Типологические и функциональные особенности прессы о культуре



Начнём с рассмотрения самого термина «журналистика». Журналистика это и наука, и вид творческой деятельности, а так же написание самих журналистских текстов и многое другое. Журналистику можно рассматривать с разных сторон, но в этой главе мы бы хотела обратить внимание на её типологию и функции, а так же на место культуры в современной журналистике.

В настоящее время подход к изучению систем СМИ развит настолько, что мы можем говорить о целой совокупности методов исследования, базирующихся на понятиях «тип» и «система». Этот подход помогает изучать сложную систему СМИ, её трансформацию. Жанры журналистских текстов были предметом внимания множества исследователей на протяжении длительного времени. Жанровым системам журналистских текстов посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов (Тертычный, 2017; Колесниченко, 2017; Шостак, 2016; Лазутина, Распопова, 2011; Mast, 2008; Кройчик, 2000 и др.), а также журналистов-практиков (Бершидский, 2013; Григорян, 2007; Третьяков, 2004 и др.).

Первоначально происходившее в рамках практической деятельности, формирующей тип, теоретическое осмысление метода изучения печатных СМИ занимало умы таких известных ученых, издателей и общественных деятелей, как М. Ломоносов, Н. Полевой, П. Надеждин, Н. Греч, В. Белинский, Л. Герцен и др. И именно люди, занимавшиеся классификацией периодики и систематизацией представлений о ее развитии ещё в XIX веке, предложили ряд терминов, без которых немыслима современная наука о печатном слове. Так, Николай Полевой в 1825 году в журнале «Московский телеграф» впервые употребил слово «журналистика», а слово «публицистика» было впервые применено Иваном Снегирёвым в «Историческом обзоре журналистики» в 1847 году.

В 1830-х годах классификацию периодики проводил Я. Неверов. Во второй половине XIX века появилась официальная правительственная классификация прессы:

- частные и правительственные издания с политическими и литературными отделами;

- издания сатирические;

- издания педагогические;

- издания духовные (частные и епархиальные);

- издания специальные и ученых обществ;

- губернские ведомости и прочие правительственные издания».

В 70-е годы XX века в ряде исследовательских центров происходит становление отдельного полноценного раздела науки о журналистике - типологии СМИ. В некоторых работах этого времени авторы обосновывают теоретические основы метода типологии применительно к печати.

Типология помогает понять место изданий или программ в системе средств массовой информации, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в нынешних условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.

Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

-сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

-располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

-иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

- структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения и радио, которые могут способствовать выполнению этих функций.

СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.).

Основой типологии является разделение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица разделяемой в типологии реальности. В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал).

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета); периодичность(ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

Целевое назначение изданий дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др.

В процессе взаимодействия журналистики с социальной практикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое издание и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы профессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усвоить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.).

И с другой стороны: выпадение того или иного элемента или, напротив, внедрение чужеродного элемента в некую систему (тип) приводит к конфликтным ситуациям на самых разных уровнях. Например, подмена цели деятельности нередко приводит к тому, что под видом журналистики читателю предлагают пропаганду, политический заказ или рекламу.

Заметим и следующее: конкретная содержательная и композиционно-графическая модели СМИ могут быть созданы в соответствии с типом издания, но при этом не «работать». Тип – это теоретическая категория, это – канон, следование которому оптимизирует деятельность редакции. Не сбрасывая со счетов интуицию, профессиональное чутьё (см.: угадать тип; импровизировать при поиске новой тематики и проблематики, расширяя «возможности» типа; находить новые приёмы и формы в пределах типологической определённости и т.д.), следует признать, что эффективность СМИ зависит от системного – научного – подхода к типологии.

Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Но обновленные редакции опирались на многолетний опыт своих предшественниц, воплощали в жизнь те идеи, которые вынашивались в «старых» изданиях. Подобным образом относительно новая для России деловая пресса (газеты «Коммерсанта», «Экономика и время», «Бизнес-курс» и др.) обязана своим появлением и успехом возрождению в России предпринимательства и формированию спроса на деловые издания. Однако потребовались еще, с одной стороны, инициатива конкретных издателей и журналистов, увлекшихся этим видом прессы, а с другой стороны – выдающиеся образцы деловых изданий, формировавшиеся в течение последнего столетия: «Financial Times» в Великобритании, «Wall Street Journal» в США, «Neue Zrcher Zeitung» в Швейцарии и др.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. Поэтому конструкции и данные, приведенные в учебниках 1960-1980-х годов, не полностью соответствуют реальному состоянию российской журналистики.

Наконец, еще одно замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические системы, причем нередко среди специалистов разгораются споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизапии, какие из них важнее – то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.

