъективном отношении к нормам и ценностям, преломленным редакционной политикой и конкретным журналистом. Поэтому выбор издания и публикации, осуществляемый читателем, по сути, является выбором подходящего для общения собеседника, который должен удовлетворять условиям, которые предъявлены к нему читателем.

Данные СМИ содержат в себе определенный культурный заряд, не только информируя, но и воспитывая и формируя аудиторию.

Стоит отметить, что уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось распространение духовных благ, резко сократилась сфера любительского художественного творчества. Практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и, особенно на селе, «где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или шефском концерте артистов областной филармонии». Сегодня возрождаются уникальные народные промыслы и удивительные народные традиции, которые, как и прежде, помогают людям выжить.

По-новому стали работать и средства массовой информации. Прежде на полосах газет и страниц журналов, в передачах радио и телевидения создавался мир показного благополучия, критические публикации строго дозировались. Сейчас же отображаются реальные проблемы государства в целом.

Характерной особенностью духовной жизни общества в настоящее время является возросший интерес к публицистике. Документальные и оперативные жанры выступают на первый план во всех видах искусства. Нередко поднимаются злободневные проблемы.

Так же мы можем выделить политическую культуру. Заметно возросло число активистов, определяемых социологами и политологами как «продвинутые» или «инициативные граждане». Происходит институциализация структур гражданского общества, оказывающих влияние на принятие властных решений. Отношения власти и общества стали отдельной проблематикой качественных СМИ. Сейчас Интернет позволяет оперативно отражать мнения по самым острым вопросам. Таким образом, через рассмотрение предъявления позиций и гражданских инициатив на разных публичных платформах расширяется сфера взаимодействия граждан. Очевидно, что качество этой сферы во многом определяется деятельностью средств массовой-информации, направленной на активизацию политического участия — важнейшего индикатора гражданской культуры.

Классической в научной среде признана концепция гражданской культуры американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, разработанная ими в середине 1960-х годов и скорректированная в 1980-е годы с учетом перемен в мировом политическом устройстве. Концепция гражданской культуры модифицировалась голландскими исследователями Ф. Хьюнксом и Ф. Хикспурсом. Широкое научное признание также получила концепция постматериалистической культуры Р. Инглхарта, в рамках которой установлена взаимосвязь экономических, институциональных и политико-культурных изменений.

Для возрождения и развития российской художественной культуры необходима ориентация ее на высокие эстетические, реальные жизненные идеалы, на реализм в искусстве и гармоничное соединение индивидуальной творческой свободы с интересами русского народа и всей России. Для возрождения и прогресса российской духовной культуры требуется возрождение национального самосознания и самоуважения в российском народе, здоровых моральных ценностей и идеалов с ориентацией на традиции российского народа, а также возрождение традиционной для российского народа толерантности в религиозной жизни.

Проблема взаимодействия художественной литературы и средств массовой информации (СМИ) представляет, на наш взгляд, несомненный интерес для социально – философского анализа. Это связано с рядом причин, главные из которых необходимо рассмотреть более подробно.

Во-первых, названная проблема не нашла достаточного освещения в научной и философской литературе. Каждое из данных явлений отдельно являлось предметом исследования специальных наук. Художественная литература в текстуальном выражении, например, достаточно подробно представлена в работах филологов, а к средствам массовой информации неоднократно обращались политологи, социологи, социальные психологи и представители других общественных наук. Но комплексно, в единстве с применением философской методологии, данная проблема не рассматривалась.

Во-вторых, в современных условиях анализ взаимодействия художественной литературы и СМИ приобретает особую актуальность. Бурное развитие информационных технологий и принципиальное повышение их социальной значимости по — лучило философское осмысление в концепциях информационного и постиндустриального общества. Это, в свою очередь, потребовало корреляции содержания и современного обоснования места и роли рассматриваемых феноменов в духовной сфере жизни общества.

В-третьих, границы взаимодействия художественной литературы и СМИ значительно раздвинулись с включением России во всемирную паутину «интернета». Интернет приносит с собой многочисленные культурно-мировоззренческие проблемы, суть которых необходимо осмыслить в самой ближайшей перспективе, с тем, чтобы вовремя увидеть в этом феномене конструктивные и деструктивные стороны: где компьютер приходит на помощь человеку, экономя его время и освобождая от рутинной работы, а где оказывает разрушительное влияние на его психику и мировоззрение. Тем не менее законодательство некоторых стран не относит Интернет к СМИ, как, например, в Республике Беларусь: “Под средствами массовой информации имеются в виду периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации.”. Вместе с тем, в своем исследовании мы не можем не учитывать социального значения данного глобального феномена общественной жизни. Кроме того, по своим формальным признакам (регулярное распространение массовой информации) Интернет включается в категорию СМИ. Его можно рассматривать как медиа-среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. Также следует учитывать, что сегодня многие обычные СМИ имеют свои представительства в Интернете («онлайновые» версии).

В-четвертых, девальвация системы ценностей и мировоззренческих ориентиров, длительное время превалировавших в общественном сознании российского социума, сформировала необходимость их адекватной замены. По нашему мнению, в данном процессе художественная литература и СМИ занимают доминирующее положение. Подготовка и реализация позитивного ответа на эту общественную потребность требует глубокого понимания природы и сущности взаимодействия названных феноменов и механизмов их влияния на духовную сферу жизни общества в целом.

В-пятых, в развитие выделенных причин, стимулирующих интерес исследования взаимодействия художественной литературы и СМИ, необходимо включить проблемы деятельности социальных институтов, которые организационно представляют рассматриваемые общественные, государственные и частно- корпоративные явления. Они, на наш взгляд, нуждаются, в реформации и более четком правовом и нравственном регламентировании. Без необходимых государственных и общественных мер, направленных на реализацию данной потребности, деятельность упоминаемых институтов будет либо малоэффективной, либо, при определенных условиях, может привести к противоположному, по отношению к ожидаемому, результату.

Завершая анализ основных условий и задач возрождения и развития российской национальной культуры, следует отметить, что путь этот нелегкий и долгий. Однако думается, только на этом пути, только при решении вышеназванных проблем и задач расцветет российская культура, возрастет национальное самосознание, наполнится реальным содержанием ее государственный суверенитет.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!