Современное культурное строительство связано в первую очередь с развитием национальной системы образования.



В период независимости новые возмож­ности получили для развития националь­ная литература и поэзия, изобразительное искусство. Создан национальный театр, первые уверенные шаги делает мароккан­ское киноискусство. В стране выходит ряд газет на арабском и французском языках. Радиовещание ведет передачи на араб­ском, берберском, французском, испан­ском и английском языках. Особо важ­ную роль приобрело недавно созданное национальное телевидение.

 

МАВРИТ

Современное население Мавритании в антропологическом отношении неодно­родно. Оно относится к двум большим расам - европеоидной и негроидной. К первой, точнее, к ее средиземноморскому типу, принадлежат арабы и арабизиро­ванные берберы, называемые также маврами. По последним оценкам, мавры составляют примерно 2/3 всех жителей страны. По внешнему виду они мало чем отличаются от арабов других североафриканских стран, разве только несколько более смуглой кожей и строй­ной осанкой, присущей всем бедуинам- кочевникам. Они живут во всех частях страны, но в Северной и Центральной Мавритании образуют (вне городов и оазисов) этнически однородное населе­ние, занимающееся преимущественно ко­чевым и полукочевым скотоводством.

По одной из принятых лингвистических классификаций, языки негроидных наро­дов страны относятся в основном к двум языковым группам: северной подгруппе западноатлантических языков (фульбе, тукулер, волоф) и языковой группе манде (сонинке, малинке и др.).

В Мавритании, как и других странах Северной Африки, господствующая ре­лигия — ислам, который в соответствии с конституцией 1961 г. провозглашен государственной религией. Президентом стра­ны может стать только мусульманин. Вместе с тем гарантирована свобода дру­гих вероисповеданий. Подавляющее большинство мавританских мусульман, как мавров, так и негро-африканцев, - сунниты. Носители и толкователи му­сульманского вероучения — марабуты представляют одну из традиционных вы­сших каст. Очень характерно существова­ние в стране различных религиозных братств, или орденов, наиболее влиятель­ные из которых - кадирия, таджания, шаделия и гудфия. Их члены призваны быть ревностными защитниками ислама и распространителями его особого мисти­ческого течения - суфизма.

В современной Мавритании наблюда­ется дальнейшее развитие национально­этнической консолидации населения. Этому способствуют такие факторы, как общность языка и происхождения основ­ной части мавританцев, а также экономи­ческие и культурно-исторические связи народов при длительном совместном их проживании на одной территории, об­щность религии и обретенная в нацио­нально-освободительной борьбе общая государственность.

В этом сложном процессе в условиях двухрасового состава населения харак­терно развитие нескольких тенденций: во-первых, сближение и взаимопроникнове­ние всех или большинства этнических общностей; во-вторых, консолидация арабов Мавритании в нацию; в-третьих, укрепление межэтнических связей среди негро-африканцев и т. д.

Первая тенденция проявляется в том, что наряду с существованием сильно обособленных этнических групп все больше происходит взаимопроникнове­ние представителей различных рас в усло­виях совместного развития. При этом истоки такого взаимопроникновения ухо­дят в далекое прошлое. Видимо, поэтому цвет кожи не является достаточным при­знаком для определения этнической при­надлежности мавританца. Среди арабо­берберского населения можно встретить как «белых», так и «черных» мавров. В последние десятилетия обнаруживает­ся заметное увеличение смешанного населения. Межрасовое смешение - метиса­ция - в мавританских условиях высту­пает как важный фактор национальной консолидации в рамках единого государ­ства.

Вторая тенденция развивается парал­лельно с первой. Национально-этниче­ская консолидация также основывается на формировании территориально-хозяй­ственных связей и единого рынка. Но она в большей мере сталкивается с сохране­нием среди арабов некоторых черт родо­племенных отношений и полуфеодаль­ных пережитков, племенного обособле­ния (потерявшего, правда, свое прежнее значение), системы традиционного род­ства, а также отдельных кастовых тради­ций, особенно в сознании, и др. Но тради­ционное деление мавров на иерархиче­ские социальные группы (касты) — хаса- ны, марабуты, лахма, харатины и др. — постепенно трансформируется и уступает новым классовым отношениям. Этот про­цесс особенно усилился в годы независи­мости, когда была официально ликвиди­рована кастовая традиционная система. Из марабутов стала, как правило, форми­роваться современная торговая и бюро­кратическая буржуазия, из низших каст— еще немногочисленный рабочий класс и люмпен-пролетарии. Размывание каст происходило еще раньше, вследствие того что в отличие от индийских маври­танские касты не являются строго эндо­гамными, т. е. заключение браков было возможно между представителями раз­личных, хотя и не всех каст. Дальнейшая консолидация этнической общности ара­бов зависит во многом от роста их нацио­нального самосознания и преодоления пе­режитков племенной ограниченности.

Третья тенденция стала проявляться сравнительно недавно и связана с возрас­танием роли негро-африканских народов в экономической жизни молодого госу­дарства, более высоким демографиче­ским ростом среди них и т. д. Существен­ной особенностью является то, что межэт­ническое сближение внутри этой группы народов происходит на основе француз­ского языка, который бывшие колониза­торы особенно активно внедряли в Южной Мавритании с целью противопо­ставить негро-африканские народы ара­бам. Родные же языки мавританцев-не­гроидов признавались «диалектами», и преподавание на них в школах не допу­скалось.

Бывшие номады были вынуждены рассе­ляться в основном в районах сахеля и долины Сенегала, а также в городах побе­режья. Этот сдвиг, который еще далеко не завершен, не только связан с общими процессами трансформации традицион­ного общества, но и, несомненно, явил­ся следствием катастрофической засухи 1969—1974 гг.

Подавляющее большинство мавритан­цев составляют сельские жители, среди которых преобладают два основных хо­зяйственно-культурных типа: кочевни­ков-скотоводов Сахары и сахеля и осед­лых земледельцев оазисов и долины Сенегала. Соотношение между ними было до последнего времени довольно устойчивым, хотя и не очень определен­ным. Кочевники в лице арабов были самой крупной по численности группой маври­танского населения, и их доля в нем, по разным оценкам, колебалась от 3/4 до 2/3.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!