Средства массовой коммуникации опираются на иную систему ценностей и задач, чем та, которая лежит в основе «социокультурной таблицы». Разумеется, печать, радио, популярные грампластинки, репродукции картин не только по праву входят в основной набор элементов социальной культуры, которые регистрируются в библиотечных каталогах и тому подобных перечнях, но, несомненно, оказывают огромное влияние на всю социальную систему; они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом всё поле культуры.  

В 1960-х годах в журналистике выделялись следующие функции:

- информационная;

- просветительская;

- воспитательная;

- регулятивная;

- гедонистическая.

События последних десятилетий повлияли и на такой социальный институт, как журналистика. Теоретиками были пересмотрены существующие ранее положения, в том числе и касающиеся предназначения и социальной роли СМИ. Так, Е.П. Прохоров рассмотрел журналистскую деятельность с точки зрения положения целей и достижения ею результатов. На основании такого подхода были выведены такие функции:

- коммуникативные;

- непосредственно-организаторские;

- идеологические;

и на периферии:

- рекламно-справочные;

- рекреативные

В начале же 1990-х годов Гостелерадиокомитет полагал, что СМИ в первую очередь должны убеждать и утешать. По вопросу о функциях СМИ до сих пор не выработано единого мнения. Зачастую исследователи ограничиваются перечислением лишь способов функционирования журналистики, в которых отражаются различные ее задачи. Долгие годы единственно верным считалось утверждение В.И. Ленина, что «газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»

Современный человек вырабатывает свою культуру не путем целенаправленной деятельности по дальнейшему развитию основ знаний, приобретенных им за годы образования, а под воздействием непрерывного потока отдельных элементов культуры, которые постепенно накапливаются в общем процессе культурной деятельности. Такое накопление не есть ре-результат целенаправленных усилий по приобретению систематических знаний — это не соответствует самой сущности жизни в наш технический век; оно происходит вследствие постоянного притока из внешней среды самой разнообразной информации. Поэтому при изучении цикла интеллектуального творчества чрезвычайно важно рассмотреть всю систему средств массовой коммуникации.

Книги, специальные и литературные журналы, картинные галереи, фонотеки, фотоархивы представляют собой материальные носители всего этого множества сообщений в каждый данный момент. В процессе «осаждения» элементов культуры на их основе формируется «социокультурная таблица». На состав этой таблицы влияют и совершающиеся во внешнем мире факты, и исторические события, которым журналисты придают также форму сообщений (ежедневные газетные новости). Средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, система народного образования) постоянно черпают из этой массы сведений материал для создания своей продукции. В этом отношении особенно характерна роль радио. Деятели средств массовой коммуникации производят почти случайный отбор элементов сообщения, руководствуясь одновременно имеющимися директивными установками, таблицей социальных ценностей и принципом наименьшей затраты усилий, с тем чтобы радиостанции, ротационные станки, учебные аудитории, кинозалы ни дня не оставались без дела. Все эти средства, вместе взятые, представляют собой важнейшую характерную особенность нашей эпохи и в значительной мере определяют характер повседневной жизни социальной массы. Любой человек в составе этой массы в зависимости от своего присутствия или отсутствия в том или ином месте, от конкретности или абстрактности материала, в разные дни и часы черпает некоторую случайную выборку из потока этих сообщений, размножаемых в огромных масштабах и поступающих к нему через тот или иной канал массовой коммуникации.  

Средства массовой коммуникации создаются профессионалами-практиками, которые пользуются при этом естественными для них — или, во всяком случае, ими безоговорочно принимаемыми — готовыми системами ценностей; со своей стороны они оказывают на эти системы лишь незначительное и очень медленное воздействие. Задача этой группы деятелей заключается в том, чтобы выделить из совокупности всего, что только есть нового (в самом широком смысле этого слова, то есть учитывая, что новизна может носить весьма относительный характер), небольшое число таких элементов и фактов (факты отражают случайности и исторические закономерности реального мира, пропущенные сквозь призму сознания), которые отвечали бы известным четко сформулированным критериям. Среди этих критериев «значительность» в смысле классической культуры, подразумевающаяся у наблюдателя способность взглянуть со стороны на объект интеллектуального мира, играет менее важную роль, чем понятность, интересность и некоторая «перспективность».  

Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов, причем делают это почти произвольным образом: ведь именно они подают факты в таком свете, что в сознании миллионов людей весть о замужестве иранской принцессы предстает иным ученым накануне в напечатанном в вечерней газете экономическом обзоре и т. п. Подобно тому как внутри человеческого рода природа не делает никаких «биологических скачков», их нет и в области человеческого разума. Это значит, что нет и не может быть никакой башни из слоновой кости, никаких непроходимых границ между интеллигентом или любым другим творцом нового и той средой, которая на самом деле питает не только его тело, но и его разум.

Таким образом, перед нами вырисовывается замкнутый цикл: новые идеи создаются на основе старых, новые творения создаются внутри существующей системы культуры в рамках определенного кумулятивного процесса. Скорость обращения сообщений в этом цикле может быть разной для разных культур и обществ.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!